World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов
Спецы и мнения

World of Tanks — 10 лет! Как советский танк переехал орков и эльфов

Неделю назад, 12 августа, World of Tanks справила солидный юбилей. Одной из главных игр, разработанных на территории СНГ, исполнилось 10 лет. Мы решили вспомнить всю историю становления «Танков» — с чего все началось и как проект стал тем, чем является сейчас. А в качестве эксклюзива — заглянуть в ближайшее будущее. Для этого нам пришлось как следует копнуть в историю и пообщаться с сотрудниками Wargaming. Заводите свои танки, мы отправляемся!

Перелистываем альбом наших воспоминаний в самое начало. Фотография, которую в провинциальной газете бы назвали «Жаркая дискуссия». Подписана «Москва, 2008 год». День принятия решений. День, ставший точкой отсчета. Один из главных героев той встречи — Петр Битюков. Он до сих пор работает в компании и является активным игроком: на его аккаунте более 100 000 боев.

«Уже тогда у нас было ощущение, что это будет что-то большое и стоящее, что у проекта хороший потенциал. Но в целом нами правил азарт, запал создания чего-то нового, интересного, оригинального. Чем дальше мы продвигались, чем ближе были альфа- и бета-тест, тем больше появлялось уверенности, что мы идем в нужном направлении. Затем началось общение с первыми игроками — они тогда еще были из числа друзей, знакомых и родственников, давали конструктивную критику, прислушивались, когда мы что-то объясняли. Помню, как после первого совместного обсуждения концепции игры у меня на квартире — когда мы решили, что будем делать игру именно про танки, — буквально через несколько дней мы начали набрасывать первые варианты будущих деревьев. И я постепенно стал входить в роль танкового эксперта: копаться в разных справочниках, искать какие-то машины в интернете, чтобы заполнить ниши в возможном дереве… Сначала были советское и немецкое, третьим планировалось американское, четвертым британское».

Вот так орков с эльфами переехал здоровенный монстр, ощетинившийся советским «дрыном» крупного калибра. Так появилась игра, переросшая все возможные рамки и пределы первоначального проекта. Гигантская, многообразная и увлекательная.


Перелистываем альбом, 2010 год. Танки и орки

Зима 2010 года, закрытое бета-тестирование проекта «Танкодром». К его началу в игре уже было несколько десятков моделей и три карты. На участие в бете полетели заявки — сначала сотнями, потом десятками тысяч. Летом 2010 года начался открытый бета-тест игры с двумя ветками техники, немецкой и советской. Разработчики не стеснялись в агрессивный и по-хорошему наглый маркетинговый штурм.

Следующее фото в нашем воображаемом альбоме датируется 12 августа 2010 года (число перечеркнуто и исправлено на 13): World of Tanks выходит в онлайн. И случилось то, что глобальный паблишинг-директор игры Максим Чувалов метко называет «культурным феноменом».


«Мы создали новый игровой жанр, открыли целую нишу и вовлекли огромное количество игроков, которые до этого вообще никогда не играли ни в игры вообще, ни в онлайн-игры в частности, — а некоторые до появления нашей игры в принципе не имели дела с компьютером. Можно с уверенностью говорить о том, что мы расширили рынок пользователей многопользовательских игр. Наряду с рыбалкой, спортом, гаражом World of Tanks превратилась в хобби для огромного количества людей. Есть много игр, в том числе мобильных, которые могут похвастаться большим количеством игроков. Но очень немногие становятся культурным феноменом».


И с этим сложно поспорить. В «Танки» ворвалась даже та аудитория, что раскладывала на рабочем ПК «Солитер» или махалась с туповатыми ботами в оффлайн-нарды. Взрослые мужики, цыкавшие презрительно на «эти ваши компьютерные стрелялки», залипли за прокачкой третьих ИСов, «пятьдесятчетверок» и королевских «Тигров». Такую популярность в прессе можно и нужно называть сумасшедшей.


Перелистываем альбом, 2011 год. Мировая экспансия

В феврале 2011 «Танки» стали еще круче. К командным режимам добавилась возможность клановых боев на Глобальной карте, создателем которой был Кирилл Маль. Успешное тестирование в феврале открыло дорогу отдельной галактике во вселенной WoT — Мировой войне. Только на эту тему автор готов написать целую диссертацию, но ограничимся коротким тезисом.

