Обзор Hearts of Iron 4. Монголия всех победит
Спецы и мнения

Обзор Hearts of Iron 4. Монголия всех победит

В начале июня компания Paradox выпустила очередную часть серии глобальных стратегий, которая в русском переводе называется «День Победы». Дословный перевод «Железные Сердца» гораздо ближе отражает суть: только человек с холодным умом и железным сердцем способен привести народ к победе.

Игра представляет собой очень сложную глобальную стратегию о Второй мировой войне. Даже обучение в игре построено таким образом, чтобы снабдить вас только базовой информацией и сразу бросить в бой. Чтобы постичь все тонкости Hearts of Iron 4 (если для вас это первая игра серии), может потребоваться не одна сотня часов, проведенных как в самой игре, так и за чтением статей во встроенной энциклопедии.

Знание особенностей игры позволит вам применять такие методы и тактику, о которой новичку даже не додуматься. Чем больше вы познаете игру, тем сильнее она затягивает и больше нравится. Тем не менее хочется предостеречь молодых игроков, для которых игра может показаться слишком сложной, а процесс познания будет скучным и неинтересным.

В графическом плане игра сделана очень добротно: при сильном увеличении можно разобрать некоторые города на глобальной карте, насладиться сменой дня и ночи, во время которой самые крупные мегаполисы светятся всевозможными огнями довоенной сытой жизни. Вся карта похожа на коллаж спутниковых снимков в очень хорошем разрешении. Музыка в игре приятная и хорошо передает атмосферу того времени, переходя в воинственные марши во время боевых действий и возвращаясь к ретро-мелодиям в периоды затишья.

Что удивило, так это влияние погодных условий на некоторые действия: опытный игрок обязательно проверит, нет ли надвигающейся грозы перед отправкой пехоты, а также запланирует бомбовые удары в утренние часы для обеспечения пилотам наилучшей видимости пилотам.

Мировая карта поистине огромна, и при желании на ней можно найти все нации, существовавшие в тот период. Зайдя в игру впервые, большинство захочет испытать себя в роли представителя сильнейших и крупных стран того времени — СССР, Германии, США или Англии. Но проведя в Hearts of Iron 4 не один день, часть игроков обязательно попробует менее упоминаемые страны: изменить ход истории, отменив аншлюс Австрии или обеспечив безопасность Польши — этого не удалось сделать нашим предкам, но вполне решаемо в игре.

Также примечательно, что небольшие страны не будут следовать четкому ходу истории и вполне способны удивить собственными выходками. При грамотном распределении политической силы и выставлении национальных приоритетов вполне возможно выковать дипломатическую державу из Третьего Рейха или агитировать за фашизм во Франции, а особо упорные товарищи могут попробовать создать альянс между СССР и Германией для раздела всего оставшегося материка.

Неудивительно, что компания Paradox создавала Hearts of Iron 4 с заведомым расчетом на подобное развитие событий и богатую фантазию игроков по всему миру. Поддержка подобных неисторических ходов отражена в виде уникальных флагов или имен лидеров государств. Все любители альтернативной истории просто обязаны купить игру и попрактиковать собственные сценарии.

В начале кампании очень важно правильно распределять военные заводы, фабрики, а также развивать местных жителей: они оказывают неоценимую помощь в экономической составляющей игры. Порой один хороший промышленный советник может внести больший вклад в победу, чем самые современные танки или истребители. Эти особенности помогают разрабатывать совершенно нетривиальные стратегии для выигрыша.

Сами по себе боевые действия выглядят довольно блекло на общем фоне. Их сложно вычленить из игрового процесса, в ходе которого приходится дотошно рассчитывать количество фабрик или амуниции, так необходимой для победы. Иногда гениальные планы вымышленных «суворовых», победивших в немыслимых, казалось бы, условиях остаются забытыми, а игрок с головой уходит в расчёты, необходимые для господства в этом мире. В Hearts of Iron 4 очень много событий происходит одновременно, поэтому бывает так трудно следить за каждым шагом выбранной нации.

В игре есть возможность модернизировать имеющуюся технику и солдат: добавлять или улучшать двигатели, изменять количество орудий и бронирование, выдавать новейшие винтовки или продвинутые лекарственные средства. Но, к сожалению, нет возможности отслеживать эффект от этих маленьких изменений и понять, повлияли ли они на ход военных действий или нет. Поэтому рядовой стратег не станет заморачиваться и будет использовать все по умолчанию.

Интерфейс логистики же, напротив, отлично показывает, как должна быть реализована подобная система в игре. Тут достаточно открыть необходимое окно, и сразу будет понятно сколько винтовок, танков или кораблей требуется тому или иному роду войск.

Режим снабжения также заслуживает похвалы: переключив соответствующую галочку на карте, можно легко определить, какими путями проще всего поставлять запасы для армий, основываясь на данных о местности, погодных условиях или наличии транспортной инфраструктуры. Таким образом, еще на момент планирования войны можно понять, как лучше наступать: начать с морского сражения или организовать быструю и победоносную войну с захватом основных городов.

Один из недостатков игры заключается в неинтуитивном управлении воздушными и морскими сражениями. Система запуска военно-морских боев имеет столько неочевидных вещей, в которых нужно разбираться несколько часов, что порой проще не атаковать вовсе или ограничиться атакой по суше.

Политическую систему в игре нельзя назвать эталоном. Тем не менее она способна на большее, чем просто копировать историю из школьных учебников. Механика всемирной напряженности, которая повышается от агрессивных действий отдельно взятой нации, действует на демократические страны очень явно. Зная историю, хочется объединить европейские страны и нанести упреждающий удар по нацистской Германии, но игра не позволит этому сбыться. Приходится ждать, пока Гитлер начнет нагнетать напряженность и покажет миру свое истинное лицо. Высокие уровни напряженности разблокируют некоторые возможности для союзников, например, отправку волонтерских дивизий для помощи, поставку ленд-лизовского снаряжения или протекторат небольших государств.

Hearts of Iron 4 может считаться одной из самых серьезных глобальных стратегий о Второй мировой войне. Несмотря на некоторые проблемы с производительностью, это — детально проработанный проект, затрагивающий каждый аспект войны прошлого века.

Игры в материале:

Комментарии (1)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Horus
6
20.06.2016 13:47
Paradox Interactive как всегда КРАСАУЧЕГИ!

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?