Статья начнется необычно: с небольшого послесловия. После первой публикации этого материала я ознакомился с комментариями пользователей и понял, что многие из них не вполне понимают, о чем этот текст и в чем заключается его ключевая мысль. Если прочтение статьи вызывает у вас очень негативные эмоции, я предлагаю вам обратиться к секцию комментариев — в ответ на вопрос пользователя Darkwing Duck я написал, как оказалось, очень важное замечание ко всему тексту. Выражаю благодарность нашему старейшему пользователю, ведь именно в споре рождается истина.
За последние пару десятков лет игровая индустрия превратилась в уверенный фабричный станок. С одной стороны, игры выходят регулярно и в большом количестве. С другой — фабрика заинтересована в максимальной прибыли, поэтому создает самые многообещающие и надежные с финансовой точки зрения продукты. Если вы сейчас подумали, почему материал о ремастере Mafia 2 начинается так — именно здесь, по моему мнению, кроется подлинная причина вашей ненависти к Definitive Edition.
Игр стало много, и они все преимущественно похожи друг на друга. Порой как братья-близнецы, а иногда — как далекие родственники. Удивительным экспериментам отводится очень мало места, ведь это огромные финансовые риски. Зато геймеры с удовольствием купят очередную часть Call of Duty или очередное переиздание, будь то ремейк или ремастер. В мире видеоигр будто бы повис какой-то спертый воздух. Геймеры отчаянно хотят глотка свежести, и так утомились от этого уже привычного чувства некой недоеденности и постоянного разочарования, что готовы сорваться на любом мало-мальски виноватом объекте. В этот раз досталось ремастеру Mafia 2. Но Шоколад не виноват. Просто не фортануло.
С одной стороны, конечно, влетело ему вполне заслуженно. Я очень много раз проходил оригинальную игру и не помню такого, чтобы порой в ней светились кусты, надкусанные гамбургеры ездили сами собой по подворотням, а зрачки персонажей в кульминационных кат-сценах закатывались куда-то в череп. Да и случайные прохожие там в текстуры так часто не проваливались, а в заставках — не проходили сквозь персонажей. Список оправданных претензий к Mafia 2: Definitive Edition велик, на YouTube легко можно найти десятки подборок таких глитчей, а моментами игра действительно стала выглядеть хуже.
Такое бывает, да
С другой стороны, засилье подобных видео создает стойкую иллюзию того, что игра буквально скроена из таких ошибок. На самом деле это заблуждение — ошибки и правда есть, их правда много, они правда гарантированно встретятся в любом прохождении. Но в целом они выборочны, единичны и встречаются не так уж и часто. Зато подтянутая картинка, которая в Mafia 2: Definitive Edition и правда подтянута заметно, блистает на экране вообще всегда. Ах, да: ремастеру досталось и за то, что он «ничего не меняет». И это самая большая ложь, которую я слышал в своей жизни.
Но в остальном игра стала выглядеть заметно лучше. Ремарка: качество ремастера тестировалось на PC. Выводы о качестве картинки и производительности на консолях сделали эксперты Digital Foundry
Когда я запустил игру, мне показалось, что большинство геймеров, занявших такую позицию, делали свои выводы по YouTube, который сильно снижает качество исходного рендера. Или просто плохо помнят, как выглядел оригинал. Картинка в Definitive стала гораздо более четкой и детальной — это видно сразу. Новая система освещения порой создает невероятно погружающие сцены, а эффекты постобработки придают особого шарма этой и без того атмосферной игре. Да, Mafia 2 ценят за атмосферу — игра буквально пронизана безвозвратно ушедшей эпохой Америки сороковых и пятидесятых годов. Хрустящий джаз и энергичный рок-н-ролл, придорожные закусочные, горбатые массивные автомобили. Революция нравов, поменявшая весь облик цивилизации навсегда. Атмосфера вытекает из экрана. Кажется, ее можно налить в стакан и выпить.
Ремастер выполняет главную задачу. Он не только сохраняет эту атмосферу, но и выводит ее на качественно новый уровень. Город выглядит гораздо эффектнее, но при этом безошибочно соблюдает оригинальный художественный стиль. Черт возьми, топить педаль хот-рода в пол и нестись по вечерней магистрали под No Particular Place to Go Чака Берри стало куда приятнее. И это главный комплимент, который можно сделать разработчикам.