Режим «Глобальной Карты» в проекте Wargaming дал комьюнити возможность попробовать себя в стратегическом планировании, дипломатии и организации отдельных игроков под флагами целых кланов или альянсов. Представьте себе, со временем альянсы насчитывали до 4-5 тысяч человек, объединенных многочисленным командованием, которое регулярно обсуждало стратегии, захват и оборону целых фронтов. В ход шло все, что можно, включая переговоры, пакты о ненападении, предательства и непримиримые противостояния между принципиальными соперниками.

В этом же году Wargaming выпустила игру в Китае, Америке и Европе, а еще принялась прощупывать почву в набирающем популярность киберспортивном направлении. 18 июня в Москве прошел своеобразный чемпионат мира под названием «Уральская сталь», собравший более 200 «танкистов» со всей планеты. К сожалению, киберспорт в World of Tanks сейчас переживает не лучшие времена. Почему? Объясняет Максим Чувалов.


«Киберспорт вряд ли вернется в Wargaming в виде спорта высоких достижений: лиг, киберспортивных команд. Он существовал в другом режиме, нежели наша основная игра. Это были не бои 15 на 15, это были бои 7 на 7. Но этот формат полностью оторван от нашей базовой игры. С точки зрения тактик зритель может мало что вынести из просмотра таких событий себе в игру, а значит, интерес к просмотру будет низким. Так что киберспорт в виде больших чемпионатов, с выездами и стримами мы возвращать не планируем. Но мы пришли к новой форме: недавно у нас прошел очередной крупный турнир «Время танков. Битва взводов». Можно сказать, что он уже стал народным, а в этом году турнир впервые прошел онлайн и в международном формате и собрал рекордное число участников — 58 тысяч человек. Кроме того, у нас работает сервис WG Events, с помощью которого мы поддерживаем инициативы наших игроков. Каждый игрок, достигший совершеннолетия, может организовать любительское мероприятие. Организаторы получают знаки классности в зависимости от количества и успешности ивентов, а в зависимости от знака классности могут получать различные виды поддержки будущих мероприятий. Вот это и есть то направление, в котором мы хотим двигаться: интересный киберспорт, доступный для большой массы игроков, но не спорт высоких достижений».



Перелистываем альбом, 2012 год. Обновление 8.0

В сентябре World of Tanks обзавелись историческим обновлением 8.0, в котором игра стала еще лучше: улучшили освещение, физику, звуки, добавили тени и пятую ветку бронетехники — британскую. Олдскулы сводит от воспоминаний от появления «Кромвелей» и «Бабахи» (кто понял, тот понял). За труды Wargaming получает первый «Золотой Джойстик» — престижную награду в номинации «Лучшая ММО». К концу года аудитория танкистов насчитывает порядка 45 миллионов зарегистрированных юзеров по всему миру. Для сравнения: население Англии на тот год — 53,5 миллиона человек.


Перелистываем альбом, 2013 год. Восточный акцент

В 2013 году танковое дерево WoT обросло сразу двумя ветками — китайской и японской. Тяжелые танки из страны Восходящего Солнца моментально обрели кучу поклонников и ненавистников по всему миру. А средние танки 10 уровня STB-1 и 121 стали любимцами самых умелых игроков. Помимо японской техники, Wargaming решила зайти с козырей и заключила сотрудничество с создателями аниме-серии Girls und Panzer. В этом же году количество «танкистов» насчитывало уже 75 миллионов зарегистрированных пользователей, а игра получила очередной Golden Joystick в номинации «Лучшая онлайн-игра».


Перелистываем альбом, 2014 год. Голливуд в HD

В январе 2014 года World of Tanks в очередной раз попадает в книгу рекордов Гиннесса по онлайну на сервере — 1 114 337 человек. А в апреле выкатывается обновление 9.0 под громким названием «Новый рубеж». Больше всего изменений коснулось внешнего вида игры: появились первые HD-модельки техники, знаменитое взаимодействие с поверхностью и взрыв боеукладки. Для кланов разработчики приготовили отдельный сюрприз — режим «Укрепрайонов», позволяющий игрокам зарабатывать всевозможные плюшки для своих тегов. Таким образом кланы начали являть собой ценность не только на Глобальной карте, но и в других режимах боев. В октябре коллаборации белорусского IT-гиганта с западным рынком вышли на новый уровень: в игре появился танк M4A3E8 Fury из одноименного голливудского боевика с Брэдом Питтом во главе.


