Средневековое кровавое веселье: обзор Mordhau

Полезные советы для новичков прилагаются
Поделиться
Отправить
Поделиться
28.05

Mordhau — это свежий и, главное, современный взгляд на жанр средневековых слэшеров с упором на PvP. Интуитивная боевка без сильного задротства по рипостам и перекатам? Пожалуйста. Топовая графика и атмосферный саунд-дизайн? На месте. Королевская битва на палках? Разумеется! Правда, ни один из игровых режимов не обладает сюжетной составляющей или комплексным геймплеем, поэтому обзор в классическом понимании получился бы слишком куцым, и мы совместим его с руководством для новичков.

Мордхай, мордо или мордхау?

Для начала предлагаю разобраться, как правильно читается название игры, ибо этот вопрос поднимался даже в соответствующей ветке Реддита. Слово mordhau — немецкое, обозначает хват меча за лезвие, дабы использовать его в качестве ударно-раздробляющего оружия, и примерно переводится как «убийственный удар». И читается оно, как и большинство немецких слов, ровно так, как пишется — [мóрдхау]. 

Mordhau — инди-игра, изначально создававшаяся силами одного единственного словенского студента Марко Гргуровича. Затем все переросло в создание его собственной студии Triternion, а в марте 2017 была запущена кампания на Kickstarter, достигшая базовой цели менее, чем за сутки. Продажи Mordhau также феноменальны для PC-эксклюзива без издателя: за первую неделю продано более чем полмиллиона копий, а показатель онлайна в пике достигает 60 тысяч игроков.

Таким цифрам, пожалуй, способствуют три составляющие: вместительные сервера на 64 человека (есть даже российские, так что с пингом проблем не будет), неплохая оптимизация и веселое кровавое месиво. Почему веселое? Опять же — составляющих тут много: и продвинутая расчлененка, позволяющая продолжать сражение даже после потери руки, и возможность отыгрывать грязного необученного военному ремеслу крестьянина со сковородой, и замечательная работа актеров озвучки, благодаря которой можно кастомизировать вашего персонажа не только внешне, но и аудиально, то есть выбрать, с каким акцентом и тембром он будет декларировать грязные средневековые ругательства… Но давайте обо всем по порядку.

Лучшая система ближнего боя?

Несмотря на происходящий на поле боя веселый кровавый хаос, боевая система — основа любого слэшера — здесь одновременно глубокая и понятная. Чем-то она напоминает привычное по играм вроде Chivalry, Kingdom Come или For Honor, но есть несколько существенных отличий, играющих в пользу Mordhau.

Главное — возможность наносить атаки не по каким-то трем-пяти направлениям, а на все 360 градусов вокруг «прицела», а также рубить и колоть при помощи колеса мыши, совершать ложные и альтернативные атаки, особенные для каждого типа оружия (метнуть, поменять хват и так далее) и, разумеется, отвешивать лоукики. А вот парировать можно просто вовремя прожимая правую кнопку — даже правильное направление выбирать не надо, главное камерой успевать вертеть. Короче, тут вам не классический hack’n’slash, где можно бездумно врываться в толпу и танковать: в Mordhau даже самый бронированный рыцарь упадет от пары грамотных тычков, к тому же, чем «тяжелее» обмундирование, тем ниже скорость передвижения.

Настоятельно рекомендую пройти туториал: он и с нюансами боевки поможет разобраться, и голды на закуп шмотья и скинов подкинет. Затем подберите готовый класс или создайте свой, исходя из предпочтений по оружию. Лично я первое время играл только за лучника, предпочитая помогать идущим в мясо со стороны — сразу  вникнуть во все тонкости ближнего боя и заиметь хотя бы нулевую стату непросто.

С какого билда персонажа начать

Баланс в сражениях людей с разными предпочтениями и возможностями в Mordhau достигается за счет довольно простой системы прогрессии шмота. У вашего аккаунта есть определенный уровень, а на счет за каждый проведенный бой капает голда. Новые предметы оружия или брони приобретаются за эту голду, но доступны становятся, только если вы уже достигли соответствующего айтему уровня. Также каждому айтему соответствует определенное количество очков крутости, а у героя есть лимит по сумме надетого — 16. Соответственно, тот, кто решит заковать себя в полный тяжелый доспех (3 очка за «тело» + 3 за «ноги» + 3 за шлем), вряд ли уместит еще и несколько типов оружия плюс потеряет скорость передвижения (с собой можно взять три любых айтема, но как правило помещается лишь один основной и один дополнительный); а тот, кто захочет обладать самым топовым орудием убийства — не сможет нацепить хороший шлем, плюс, скорее всего, останется без дополнительных перков, которые стоят от 1 до 8 этих очков.

