На кого охотится японский ведьмак? Обакэ, екай и юрэй — демоны из фольклора Японии

Иллюстрированный справочник мифических существ, которых вы не встретите в Nioh 2
Поделиться
Отправить
Поделиться
16.03

Nioh и ее сиквел для неискушенного геймера выглядят как наглые клоны Dark Souls. На деле же это уникальные игры с необычными для жанра механиками и лором, основанным на японской мифологии. И это логично: зачем придумывать монстров, если у вас под рукой имеется огромный пласт мифов и легенд с целыми полчищами уникальных чудовищ и призраков. Попробуем разобраться в этой непростой структуре!

Один из ключевых терминов японской монстрологии — ёкай. Удивительно, но само слово «ёкай», в современной Японии объединяющее под собой практически всех сверхъестественных существ, первоначально имело совершенно другой смысл. Как и большинство непонятных вещей, понятие екай было позаимствовано японцами из Китая и служило обозначением особой энергии или ауры, наделяющее живое (или не очень) существо или даже предмет необъяснимыми и загадочными способностями. Лишь много позже ёкай стали называть непосредственно самих этих существ. Забавно, что в японской мифологии екай могут быть даже существа и чудовища, позаимствованные из мифов и легенд других народов. А вот за пределами страны восходящего солнца под ёкай понимают именно существ из японского фольклора. Древнее понимание ёкай японцами довольно близко к анимизму — вере в одушевленность всей окружающей человека природы.

Если вы смотрели хотя бы одно японское телевизионное шоу, то должны знать, что прилагательное «странное» будет слишком стромным, чтобы сполна охарактеризовать все происходящее там. А корни этого лежат прямиком в истории Японии: абсолютное большинство ёкай выглядит чрезвычайно необычно и крипово. Куда там европейцам с их фольклором!


Грязные туалеты, промывание фасоли и Самара

Разбираться в непростой классификации ёкай дело довольно неблагодарное: их видов и подвидов огромное множество, да и какой-то однозначной точки зрения на то, кого конкретно считать ёкай, не существует. Да, по мнению многих фольклористов, ёкай — это общее название для всех сверхъестественных существ, однако некоторые исследователи в эту группу заносят только существ нечеловеческого происхождения и необычной формы. Попробуем выделить несколько основных групп.

Юрэй — это классические призраки с ноткой японского колорита. Если верить легендам, типичный ёкай прочно привязан к определённому месту, будь то горная тропинка или небольшое озеро, а вот юрэй как раз может вполне свободно перемещаться. Отсюда идут бесконечные споры — причислять ли этих приведений к классическим ёкай, потому что остальным признакам юрэй соответствуют. Главное отличие юрэй от прочих ёкай — это всегда души людей, не нашедшие покоя в момент смерти, будь то убийство или же самоубийство. Основная цель юрэй — отмщение убийце, либо проведения обряда погребения, хотя иногда встречаются и призраки, неспособные принять сам факт своей смерти и терроризирующие людей просто из-за ненависти.

Японский фильм ужасов «Звонок» (или же его голливудский ремейк) — вполне себе классическая история о юрэй, адаптированная под современные реалии.

И здесь самое время представить мононокэ — по-сути, тех же юрэй, но более сильных и одержимых жаждой разрушения и убийств, что, опять же, укладывается в историю Садако из «Звонка». И юрэй, и мононокэ объединяет еще одно важное свойство — это не просто эфемерные злые духи, но бывшие люди, то есть сохранившие после смерти воспоминания о своей прервавшейся жизни. Среди ёкай в широком смысле встречается масса интересных экземпляров.


Адзуки-арай — деловитый ёкай, занятый исключительно промыванием красной фасоли в реке. Если вам интересно, то у японцев существует целое семейство «фасолевых» ёкай, помешанных на этих бобах.


Аканамэ — прекрасный повод держать свой туалет в чистоте, ведь этот ёкай появляется исключительно в грязных банях и «комнатах раздумий». Дальний родственник тэндзёнамэ, обожающего грязь, жир и прочие отходы жизнедеятельности человека.


Амикири — не особо страшный ёкай, имеющий, однако, довольно конкретную цель: перерезать все встреченные им сети, будь то рыбацкие или же москитные! И если вы думаете, что это смешно, то вот вам несколько леденящих душу примеров. Сети одного нищего рыбака испортил амикири, рыбак же был настолько беден, что не смог позволить себе купить новые и умер от голода. Другой рыбак, вернувшийся после хорошего улова домой, проснулся среди ночью от нестерпимого желания почесать всё тело. Причиной зуда стала изрезанная москитная сетка, переставшая быть преградой для полчищ комаров.


Ва-нюдо — криповая человеческая голова, помещённая в объятое огнем колесо от повозки. Мотив горящего колеса вообще довольно часто встречается в японских мифах, символизируя страдания и адские муки.


Готаймэн — кажется, именно этот ёкай должен был стать олицетворением словосочетания «унылое говно», а вовсе не рыба-капля.


