Обзор Ghost of Tsushima. Сто часов самурайского эпоса

Assassin's Creed про Японию, снятый Акирой Куросавой
Поделиться
Отправить
Поделиться
14.07

Уж простите, но сравнений с серией Assassin’s Creed избежать никак не получится. На первый взгляд «Цусима» — это практически та же игра, что и недавние «Истоки» с «Одиссеей». Гордый воин-одиночка носится на коне по огромной карте, выполненной в известном историческом сеттинге. Он собирает элементы старинных доспехов и оружия из легенд, помогает каждому встречному в десятках квестов, но не забывает и про основную задачу: отомстить кровожадным врагам и захватчикам за близких и поруганную страну. Попутно он навещает помеченные на карте вопросительным знаком «места интереса», забирается на вышки или, прячась по кустам, преследует подозрительного субъекта. В этот момент некоторые из вас, вероятно, уже захотят поставить на игре крест, но не спешите: при всех сходствах ощущается она совершенно иначе. 

При всем внимании к историческим деталям, историческими «ассасины» уже давно совершенно не чувствуются. И дело тут не в неправильной капителе на колонне коринфского храма или внезапно ожившем Минотавре, а в том, что все диалоги и характеры там написаны явно не для жителя античного мира, но для современного западного политкорректного общества. Из-за этого проекты выглядят очень аутентично с визуальной точки зрения, но в процессе игры раскрываются с совсем иной стороны. В этом, собственно, и заключается главное отличие «Призрака Цусимы» от творений Ubisoft

Последний эксклюзив PlayStation умудряется временами пробирать натурально до мурашек своей эпичностью и проработкой характеров. В отношениях молодого самурая с его учителем-лучником чувствуется неподдельная химия — да и вообще, темы самурайской чести, феодальных отношений между господином и слугой, а также буддистской философии в игре раскрыты более чем полностью. Квесты тут крутятся не вокруг очередной известной личности вроде Цезаря или Геродота, жившей аккурат в эпоху действия игры, а вокруг понятий о семье, чести, религии и других вещей, игравших ключевую роль в средневековой Японии. К тому же, мы не встретили в игре ни одного черного. Белых, впрочем, мы тоже не встретили. Что теперь сделают с Sucker Punch борцы за расовое разнообразие — страшно представить. Зато, благодаря этому, средневековая Япония здесь выглядит действительно средневековой Японией. 

Игра получилась не только аутентичной, но еще и невероятно стильной и колоритной. Это, пожалуй, вообще самый стильный проект за последние годы. Где-то происходящее напоминает работы Акиры Куросавы, а где-то и вовсе Квентина Тарантино. То, как обставлены дуэли, заслуживает отдельного восхищения. Порой и без того красивый бой могут завершить чем-то фееричным. Однажды, к примеру, мы в грозу под цветущей сакурой сражались с предателем, чтобы выведать секрет древней самурайской техники. И как только мы использовали этот удар против него, в негодяя ударила молния. А что: катана — отличный громоотвод. Режиссура многих роликов также очень хороша. Чего стоит лишь блик только что найденного фамильного меча на лице главного героя лунной ночью. 

Несмотря на не самую передовую графику, здесь практически всегда очень красиво. Главный герой, Дзин Сакай, может медитировать в лесу и сочинять хокку, наслаждаясь осенней природой, а через пару минут уже рубить монголов мечом, причем не менее поэтично. Здесь регулярно встречаются невероятно живописные термальные источники, где можно смыть грязь и задуматься о вечном. А учитывая, что местная Цусима включает в себя несколько биомов, настроение вокруг тоже всегда будет меняться. Бамбуковые джунгли переходят в желтые кленовые леса, а топкие болота сменятся заснеженными горами. 

Собственно, об аудиовизуальном вкусе разработчиков говорит даже наличие очень любопытного фоторежима, который позволяет менять погоду, скорость ветра, время суток и даже добавлять желаемые частицы вроде летящих листьев, лепестков вишни или светлячков. Да и снимки здесь можно делать не только статичные, но и динамичные, вроде Live-фото из вашего iPhone.

Но хватит уже про стиль и графику, давайте лучше немного поговорим про сам игровой процесс. Да, если вы играли в третьего «Ведьмака» или двух последних «ассасинов», то и сами примерно представляете, чего ждать. Но дьявол, как водится, в мелочах. Исследование мира здесь больше напоминает Skyrim, где вас постоянно будут отвлекать от основных задач второстепенными. Квесты появляются буквально на каждом шагу. Причем из-за интересных сюжетов и правильной подачи выполнять их по большей части интересно. Вам наверняка запомнится история местного продавца сакэ, а по совместительству отъявленного плута. Или трагичная арка женщины-воительницы, мстящей за свою семью. Раздражают лишь задания с поиском улик, следов и всей вот этой вот детективщиной, особенно с учетом того, что местное «Орлиное зрение» в поисках совершенно не помогает и работает лишь для обнаружения врагов. Необходимость в сотый раз идти по следу глухой ночью откровенно выводит из себя.