А перки сильно меняют геймплей: можно активировать возможность доджить атаки рывком назад/вбок вместо прыжка; получить пятисекундную агонию после критического ранения (например, если вам отрубят руку или ногу), во время которой вы будете бессмертны; снизить наносимый по тиммейтам урон или ускорить прирост здоровья или стамины и так далее. Да, на все действия (кроме бега) расходуется стамина, так что тактика «закрыть глаза и делать вертушку» здесь долго не проработает, хотя многие этого не понимают. Поэтому, пока осваиваетесь, выбирайте или создавайте ребят полегче и побыстрее.

Эти безжалостные средневековые тайминги

Наверное, главное качество, необходимое для достижения успеха в Mordhau — терпение. Успешных тактик здесь много, но если хотите как можно реже видеть экран возрождения (который здесь очень удачно заимствован из последних частей Battlefield) — учитесь ждать. Это поможет и с успешной блокировкой входящего урона (парировать можно как в ближнем бою, так и метательные снаряды), и в выборе правильного момента для атаки/контратаки. 

Важно не просто уметь вовремя отразить или увернуться, но и перехитрить соперника. Так как радиус поражения у холодного оружия широкий, битвы здесь, как правило, распадаются на множество микродуэлей — это удобно и с точки зрения ведения боя, и с точки зрения здравого смысла. Стычка два (или более) в одного с вероятностью в 99% закончится победой большинства, только если не подоспеет подкрепление, но чем больше бойцов на квадратный метр, тем выше вероятность словить шальную оплеуху от своего же разудалого берсерка. Именно поэтому скилл здесь играет роль не менее важную, чем показатели оружия: старайтесь предугадывать действия врага, не размахивайте причиндалами, как дубиной, и научитесь применять ложные выпады, переходящие в обманные атаки.

Азы и тонкости объясняются в Туториале, но  главный мув, который полезно запомнить — рубящий, переходящий в колющий. Осуществляется он быстрой прокруткой колеса мыши вниз-вверх, что как раз соответствует этим двум элементам. Такой прием как правило безотказно заставляет уйти оппонента в блок раньше времени, давая вам преимущество в следующем ударе. Главное — не забывайте доводить «тычок» до цели вручную, как бы насаживая врага на острие, шагая вперед и корректируя траекторию мышью — не ждите, что враг будет сам нанизываться, как на шампур.

Если маневр не прошел, и вы как в замедленном действии лицезреете приближение двуглавого конца алебарды к своему лицу — ждите до последнего, старайтесь держать прицел на конце вражеского орудия и прожимайте блок в самый последний момент. Это вся теоретическая база, которая вам поможет — остальное лишь вопрос практики, к таймингам здесь придется привыкать, пробуя и ошибаясь. Самые же дотошные могут дополнительно ознакомиться вот с этим гайдом.

Не мелочитесь на копье!

В целом освоить все виды оружия и разобраться в их балансе по трем основным показателям (урон, скорость, дистанция) не так сложно, особенно если у вас уже есть опыт в жанре, но в первую очередь я бы посоветовал обратить внимание на двуручное копье. 

Ультимативная дальность поражения и убойность тычка делают копье одним из самых смертельных, но при этом несложных в обращении видов оружия. Единственный недостаток копья — для того, чтобы им снарядиться, придется пожертвовать десятью очками, что оставит на перки и остальной шмот всего 6 пунктов. С другой стороны, копеечная тактика совершенно не требует большого запаса прочности, тут скорее важна скорость, а также здорово поможет перк «Уклонение».

Главное правило: копьем стоит только колоть. Конечно, можно и поразмахивать, но максимум — ради устрашения, хотя для этих целей в игре полно всяких фразочек (на клавишу C) и анимаций (на клавишу X). Урон от колющей атаки позволяет снять больше половины HP в тело и практически всегда смертелен в голову, поэтому старайтесь целиться в область шеи/груди.

Так как копье двуручное, отражать атаки труднее, чем связкой одноручного и щита, но здесь есть еще одна хитрость: в качестве живого щита стоит использовать спины тиммейтов. Копье бьет настолько далеко, что вы сможете наносить дамаг даже из второй линии атаки, пока более уроноустойчивые ребята давят на фронт. Но если приметите под ногами бесхозный щит — не поленитесь его подобрать. Даже просто находясь в инвентаре (то есть на спине), он будет защищать вас от шальной стрелы в затылок.