Дзиммэндзю — целое дерево, на котором растут улыбающиеся человеческие головы.


Додомэки — мерзотные женщины с чрезвычайно длинными руками, сплошь покрытыми глазами птиц.


Исогаси — если вас интересовало, откуда создатели Silent Hill черпали вдохновение при создании монстров, то просто посмотрите на этого ёкай и любые вопросы отпадут.


Камикири — существо с клешнями, похожими на ножницы. Отрезает пряди волос у ничего не подозревающих людей. Страшно?


Старый матрас, овощная терка и летающая простыня

Другую большую группу ёкай составляет бакэмоно — в неё входят любые материальные существа или предметы, способные к трансформации и изменению, эдаких оборотней. Среди подвидов бакэмоно можно выделить цукумо-гами — бытовые предметы, хэнгэ — животные-оборотни и обакэ — все остальные. Еще больше запутанности вносит то, что иногда термином обакэ обозначают не только меняющих форму ёкай, но и вообще всех сверхъестественных существ, подверженных трансформации, включая и ёкай. К примеру, та же Садако может одновременно быть и ёкай, и бакэмоно, и обакэ, и юрэй.

Сложно? Нам тоже. А теперь представьте, что все подвиды бакэмоно так же разделяются по группам со своими уникальными названиями, тысячи их! Описать их все не представляется возможным, поэтому пройдемся лишь по самым интересным. Важно понимать, что не все ёкай обязательно злые и непременно хотят причинить вред человеку — вовсе нет. Старая лютня, способная играть мелодию без участия человека или бутылка, бесконечно воспроизводящая налитую в неё жидкость — в широком смысле, все это ёкай. Это отдельный подкласс существ — цукумо-гами, или ожившие предметы.


Бакэ-дзори — ожившая соломенная сандалия. Ночью выбирается из шкафа и расхаживает по дому, напевая песенки.


Бороборо-тон — старый матрас, способный задушить спящего на нем человека.


Ванигути — храмовый колокол, внезапно отрастивший себе тело рептилии.


Иттан-момэн — летающая простыня. Обвивается вокруг головы и шеи жертвы с целью задушить несчастного.


Каса-обакэ — бумажный зонтик, отрастивший конечности, рот и глаза. По преданиям, обладает покладистым характером и способен веселить хозяина, но глядя на изображение так сразу и не скажешь.


Кёринрин — в загадочной Японии даже старые газеты и книги могут превращаться в драконоподобное существо из бумаги.


Мориндзи-но-Окама — кухня вообще опасное место, но оживший чайник? Радует лишь довольно точное указание материала, из которого этот самый чайник изготовлен: превратиться в ёкай может лишь посуда из фарфора и чугуна, так что вашему электрическому пластиковому другу это не грозит.


Наригама — если вы ещё не осознали всю скрупулёзность японцев, то вот вам ещё один пример: ёкай в виде чайника или котла, но не для чая, как в предыдущем пункте, а для приготовления риса!


Сиро-унэри — в следующий раз, когда вздумаете выкинуть грязное кухонное полотенце, трижды подумайте, ведь оно вполне может вернуться в виде злобного ёкай, способного задушить незадачливого хозяина.


Тэндзёнамэ — полезный в хозяйстве ёкай в виде существа с очень длинным языком, обожающим пожирать грязь и пыль с потолка.


Ямаороси — терка для овощей с телом человека (да, мы тоже удивлены).


Стоит пояснить, что не всякий предмет способен превратиться в цукумо-гами. Согласно мифам и легендам, в ёкай обращаются лишь забытые и выкинутые нерадивыми хозяевами вещи, да и то лишь по прошествии ста лет. Нетрудно догадаться, что придумано это всё для воспитания бережливости и ответственного отношения к имуществу.


Глаз на ягодицах, невидимая стена и гнилое мясо

Еще один подвид ёкай — они — эдакие демоны, способные к трансформации, и, в принципе, так же попадающие под определение обакэ и бакэмоно. Среди прочих ёкай их выделяет огромный размер, огненно-красная кожа и невероятная любовь к человеческому мясу. Они становятся грешники, настолько ненавидящие все живое, что даже попадание в Ад не способно умерить их жажду насилия. Тем они и занимаются, пытая и мучая других грешников, недостаточно, однако, злобных чтобы самим превратиться в они. Кстати, если вы думаете, что уже окончательно разобрались в непростой классификации ёкай, то вот вам интересное замечание: среди исследователей локальных мифов и легенд есть мнение, что словом «они» в древней Японии называли… Да-да, вообще всех призраков, монстров и прочую нечисть. То есть всех ёкай раньше причисляли к они. А сейчас они — это группа внутри ёкай.

Возвращаясь непосредственно к ёкай: если вы посчитали, что все достойные упоминания существа уже были описаны выше — вы недооцениваете японцев.


