Первые настольные игры появились аж за четыре тысячи лет до
нашей эры, то есть примерно шесть тысяч лет назад. Шахматы, шашки, нарды- кто
сегодня не знает эти игры и не умеет играть хотя бы в одну из них.
ХХ век принес новую моду и новые веяния в жизни людей.
Изменились и настольные игры, многие из которых сейчас являются почти
легендарными - «Монополия», «Колонизаторы» и другие, не менее популярные
бренды. К сожалению, наша страна была долгое время изолирована от западных
продуктов игровой индустрии. В то время, как американские дети играли в
«Скрэббл», на территории СССР процветали всевозможные «Колобки» да «Золушки».
Впрочем, не будем о грустном. Сейчас настольные игры - это
отдельное и весьма перспективное направление игровой индустрии. Так что
сближение их с кино и видеоиграми логично и ожидаемо. Оцифрованы «Монополия» и
«Мафия», перешли с экранов мониторов и телевизоров на столы «Старкрафт» и
«Беовульф». И вот эти тенденции наконец-то дошли и до так называемого
постсоветского пространства. Компания «Мир Фэнтези» разработала и издала
настольную игру по книжному бестселлеру и сверхудачному шутеру от 4A Games «Метро 2033».
Первое, что бросается в глаза, после открытия упаковки - это
высокое качество изготовления: отличный картон, полноцветная полиграфия и
выточенные из дерева фишки, по словам авторов, «стилизованные под старые
советские игры». Свою цену в чуть меньше чем две тысячи рублей «Метро 2033»
оправдывает на 100%.
В комплект игры входит собственно игровое поле, а также
карточки станций, угроз, предметов, героев, заданий, карты кланов, за которые
предстоит играть, фишки героев, кубики и
различные жетоны. Дизайн всех элементов на высоте, а поле в виде схемы
Московского метро - вообще отдельный повод для восхищения.
Вопреки возможным ожиданиям, настольное «Метро 2033» - не
ролевая игра, и даже не квест. Это полноценная стратегия, авторы которой явно
вдохновлялись как минимум «Колонизаторами». Нам предстоит захватывать станции
Московского метро, расширяя сферу своего влияния, справляться с различными
угрозами, таящимися в тоннелях подземки, и соперничать с другими игроками.
Собираться за игровым столом может до шести человек - от
количества играющих зависит то, сколько победных очков надо получить для того,
чтобы стать победителем (чем больше народа, тем меньше очков).
Каждый игрок выбирает себе один из кланов и героя, знакомых
по оригинальной книге Дмитрия Глуховского, среди который Хан, Артем и Хантер.
В зависимости от выбранного клана игроки занимаю свои
стартовые станции, одна из которых является неотъемлемой. Во время своего хода
участники могут либо расширить свое влияние путем захвата станций с помощью
героя или армии, либо добывать ресурсы и увеличивать свои вооруженные силы и
перемещаться по карте. Кстати, в отличие от книги, где все самое интересное
происходило именно в тоннелях, в настольной версии задействованы только
станции, которые нужно захватывать. Для этого необходимо сначала одолеть Угрозу
(эти карточки в случайном порядке вытягиваются из особой колоды). Почти во всех
ситуациях победитель определяется броском кубика.
Вот собственно и все. Мы путешествуем, выполняем нехитрые
задания и сражаемся. Игровые партии занимают не слишком много времени - это вам
не «Цивилизация». Однако провести за столом часа 3-4 все равно придется.
И насколько бы безоблачным до этого момента все не казалось,
на деле ситуация более плачевна. Удивительно, но целевая аудитория «Метро 2033»
- по всей видимости люди, до этого ни разу не игравшие в настолки, да и к тому
же не знакомые с литературным первоисточником. Иначе никак не объяснишь
примитивную и непроработанную механику, зияющую огромными дырами, а также
полное отсутствие атмосферы и связи с книгой или видеоигрой. Если по порядку,
то уже в после нескольких ходов становится понятно, что заняться в мире
настольного «Метро» толком нечем, ресурсы накапливаются очень быстро, а задания
выполняются только за счет везения. Собственно элемент удачи - краеугольный
камень игры (не забываем, что играем мы все-таки в стратегию - жанр, где обычно
принято полагаться не на удачу, а на тонкий расчет). Кроме того, добавленные
разработчиками убер-угрозы, против которых нет никакой защиты, гимп-способности
героев и вещи, дающие нереальное преимущество, на корню убивают и без того
хрупкий баланс.
С другой стороны, мы сталкиваемся с необходимостью постоянно
воевать с другими игроками, что противоречит духу книги, где люди хоть и
преследовали свои цели, но все равно старались скооперироваться. В настолке же
мало того, что возможности для сотрудничества не предусмотрены в принципе, так
нас еще и настойчиво стравливают, подкидывая «плюшки» за победу над товарищем
по столу.
В итоге можно сказать, что победа достается самому везучему
игроку, а отнюдь не самому умелому (напоминаем еще раз, мы играем в стратегию).
Самое обидное, что у проекта весьма неплохой потенциал, и после обработки
лобзиком «хомрулов» (homerules = домашние правила - прим.редактора) игра становится весьма неплохой. Впрочем, на это
тоже нужно желание и время.
По ходу игры к технической реализации также возникают
претензии. Вся механика моделируется перемещением по различным карточкам
жетонов, которые хоть и выполнены на высоком полиграфическом уровне, но по
своим размерам, а, главное, количеству, могут запросто ввести в священный
трепет. А уж малейший ветерок или неосторожное движение вообще приравниваются к
эпической катастрофе.
Так что, «Метро 2033» можно порекомендовать разве что
начинающим геймдизайнерам, которым нужен простор для тренировки в отладке
баланса, а также тем, кто просто любит данный сеттинг, и хотел бы сделать свою
собственную игру. Для этой цели в коробке от «Мир Фэнтези» есть все
необходимое, вот только книжку правил лучше сразу забросить куда подальше.