Японские RPG — жанр традиционно консольный. Лишь в последние лет десять обладатели PC стабильно получают свою дозу диковинного развлечения. И все же многие успешные производители JRPG по прежнему не спешат осваивать непривычную для них платформу. Одним из таких долгое время была компания Atlus — создательница хардкорной серии Shin Megami Tensei и ее куда более дружелюбного к игроку, но не менее популярного спин-оффа Persona. Но теперь стабильный поставщик одних из самых ярких и необычных японских игр на рынке, кажется, наконец-то узнал о существовании компьютеров. На PC вышла Persona 4 Golden. Разбираемся, чем важен этот релиз и почему вам не стоит проходить мимо переиздания игры, которой идет уже второй десяток лет.
Persona 4 вышла еще на PlayStation 2 и получила новый контент в переиздании Golden для PS Vita — именно эта версия пришла на PC. Среди поклонников серии игра имеет неоднозначную репутацию. С одной стороны, на момент релиза она стала самой популярной частью франшизы. С другой — ее критиковали за куда менее мрачный сюжет, чем в предыдущих частях, оказуаливание и смещение фокуса в сторону симулятора школьной жизни. При всех возможных претензиях, в одном ей отказать невозможно — это очень яркая игра. Начиная с персонажей, диалогов и заканчивая визуальным стилем.
Самой же репрезентативной ее частью можно назвать саундтрек — одну из лучших работ очень талантливого и разностороннего композитора Седзи Мегуро, который способен выдавать как заводные гитарные мелодии, так и фактурную ретро-электронщину, и даже классические композиции. Музыка Persona 4 блестяще ловит настроение игры и служит неплохой отправной точкой для разговора о сюжете. Вот, например, одна из боевых тем называется Reach Out To The Truth. Именно поиск истины становится главным лейтмотивом основной сюжетной линии. Потому что по жанру местная история — в первую очередь детектив, хоть и с изрядной долей мистики. Один мой знакомый остроумно охарактеризовал ее как «очень странную серию мультфильма про Скуби-Ду с кучей трупов».
Главный герой — вы угадали, обыкновенный японский школьник — волею судеб переезжает в провинциальный городок Инабу, где попадает в непривычное окружение, заводит новых друзей и сталкивается с серией загадочных жестоких убийств. Граждане и полиция в шоке, по городу распространяются самые невероятные слухи. Одна из городских легенд гласит о том, что если в дождливую полночь в одиночестве посмотреть в экран выключенного телевизора, можно увидеть свою судьбу. Герой с парой новых одноклассников решает проверить эту историю и обнаруживает, что за телевизионным экраном скрывается целый потусторонний мир! Как нетрудно догадаться, ключ к пониманию причины кровопролития спрятан именно там... Но тут самое время остановиться. Даже представители Atlus после PC-релиза попросили знатоков игры воздержаться от распространения спойлеров, и их можно понять. Местный детективный сюжет далеко не идеален, а некоторые сюжетные повороты способны вызвать лишь недоумение, но история достаточно интригует, чтобы удерживать внимание на протяжении десятков часов, а это немало.
Роль детективов герои игры примеряют на себя преимущественно по ночам. Днем же они — обычные школьники, которым приходится ходить на уроки, готовиться к экзаменам и переживать все прелести и проблемы переходного возраста. Как ни странно, следить за этим не менее интересно, чем за расследованием, благо образы персонажей очень неплохо прописаны. Пусть некоторые из главных действующих лиц поначалу могут показаться всего лишь ходячими наборами анимешных стереотипов, каждый из них в определенный сценарием момент откроется с неожиданной стороны. Они учатся ответственности, исследуют свою сексуальность, сталкиваются с такими неприятными аспектами взрослой жизни, как, например, неизбежность смерти. Persona 4 это во многом игра про взросление и поиск себя. Недаром вступительная тема игры называется Pursuing My True Self.
Яркая компания играбельных персонажей получает солидную поддержку в виде персонажей второстепенных — школьных знакомых, обитателей Инабы и даже одной не в меру разумной лисицы. Со многими из них можно завести так называемые социальные связи — чем больше времени вы проводите с определенным персонажем, тем больше крепнет ваша дружба. В эти моменты игра превращается в форменный симулятор свиданий, некоторые из которых, разумеется, могут привести к романтическим отношениям. Качество их проработки сильно разнится, но учитывая, что в игре этих сюжетных линий более двадцати, среди них каждый найдет хотя бы парочку любимчиков. Кроме того, прокачка социальных связей может помочь и при зачистке подземелий. Но об этом чуть позже.
Тяжела фанатская доля
Нежелание разработчиков Shin Megami Tensei и Persona замечать PC как платформу — лишь одна из проблем, с которыми привыкли мириться любители этих игр. В их сообществе давно ходят невеселые шутки о том, насколько Atlus ненавидит своих фанатов, деньги и весь мир. Большинство игр в этих франшизах разбросаны по множеству консолей без видимой на то логики. Посудите сами: если Persona 3 и Persona 4 выходили на PlayStation 2, то на какой платформе логично выпустить их кроссовер? По мнению Atlus, оптимальным вариантом является Nintendo 3DS.
Еще хуже вам придется, если вы решите погрузиться в чудесный мир SMT без знания иностранных языков. Многие ключевые для франшизы игры до сих пор недоступны даже на английском. Тут хочется вспомнить особенно дикую историю. Persona 2, которую многие небезосновательно считают лучшей в серии, на самом деле разделена на две тесно связанные игры: Innocent Sin и Eternal Punishment. При первоначальном релизе на PlayStation до западного мира добралась лишь вторая, отчего составить полноценную картину сюжета было совершенно невозможно. Спустя годы дилогия была переиздана на PSP с новым контентом, и уж казалось бы, в этот раз гайдзины должны были получить свой кусок пирога, не так ли? Извольте: в портативном виде на английском вышла только первая из двух частей. При таком отношении остается лишь уповать на энтузиастов, делающих неофициальные переводы.
Что касается JRPG-составляющей Persona 4, то она базируется на двух важных геймплейных элементах, доставшихся ей в наследство от Shin Megami Tensei. Во-первых, это коллекционирование демоноподобных монстров, появившееся еще в первой части SMT задолго до выхода всяких «покемонов». Здесь они зовутся Персонами и выполняют для героев роль брони, оружия и набора навыков одновременно. Протагонист способен менять Персон по ходу боя, у каждой из них имеются свои атрибуты, боевые способности и слабости. В то же время игра не форсирует задачу «собрать их всех», гораздо важнее иметь набор разноплановых билдов на все случаи жизни. Тут на помощь приходит функция Fusion, позволяющая пожертвовать ненужными Персонами ради одной новой, которая обычно бывает выше по уровню и наследует часть скиллов своих «родителей». Тут-то и раскрывается важность прокачки упомянутых выше социальных связей. В игре более полутора сотен Персон, и все они поделены на ряд семейств, носящих названия старших аркан Таро. Каждой из аркан при этом, как правило, соответствует один из персонажей. И к примеру, если вы как следует сдружились с представителем местной спортивной секции, то при создании Персон арканы «Сила» те получат сразу несколько дополнительных уровней прокачки и обзаведутся ценными навыками.
Второй важный элемент — система Turn Press Battle, которую изобрела Shin Megami Tensei 3. Суть проста: если атаковать врага элементом, к которому у него есть уязвимость, то вы получите дополнительный ход, а враг с большой вероятностью будет оглушен и пропустит свой. На практике это во многом сводится к системе проб и ошибок, но в отличие от многих других JRPG здесь есть хоть какая-то тактическая составляющая, и сражения не сводятся к забрасыванию врагов самыми мощными атаками в арсенале, пока их показатель HP не достигнет нуля. Кроме того, традиционно для игр Atlus крайне полезными инструментами оказываются баффы и дебаффы, особенно во время битв с боссами. Не стоит забывать, что и у экипированных героями Персон есть свои уязвимости, а пропуск нескольких ходов к ряду зачастую заканчивается вайпом всей партии. Приходится задумываться о балансе. Впрочем, даже на фоне других частей серии Persona 4 крайне щадяще относится к ошибкам игрока. Те, кто не желает напрягаться и кого интересует исключительно сюжет, без проблем пробегут ее и на Normal. А к услугам ветеранов жанра тут богатый выбор настроек сложности, с помощью которых игру можно превратить в настоящий хардкорный ад.
Разумеется, Persona 4 не всем придется по душе. Если вас тошнит от японской массовой культуры и эстетики аниме в частности, вы, скорее всего, поставите крест на этой игре уже при виде первых скриншотов. Да и потратить десятки часов на линейную в целом JRPG с пошаговой боевкой в 2020 году готов не каждый. Но если сия геймплейная ниша вам по нраву, Persona 4 запросто может стать для вас одним из самых запоминающихся игровых приключений на долгие годы. Большинству вышедших в последнее десятилетие масштабных синглплеерных JRPG она уж точно с легкостью даст фору как в плане геймплейной механики, так и по уровню сценария.
Японские RPG — жанр не только традиционно консольный, не только жутко консервативный, но и отчаянно стагнирующий. Особенно взыскательные критики уже давно обсуждают его деградацию, а то и предрекают скорую гибель. Игры компании Atlus — одни из немногих произведений, способных опровергнуть подобные утверждения. И их шаг навстречу более широкой аудитории — действительно значимое событие.
Разработчики уже признали PC порт успешным, а в первые же дни после релиза игра побила рекорд популярности среди всех JRPG в Steam. Хотелось бы надеяться, что вскоре мы увидим порты других частей, ведь это было бы последовательно, выгодно для самих авторов и, в конце концов, попросту логично! Вот только с логикой у Atlus не всегда все в порядке.