Перелистываем альбом, 2015 год. Чехословацкий Рубикон

Сложно назвать этот год удачным для игры, поскольку разработчики вынуждены были отменить громкое обновление под названием «Рубикон» и присвоить ему рядовое название в цифрах — 9.12. Уже в следующем патче дерево техники пополнилось чехословацкими бронемашинами, ударной силой которых стал TVP T 50/51, перевернувший с ног на голову своеобразный рейтинг средних танков. Фишкой «чеха» стало барабанное орудие с быстрой перезарядкой – меньше чем за 5 секунд орудие вливает в противника 1280 единиц урона в среднем. 


Перелистываем альбом, 2016 год. Полетели в Швецию

Обновление 9.14 принесло игрокам новый звуковой движок: техника и выстрелы стали на порядок реалистичнее. А в июле «Танки» полетели в воздух: Wargaming в сотрудничестве с Belavia представили брендированный Boeing 737-300. А в декабре, при поддержке легенды голливудских боевиков Дольфа Лундгрена, прошел анонс шведской техники. Больше всего выделялись ПТ-САУ ветки, для которых ввели специальный «осадный» режим и эти машины долго считались одними из сильнейших в своем классе. Как вспомнишь отсутствие слабых мест в их лобовой броне, стул автоматически начинает подниматься ввысь на собственной ракетной тяге…


Перелистываем альбом, 2017 год. ВБР дал, ВБР взял

Для тех, кто не в теме: ВБР расшифровывается как «Великий Белорусский Рандом» и ссылается на сгенерированный разброс урона (и не только) в World of Tanks. Но к делу: в 2017 году разработчики подвергли значительной переработке класс САУ (артиллерии или «арты» в простонародье). А также ввели легкие танки IX и X уровней, сделав игру на хай-левеле чуть более динамичной и непредсказуемой. В августе того же года в игре появился еще один крутой режим — «Генеральное сражение», где с обеих сторон воюет по 30 игроков. Ну и вишенкой на торте стала шикарная коллаба с метал-группой Sabaton и клип «Primo Victoria» вместе с одноименным коллекционным танком, командира которого озвучил солист коллектива Йоаким Броден. Выкуси, Fortnite! В подарок к семилетию разработчики получили третий «Золотой Джойстик» в номинации «Лучшая игра, в которую все еще играют»


Перелистываем альбом, 2018 год. Перезагрузка с итальянским акцентом

Весной в истории World of Tanks вышло эпохальное обновление — игра перешла на собственный движок и значительно похорошела. В честь нового «мейкапа» даже записали новую музыкальную озвучку с помощью (внимание!) Пражского симфонического оркестра. А в мае WG выложила еще один козырь из рукава — итальянскую технику, амбассадором которой стал легендарный футбольный вратарь Джанлуиджи Буффон.

Но и этого оказалось недостаточно. В августе 2018 патч 1.1 добавил в игру польскую ветку техники и еще один «Золотой Джойстик» в шкафчик трофеев. Ну и соглашение с «Белавией» расширили еще одним брендированным самолетом, в этот раз еще и салон оформили в «танковом» стиле. Шик, блеск, красота, масштаб! Тем не менее, в последние годы все чаще встречается фраза «Танки уже не те». Мол, онлайн проседает, интерес угасает, конкуренты не дремлют.

Максим Чувалов убежден, что это не так.


«У нас не было момента, когда эксперты не прогнозировали нашего угасания, примерно года с 2011-го. Тогда прогнозирование нашего угасания началось и со стороны игроков, и со стороны экспертов. У турагентств тоже проседает число клиентов зимой — но это не значит, что они угасают. В World of Tanks онлайн проседает с сезонностью, как и у любого другого бизнеса, который работает 24/7. Если взять в целом динамику, то, например, в течение последнего года у нас наблюдался рост: показатели онлайна были выше, чем за аналогичный предыдущий период. Чтобы поддерживать интерес к игре, мы регулярно выпускаем обновления и не даем ей стоять на одном месте. Кроме того, мы стараемся постоянно держать игроков в инфополе. Когда они на какое-то время покидают игру, то уже знают о вещах, которые планируются к выпуску в ближайшее время. А значит, уже ждут этих новых фичей или точно понимают, что ожидает их в игре через пару месяцев. Игроки заглядывают в новости, и какая-то активность может их зацепить: они понимают, что в течение года есть много моментов, когда можно вернуться в игру. Мы всегда планируем свою карту активностей на год таким образом, чтобы в ней было что-то для каждого типа игроков. У нас есть внутреннее деление игроков на когорты: сильно вовлеченные, слабо вовлеченные, «рандомщики» и «нерандомщики» (которые не играют в случайные бои, но участвуют в клановых мероприятиях, играют на Глобальной карте). Даже если сегмент малочисленный, мы все равно уделяем ему внимание и готовим ивенты для этой категории игроков».