Да, технические ошибки и баги иногда все портят. Да, только что ты погружался в океанскую пучину атмосферы этой замечательной эпохи, а теперь смотришь на неестественно мерцающий куст или на тебя с неба падает автомобиль. Да, некоторые текстуры все еще мутные, а некоторым персонажам подтяжка лица оказалась не к лицу. Да, вырезанные миссии в игру никто не вернул. Да, это не идеальный ремастер, и даже не отличный. Но вы забываете главное. Его вам отдали бесплатно.
2K Games и Hangar 13 приняли мудрое решение, которое сейчас встречается в игровой индустрии крайне редко. Все, кто за прошедшие с момента релиза Mafia 2 десять лет успел купить ее, получили этот ремастер просто так. Не пришлось даже заполнять форму. Есть оригинальная игра? Вот тебе ремастер для твоей библиотеки. Хочешь играй, хочешь не играй. Хочешь люби, хочешь не люби. Может он тебе и вовсе не нужен, а выводы ты сделал по YouTube. Но вот, держи, это тебе. Просто так.
Детальный взгляд на ремастер Mafia 2. Источник: GameGuru
Этим решением разработчики отнимают у фанатов любое моральное право ненавидеть себя за такой спорный продукт. Они не просят за него денег — по крайней мере у них, у фанатов. Ведь если вы фанат Mafia 2, то вы купили эту игру. Хотя бы на одной платформе, хотя бы по скидке. Она должна у вас быть, иначе вы вовсе не фанат. Разве может иметь хоть какое-то право критиковать разработчиков тот, кто скачал игру с пиратского трекера, не заплатив им ни копейки денег за труды? Насколько ценно мнение такого человека? Пиратить или не пиратить — дело каждого, но справедливое возмущение может испытать лишь покупатель.
Единственная категория геймеров, которая имеет полное право критиковать разработчиков, покрывать их бранью и обиженно топать ногами — это игроки, что покупают игру впервые, сделав свой выбор в пользу отреставрированной версии. Они купили не самый качественный продукт. Если вам предлагают мешок гнилой картошки просто так, вы можете от него отказаться. Если вы покупаете мешок гнилой картошки, вы недовольны покупкой и возмущены поступком продавца. И ремастер Mafia 2 это даже не мешок гнилой картошки. Просто там встречается подгнившая. Если вы не платили за него деньги, то за что вообще вы его так ненавидите?
Ну разве это не красиво?
В этом материале я не хочу подробно рассказывать о причинах, почему ремастер получился таким неоднозначным. Основные силы сейчас брошены на полный ремейк Mafia, а этот проект отдали в работу маленькой части внутряка и аутсорсерам. Я проверял по титрам: над художественной частью работала команда D3T, состоящая из 31 человека. Интегрировала решения D3T в исходный код игры выделенная под эту задачу часть команды Hangar 13, а Mafia 2 — это очень шаткая конструкция. Помните домик семейства Уизли из «Гарри Поттера», который состоял из бесконечных надстроек над другими домами поменьше? Вот примерно так выглядит исходный код Mafia 2 после производственного ада и попыток склеить наработки воедино. Пнул по бревну — обрушилась вся конструкция. Причин может быть много, и они не важны. Важно, что разработчики осознали качество ремастера и не попытались вытряхнуть деньги с фанатов игры за не вполне качественную продукцию. То, что они провернули это с не-фанатами Mafia 2 — уже другой разговор. Продавать гнилую картошку — это нечестно. Так делать нельзя.
Совсем другое дело, что не вполне удовлетворительное качество ремастера Mafia 2 бросает тень на будущий ремейк Mafia: The City of Lost Heaven. Томми Анджело умер на собственной лужайке от выстрела из «Лупалы» в упор по приказу дона Сальери, а не от того, что с неба на него упал не пойми откуда взявшийся автомобиль.
Но о том, каким будет ремейк Mafia: The City of Lost Heaven мы поговорим в понедельник. А сейчас попытайтесь понять, что не стоит критиковать разработчиков и издателей за отказ от попытки залезть в ваш карман, когда они могли это сделать. Сейчас такой подход в игровой индустрии — не редкость, а правило. И хоть кто-то понимает, что есть определенные моральные границы, которые переступать не стоит.