Если помните, в одной из книг Марио Пьюзо - той самой, что послужила основой для фильма Френсиса Форд Копполы "Крестный отец" - причиной покушения на Вито Карлеоне стали наркотики. Белая смерть, неблагодарный бизнес - можно отыскать еще без малого десяток названий для одного явления в жизни Америки или России.
Работая над ремейком «Человека со шрамом», Брайн Де Пальма заменил главную тему оригинала. В фильме 30-х все крутилось вокруг незаконного бизнеса, да вот только не по продажу дурмана. Рэкет, реализация спиртного - это не про Тони Монтану из 80-х. История нового героя стала гораздо более жесткой. Но, постойте, какое отношение все это имеет к Grand Theft Auto: Vice City? Самое прямое! За личиной беспредельного боевика скрывается очень точный, ностальгически выверенный портрет целой эпохи. Братья Хаузеры явно знали, на что идут.
Эпоха 3D
Формально Vice City - глобальный аддон для Grand Theft Auto 3. Город стал несколько меньше, поменялись краски, появились мотоциклы и новые профессии, да и только. Тот же движок, только на этот раз менее требовательный к железу персоналок и более стабильно работающий на приставках, выдавал чудесную по меркам начала века картинку. Структура самой игры ничем не отличалась от оригинала годовой давности. Но все это - штука сугубо техническая, ведь там, где Grand Theft Auto 3 пасовала, Vice City буквально поражала воображение, как самого обычного игрока, так и критика, привыкшего ждать только худшее.
Речь, разумеется, идет об истории. Сценарий GTA 3 еще на этапе анонса, когда проект носил кодовое название GTA 3D и статус «Only for PlayStation 2», создавался с прицелом на конечного пользователя. Новые сценаристы сериала, братья Хаузери, сочли, что продуманная story line помешает геймеру идентифицировать себя с персонажем. Результатом этого стал оболваненный главный герой, единственной отличительной чертой которого была коричневая куртка и удивительная доверчивость - иначе и не объяснишь, почему Каролина смогла обвести Клода вокруг пальца дважды.
Образ Томми создавался во многом под влиянием ремейка «Лица со шрамом»: хамоватость, умение держаться в любом обществе (будь то отставной генерал, просящий своровать танк, либо чокнутый адвокат) и взрывной характер - такой коктейль для сериала был в новинку.
Сюжет Vice City крутится вокруг белой смерти - этакого символа новой гангстерской драмы, воспетого упомянутым еще в начале текста Марио Пьюзо. Вернувшись после длительной отсидки в местах, где мыло ронять не рекомендуется, Томми Версети узнает, что мир за время его заключения изменился. Босс мафиозного клана, не желая видеть нашего героя в Либирти-Сити, отправляет Томми в Вайс-Сити. Но не просто так, а с целью провернуть крупную сделку. Думаю, все, кто хотя бы краем уха слышал про Grand Theft Auto, знают, чем эта сделка закончится. Неприятности? Еще какие.
Уютный мир
У каждого, кто в 2003 году имел нормальный компьютер или консоль, найдется своя собственная история, связанная с Grand Theft Auto. Есть такая история и у меня. Дело в том, что первый компьютер появился в моем доме именно в начале нулевых. Типовая по тем временам конфигурация (какой-то Duron, 256 мегабайт оперативки и MX440 в качестве видеоускорителя) позволяла запускать почти все актуальные по тем временам игры. И я не преминул воспользоваться этой возможностью - в особенности, по части проектов, которые никогда не появились бы на ставших к тому времени уже родными консолях.
Единственное исключение касается как раз Vice City. Приметный диск с кустарной полиграфией мне вручил продавец, предварительно сказав, что эта часть GTA гораздо лучше тройки, которая из-за особенностей движка не тормозила, разве что, у обладателей конфигурации за шестьдесят тысяч деревянных.
И затянуло. Удивительно уютный мир, где рядышком сосуществуют настоящий клуб со стриптизершами и радиостанция, в студии которой несколько рокеров-торчков просят подвести их на заминированной машине, оказался настолько родным, что оторваться было попросту невозможно.
Большие возможности
Впервые попав в Вайс-Сити, игрок понимает, что возможностей здесь - море, если не океан. Можно следовать по сюжету и это будет, в общем-то, правильным выбором. Я не зря акцентировал свое внимание именно на истории. Шаблонная в Grand Theft Auto 3, в Vice City она приобрела характерный в дальнейшем для серии гротеск, не лишенный, правда, особого шарма. В Vice City не было политиков, размахивающих в видеоролике членом и рассуждающих о судьбе демократии, зато был харизматичный лидер кубинцев, сумасшедший наркобарон и гаятянская бабка, опаивающая Томми зельем, прежде чем тот отправится на задание. Для продвижения по сюжетной линии достаточно приехать на контрольную точку. Завершил одну ветку - открывается другая. При должной сноровке попасть на второй и третий острова можно за два часа реального времени.
Но проходить Vice City исключительно как сюжетный боевик - значит, лишать себя большей части удовольствия. Здесь, как и в Morrowind (аналогия прямая, как ни странно), можно буквально жить. Развозить клиентов на такси, попутно выводя подконтрольный таксопарк в лидеры рынка, торговать наркотиками из фургончика для продажи мороженого, проводить аннигиляцию враждебных группировок, либо же выполнять головокружительные трюки на стадионе, что работает в определенное время суток. Все это - точно такой же важный дизайнерский пласт, как и миссия «Подрывник», которую без мата прошел разве что выпускник музыкальной школы по классу фортепьяно.
В Vice City Rockstar Games наконец-то открыла ту характерную для себя в будущем «магию», позволяющую ей продавать миллионы дисков и заставляющую игроков по всему миру ждать продолжения.
***
Это может показаться избитым, но рассказывать про Vice City чрезвычайно сложно. Каждая часть Grand Theft Auto для сколь-нибудь увлеченного геймера это настолько личный опыт, что можно в лепешку расшибиться, но так и не передать, чем зацепила человека та же Vice City. Это ли не признак мастерства?
Но тем не менее - автор молодец.
Не неси чепухи. У меня в Steam она есть. Работает на W7 без проблем.
не знаю..1Совскую я так и не смог запустить.
Мне рассказывали братья,
Во Христе- святые люди,
Вряд ли врать такие будут.
Грустью их глаза полны,
Дни на свете сочтены,
Но твердят все неустанно:
"В ЖТА играть не стану!".
A версия от 1C?
Ай малаца.