Перелистываем альбом, 2019 год. Панк-рок на колесах

Февраль 2019. Легких танков на высоких уровнях оказалось мало, и разработчики снова решают добавить динамики, вводя колесную технику. Верткие и быстрые как мухи EBR'ы доставляют уйму проблем на поле боя, особенно на открытых пространствах или в командных режимах боев. Примечательным событием года стал первый «Танковый фестиваль», собравший за два месяца сразу пять отдельных режимов, среди которых можно отметить возвращение «Танковых гонок» и «Стального охотника» в популярном ныне жанре battle royale

Ну и куда без музыкальной паузы: в сентябре Wargaming завела очередной броманс — на этот раз с американской панк-рок-группой The Offspring. Всю четверку добавили в роли экипажа на танк Pretty Fly.


Перелистываем альбом, 2020 год. Большие планы

Слово берет продуктовый менеджер World of Tanks Алексей Дьяков.


«В честь юбилея в игре с апреля проходит большое событие "Десятилетие", наполненное подарками и приятными воспоминаниями. С началом финального, V акта мы презентуем игрокам не один танк, как делали это раньше, а сразу семь танков. Шесть из них — это машины, которые мы уже раздавали во время событий и кампаний в игре в предыдущие годы. Те, кто их получал, могли их продать, многие тогда могли не обратить на них внимания и не получить. Теперь возможность получить эти машины есть у всех игроков. Седьмой танк — это новый подарочный танк, который мы еще никогда не раздавали. Чтобы их получить, нужно зайти в игру с 17 августа по 12 октября.

В честь десятилетия мы решили поменять привычный подход и подарить танк более высокого уровня: пятого. Это интересный танк с собственной историей, и мы не просто начислим его на аккаунты, как делали это раньше. Начиная с 17 по 24  августа все игроки смогут выполнить простые задачи и получить еще один, восьмой танк А-46. Готов еще один сюрприз — новая статистика каждого игрока, иллюстрирующая его путь в игре. Благодаря ей каждый сможет узнать, как он выглядит во вселенной World of Tanks, в чем он сильнее других игроков, чем его аккаунт уникален, и в принципе узнать накопленную статистику по игре. В целом «Десятилетие» для нас — это не просто знаковая дата. Мы начали в апреле, продолжаем удивлять сейчас и продолжим до конца года включительно — не только раздачей подарков и возможностью получить праздничные танки. Недавно вышло одно из главных обновлений в году, также стартовал переработанный «Стальной охотник», впереди много других событий, которые мы готовили, чтобы порадовать игроков. Всем этим мы хотим сказать следующее: "Танкам" десять лет, но это не какая-то старая игрушка, которая борется за существование, а жизнеспособный бренд, который умеет удерживать аудиторию, который умеет с ней работать и у которого впереди еще большое будущее, где мы надеемся встретить тех же (и новых!) игроков еще через 10 лет и поговорить о том, что мы по-прежнему на плаву и можем делать крутые фичи и ивенты, и на нас можно положиться».


На дворе 2020-й год, а World of Tanks все еще пребывает в топе самых популярных игр планеты. Это уже давно не просто игра, это полноценный мир с кучей разных дорог и собственным населением. Населением фанатов, любящих «Танки» и все, что с ними связано. От имени всей редакции мы поздравляем World of Tanks с празднованием важной вехи!

Игры в материале:

Комментарии (1)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Gigi Pass
1
07.09.2020 15:23
Ничего себе! Как летит время, просто ужас, я помню как играла в танки всю ночь а потом шла в школу, пока родители ночами рубились прямо в казино и тогда не было так распространено онлайн казино, как теперь, просто переходишь и наслаждаешься игрой. В лучших традициях были старые танки, это уже история детства для многих останется в сердце.

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?