Заходите во фланг, высматривайте зазевавшихся противников, но не лезьте на рожон, иначе быстро увидите свою голову катящейся по грязным лужам. Копейщик — идеальный вингмэн, второй пилот, добивающий отвлеченных и ловко ворующий ластхиты.

Конечно, настоящий рыцарь, следующий Кодексу, так делать никогда не станет, но это не про тех, кто хочет быть наверху любыми средствами. А в Средние века, поверьте, любые методы хороши.

На что еще обратить внимание

В игре есть три режима: классические командные бои, PvE с волнами и Королевская Битва. 

Среди классических режимов — как обычные дезматчи и пораундовые схватки, так и более комплексные захваты точек с прогрессией задач, где на решающих этапах у атакующих появляются дополнительные квесты вроде поджога или уничтожения стратегических ресурсов, а обороняющимся дается подмога в виде жирных NPC-боссов, катапульт или дополнительных лошадей.

Кстати, конницы здесь как отдельного класса нет, лошади — это аналог боевого транспорта, который время от времени спаунится на соответствующих точках. С точки зрения баланса наездники тут напоминают танки из последних Battlefield: при должной сноровке — смертоносная имба, но с кучей слабых мест. 

Во-первых, лошадь довольно сложно управляется и имеет всего два скоростных режима: слишком медленный и слишком быстрый. Первый делает вас простой добычей, но дает возможность прицельно атаковать, второй же превращает наездника в камикадзе, который по-началу больше урона наносит копытами (особенно своим), нежели оружием в руках, что сильно сокращает продолжительность жизни копытного.

Во-вторых, ее овсом не корми, дай в чем-нибудь застрять. Коллизии в игре проработаны слишком хорошо: каждая торчащая из кучи пепла коряга может поспорить в сноровке с любой русской женщиной, только что вышедшей из горящей избы. Кстати, «подстава» от коллизий может ждать в любой момент: оружие застревает в стенах, дверях и прочих сооружениях ничуть не хуже коня, так что всегда контролируйте окружение, перед тем как замахнуться. Короче, притормаживайте перед поворотами и замахивайтесь заранее — тут тоже все решает тайминг, к которому можно лишь приноровиться.

На поле боя чаще оглядывайтесь по сторонам: пополнить боезапас метательных снарядов (это могут быть как стрелы, так и ножи с топорами) помогут ящики, обозначенные круглой пиктограммой со стрелами; здоровье поправить не отходя от кассы можно при помощи аптечных сумок (пиктограмма с крестом); а переломить ход битвы можно вовремя обнаружив станковый арбалет. Также не стоит совсем игнорировать класс Инженера: его ящик с инструментами позволяет строить защитные конструкции, прикрывая лучников или блокируя проход.

Еще очень важно играть на серверах с низким пингом — по-другому получить удовольствие от военного симулятора, основанного на таймингах и хитбоксах, не выйдет. Благо, коммьюнити у игры массивное, и даже на российских серверах все забито битком, но если что — для комфортной игры старайтесь выбрать сервер с пингом менее 50.

Два крайних коротких совета: 

  • всегда открывайте двери пинком (да, тут еще и «спартанский пинок» есть), это автоматически опрокинет находящегося по ту сторону врага; 
  • попробуйте играть за барда с лютней, просто ради экспириенса.

Надо брать?

Напоследок хочется еще раз похвалить разработчиков. Силами такой небольшой студии создано огромное количество детальнейше проработанных элементов экипировки и снаряжения, обладающих разнообразной кастомизацией и даже элитными скинами. Добавим сюда возможность придать своему герою аутентичный одноглазый прищур и истошный вопль англо-саксонского баса, и получим самый затягивающий редактор персонажа из всех несюжетных игр, что я видел. Нет, я серьезно.

Физика здесь тоже на уровне: ощущается каждый удар, всегда понимаешь, почему попал или не попал, коллизии как оружия, так и материалов работают практически идеально; а еще крайне важный для этого жанра FOV выставляется до максимально комфортных 101, так что контролить смертельный пятачок перед собой удобно даже яростно размахивая тем, чем вам нравится размахивать. Я вот в качестве запаски часто хватаю лопату или сковороду.

Ну, а главное достоинство игры — здесь нет никаких лутбоксов, только зарабатываемая собственной активностью голда. Респект таким разработчикам! 

В общем, если вы фанатеете от средневековых побоищ или просто хотите чего-то свежего в жанре массового онлайн-PvP, Mordhau — идеальный вариант, особенно учитывая максимально демократичный ценник и правоверную для ПК-бояр платформу распространения.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
Написать комментарий
Горячие обсуждения