Камбари-нюдо — и здесь мы снова возвращаемся к причинам любви японцев к необычным телевизионным шоу. Этот ёкай — любитель прятаться в уборных и подглядывать за людьми, причём появляющийся только накануне нового года.


Кидоумару — самурай, убитый в момент нахождения в шкуре быка (не спрашивайте).


Кутисакэ-онна — изуродованная ревнивым мужем женщина, чей рот разрезан от уха до уха. Да, мы тоже подумали о Джокере.


Кэукэгэн — мерзкая помесь чрезвычайно волосатой собаки и мокрицы.


Намэ-онна — в тот самый момент, когда мы уже привыкли к обилию странных ёкай, на сцену выходит женщина, любящая облизывать мужчин.


Нисю-онна — двухголовая женщина, шея которой подобна змее. Жуткое зрелище.


Нуппеппо — кусок гнилого мяса с человеческим лицом. Выглядит ну очень жалко.


Нурикабэ — невидимая стена, изображаемая, однако, вполне видимой, да еще и с отвратительной мордой. Кто сказал Dark Souls?


Окику — японцы обожали придумывать ёкай по любому, даже самому мелкому поводу. Так и здесь мы имеем дело с юрэй в виде призрака служанки, несправедливо обвинённой в краже тарелки из дорогого сервиза.


Охагуро-Бэттари — дальний родственник кутисакэ-онна: женщина, на лице которой ничего нет. Кроме огромного скалящегося рта с острыми зубами. Чем на источник вдохновения для Китаны?


Составляя этот обширный список, я все больше убеждаюсь, что проблем с оригинальными монстрами у Koei Tecmo не будет еще очень долго. Примечательно, что почти все перечисленные ёкай очень редко выходят за пределы Японии, оставаясь исключительно локальными фигурами, а более широкое распространение в мире получили кайдзю. Ну вы знаете — огромные монстры, обожающие разрушать целые города, флагманом которых выступает Годзилла. Правда, уже упомянутый голливудский ремейк «Звонка» все же сумел наглядно показать целому миру, как выглядит типичный юрэй, и даже на некоторое время привнес азиатский колорит в жанр ужасов, вылившийся в голливудские же ремейки фильмов «Проклятье», «Темная вода» и «Глаз», однако дальше дело не пошло. 

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, какие страхи и переживания закладывались японцами в образы ёкай и откуда тянутся их корни. Традиционная религия Японии — синтоизм — что-то вроде язычества, делающего объектом поклонения не единого бога, а целый сонм божеств, каждый из которых отвечает за свою, довольно узкую область деятельности. Никуда не делся в Японии и культ предков: почитание духов умерших родственников и воздаяние им уважения — до сих пор неотъемлемая часть жизни многих японцев. Большинство ёкай — устрашающий образ, призванный показать, что может стать с духом умершего, совершившего в своей жизни какой-либо проступок, и как себя следует вести, дабы не встретиться с ними или же самому не стать им. 

Но продолжим наш список.


Рокуроккуби — образ увеличивающихся в размерах ёкай довольно часто встречается в фольклоре Японии, но здесь мы имеем нечто совсем странное: девушку с невероятно длинной шеей. Правда, она очень длинная. Имеет родственника микоси-нюдо — монаха-путешественника с такой же длинной шеей.


Сиримэ — наше любимое. Выглядящий как человек ёкай, но с сюрпризом в виде огромного глаза, расположенного прямиком пониже спины.


Сюмоку-мусумэ — очень странная помесь молодой девушки с головой молотоголовой акулы.


Така-онна — стоящий на страже супружеской верности ёкай, пугающий клиентов и работников публичных домов.


Тэ-но мэ — существо с глазами на ладонях (да-да, как в «Лабиринте Фавна»).


Усирогами — юрэй с ярко выраженным глазным яблоком на голове. Ну правда, у него очень большой глаз.


Фуруцубаки-но рэй — дух дерева, способный превращать людей в пчел.


Футакути-онна — обычная, вроде бы, женщина, за исключением наличия второго рта, расположенным, к тому же, на затылке. Жуткое зрелище.


Харадаси — ёкай со вторым лицом на животе. Японцы, кстати, называют его забавным.


Хякумэ — отвратительный комок плоти, сплошь усеянный человеческими глазами.


И это лишь малая часть бесконечного сонма существ всех форм, расцветок и конструкций, прекрасно дающего понять, откуда же у современных японцев столь сильная любовь ко всему странному и необычному для среднестатистического европейца.

Мифы и легенды Японии — неисчерпаемый источник как для вдохновения, так и изучения. Именно из них растут корни всех самых жутких образов японской культуры, будь то видеоигры или художественные фильмы. И серия Nioh — отличный повод начать свое знакомство с этим удивительным миром, так сильно отличающимся от уже привычных нам европейских и скандинавских мифов и легенд.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
13 марта 2020 17:40
Жутковато, но познавательно :)
Ответить
14 марта 2020 14:07
Классная статья
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения