Авторская колонка
Рутра Заморосский о духе времени
Огромное голубошерстное существо, представляющее собой причудливую смесь тигра с кузнечиком, застыло, принюхиваясь, на расстоянии нескольких метров. Пригибаешься, как-то весь скрючиваешься, вжимаясь телом в кресло – только бы не заметило. От страха вцепляешься в подлокотники так, что немеют пальцы. Откуда-то из глубин мозга отчаянно поступают сигналы: это всё неправда, это всё понарошку, не верь. Но зрение не обманешь: трёхметровый тигрокузнечик распахнул свою страшную пасть, и нельзя отвести взгляда от его острых белоснежных клыков, с которых стекает мутновато-жёлтая, правдоподобно объёмная слюна. Зверь широко распахнул пасть и клацнул клыками – в каких-то сантиметрах от твоего лица – и унёсся прочь, гонимый стрелами и пиками странных синих мужиков с хвостами. Мочевой пузырь, чуть было не давший слабину, теперь можно расслабить – кажется, пронесло. «Да ведь я… в кино!» – постепенно возвращаешься к реальности.
Настоящее, объёмное 3D, ещё год назад казавшееся фантастикой, невероятной технологией из отдалённого будущего, сегодня воспринимается как нечто, конечно, удивительное, но вполне само собой разумеющееся – в каждом приличном кинотеатре проводятся 3D-кинопоказы, в магазинах появились первые, пусть пока ещё и очень дорогие, 3D-телевизоры, известные компьютерные игры обзаводятся поддержкой 3D-режимов. Компании Sony, Nintendo и Nvidia объявляют 3D приоритетным направлением развития и внедряют технологию в ведущие видеоигры. Медленно, но уже, похоже, неотвратимо 3D из дорогого удовольствия для избранных превращается в развлечение для самых широких кино- и игроманских масс. Но если для кинематографа появление объёмного изображения, в целом, не ознаменовало масштабных преобразований, способных в корне изменить будущее фильмов (хотя,конечно, и усилило многократно силу воздействия кино на зрителя), то для игровой индустрии 3D, вполне возможно, станет провозвестником новой эпохи – и совершит настоящий переворот в игростроении, вторую в истории игр 3D-революцию.
Первая 3D-революция пришлась на 90-ые годы прошлого века. Речь идёт не о первой трёхмерной игровой консоли всех времён – монохромном недоразумении Virtual Boy – а о том переломе, который произошёл в игростроении в те годы. Я имею в виду появлении первых по-настоящему трёхмерных игр – трёхмерных не в том смысле, что объёмных, как фильм «Аватар» – а собранных из полигонов, с возможностью движения в произвольном направлении, с большими открытыми пространствами, доступными для исследования. Трёхмерные игры были и раньше – первая из них, Battlezone производства компании Atari, увидела свет ещё в 1980-ом году. Но в большинстве своём эти игры с точки зрения игрового процесса почти не отличались от двумерных, и не открывали перед индустрией новых горизонтов. Настоящая 3D-революция началась чуть позже – в первой половине 90-ых.
Ваши любимые DooM, Wolfenstein 3D и менее известные в России Virtua Racing, Star Fox и многие другие легендарные игры – дети той революционной поры. Революционность их не в том, что они стали выглядеть не так, как современные им двумерные игры, а в том, что они сумели предложить совершенно новое измерение геймплея – на свет появились такие жанры, как FPS, TPS, гонки и квесты от первого лица и всё остальное пышноцветье современных направлений, которые были в принципе невозможны в эпоху 2D. Довершила разгром старого игрового мира и навсегда закрепила превосходство трёхмерных игр над двумерными невероятная Super Mario64 – первый в истории трёхмерный платформер, который перёвёл даже такой консервативный, традиционно двумерный жанр как платформер в абсолютное трёхмерье, наглядно продемонстрировав, какими должны быть камера, управление и геймплей в трёхмерных играх. Это была настоящая революция, навсегда изменившая игровую индустрию. Послужит ли появление новых – на этот раз объёмных, стереоскопических – 3D-технологий двигателем второй 3D-революции – вопрос, ответа на который я не знаю. Но у меня есть несколько мыслей по этому поводу, которыми я бы хотел с вами поделиться.
Признаться, когда стереоскопическое 3D только появилось, я отнёсся к нему скептически. Конечно, я, как и все, сходил в кино на «Аватара» – расщедрился и в канун Нового года сводил девушку в белодачинский IMAX на самое правильное и эффектное 3D. Остался очень впечатлён (см. первый абзац), но в то, что эта технология пришла всерьёз и надолго не поверил – очень уж быстро от неё устают глаза (каждые двадцать минут приходилось снимать очки и делать перерывы), да и на головные боли многие жалуются. После «Аватара» трёхмерное кино стало выходить одно за другим – я его старательно избегал, посещая исключительно старорежимные двумерные кинопоказы. Но когда стерео-3D начало активно вторгаться в видеоигры – в сферу моих профессиональных интересов – игнорировать его стало невозможно. Я ознакомился с игровым 3D в трёх вариантах– на экране специального 3D-монитора (выглядело это значительно менее круто, чем «Аватар» в кино), на экране проектора (так же круто, как «Аватар») и на трёх объединённых в одно целое мониторах – 3D Surround (круче, чем «Аватар»!) – и теперь могу точно сказать, что эта технология всё-таки имеет перспективы в будущем. Тем более что признанные гранды игровой индустрии – компании Sony и Nintendo – занялись её активной поддержкой. Особенно воодушевляет пример Nintendo, которая уже совсем скоро обещает выпустить мощную портативную консоль с полной поддержкой 3D по цене, не превышающей 300 условных единиц. Уж если за это направление взялась компания, приучившая весь мир махать руками перед телеэкранами и кричать проклятия в микрофон карманной приставки, не означает ли это, что игровое 3D ждёт оглушительный успех? Скорее всего, так. Но будет ли это новой, второй 3D-революцией?

Ответ на этот вопрос целиком и полностью зависит от разработчиков игр – от того, как они сумеют распорядиться технологией, оказавшейся в их руках. Станем ли мы свидетелями рождения новых жанров или преображения до неузнаваемости старых, или игры останутся такими же, как были прежде, всего только прибавив в глубине? Пока на эту тему можно лишь фантазировать – например, представляя каким пышным букетом могут расцвести игры жанра puzzle на грядущей 3DS. Или какими будут игры наподобие Child of Eden, обзаведясь не только поддержкой Move и Kinect, но и объёмной картинкой. Было бы интересно узнать и ваше мнение по поводу того, что 3D может дать видеоиграм – быть может, у вас уже есть идея игры, способной изменить устои индустрии? Приглашаем к обсуждению темы в комментариях.
Домашнее чтение: краткая история 3D (англ.яз.).