Для игроков заготовлены не только основная сюжетная линия про освобождение Цусимы, длинные и тянущиеся через весь сюжет истории наших соратников, побочные квесты, но и пресловутые места интереса. Их тут не так уж и много, поэтому надоесть они не успевают. Тем более что нежиться в горячих источниках, рубить бамбук в незамысловатой QTE-игре и сочинять хокку довольно занятно. Есть здесь еще и места гибели известных воинов, дающие коллекционную косметику для оружия и одежду, а также святилища, добраться до которых можно лишь с помощью паркура. Зато они награждают игрока магическими амулетами, которые, к примеру, позволяют восстанавливать здоровье вне боя или находить больше полезных ресурсов.

Подобный контент разработчики подают очень аккуратно, стараясь не нарушить великолепную атмосферу средневековой Японии. Миникарта и маркер текущей цели здесь заменены… обычным ветром. Ветер всегда дует в ту сторону, куда нам нужно, заменяя привычные стрелочки и отметки. А порыв ветра можно вызвать легким прикосновением к сенсорной панели геймпада. Очень красивое и элегантное решение. Аналогичным образом нас подводят и к местам интереса. Туда нас ведет особая желтая птица, которую японцы считали священной. Увидели такую — смело идите за ней, и найдете что-нибудь интересное. Другое священное животное для жителей страны восходящего солнца — лиса. Она олицетворяет дружелюбный дух из японской мифологии, поэтому местные лисы терпеливо проводят вас до ближайшего алтаря. И даже дадут почесать за ушком. Такие лапочки. 

Многочисленные приключения здесь, разумеется, разбавлены изрядным количеством сражений. Поначалу они, как и должно быть в самурайской истории, очень скоротечны. Грамотные контратаки и выпады позволяют убивать монголов быстро и эффектно. Впоследствии, к сожалению, враги становятся огромными бронированными монстрами, время от времени плюющимися огнем, бросающимися динамитом и даже в стиле небезызвестного сэра Берика Дондарриона из «Игры Престолов» размахивающими пламенными клинками. Одолеть таких — задача не из быстрых и не из легких, так как даже своевременная контратака, которая должна убивать противника с одного удара, лишь ранит их. 

Дзин Сакай, впрочем, тоже не лыком шит, и со временем благодаря пачке заданий и улучшений выучивает какое-то запредельное количество трюков. Против каждого типа врагов у него будет заготовлена специальная стойка. Постоянно переключаться в бою между стойками, правда, дело нелегкое, так что выгоднее просто понять, каких противников больше, и выбрать стойку в соответствии с этим. Ударов и тактик тоже очень много, начиная от уворотов и контратак и заканчивая комбинациями умений, расходующих особый ресурс. А ведь у нас еще есть два типа лука, метательные кунаи, дымовые бомбы, приманки, бомбы-липучки и черт знает что еще. 

Большую часть из этого, правда, в бою использовать крайне неудобно, потому игра постоянно заставляет между всем этим добром переключаться с помощью двух шифтов и четырех колес умений прямо посреди битвы. К примеру, обычный лук, бомбы и тяжелый лук привязаны к одному слоту, и чтобы выбрать между обычными стрелами обычного лука и взрывными стрелами тяжелого лука нужно сделать аж два переключения прямо во время битвы. За всю игру мы к этой системе так и не привыкли. Другая проблема боевой системы — это камера, которая при наличии узких помещений или кустов неподалеку обязательно покажет какую-нибудь бочку или густую растительность. Из-за этого воевать очень скоро начинаешь исключительно на открытых пространствах. 

Навыки, прокачка и одежда влияют на способности Дзина очень значительно и способны целиком поменять игровой стиль. Мы, к примеру, собрали почти идеального лучника, который расстреливает врагов как из укрытия, так и в открытом бою. Проблему составляют лишь ребята в закрытых шлемах: они требует переключения на тяжелый лук, а любое переключение в этой игре — боль.

Если с талантами все более или менее ясно, то броня работает следующим образом: есть комплект для путешествий и поиска артефактов, есть одеяние лучника, роба ронина (то есть — одежда для стелса) и несколько типов самурайской брони, которая наиболее полезна в открытом бою. Каждый комплект доспехов, лук или катана улучшаются у кузнецов, усиливая, тем самым, свои полезные свойства и приобретая более крутой внешний вид. Без всего этого добра к снаряженным огненными мечами монгольским воинам лучше не соваться.

Напоследок — немного об истории, ведь в контексте исторической игры это важно. Если мы говорим о средневековой Японии и самураях, то наверняка хотим видеть более или менее реальную ситуацию в стране восходящего солнца тех лет. Подобных игр не так много, оттого и спрос с тех, что есть, ожидаемо выше. Итак, говорить, что игра получилась чрезвычайно историчной, к сожалению, нельзя. Это все-таки куда ближе к самурайскому эпосу, нежели к книге по истории. Но давайте для начала кратко напомним, что это вообще за вторжение на Цусиму. Хубилай-хан, внук Чингихсана и император огромной монгольской империи, находящейся в зените славы, решает присоединить к и без того внушительному государству Японию. Речь, кстати, о том самом Хубилае, при дворе которого итальянский путешественник Марко Поло писал знаменитую «Книгу о разнообразии мира». Вторжение начинается в 1274 году, то есть в период японской истории, когда самурайская традиция в известном нам виде лишь начинала зарождаться. Большинство книг, фильмов и игр на эту тему описывают более поздние периоды. 

Перед захватом основных японских территорий армия монголов решила немного размяться и высадилась на относительно небольшом приграничном островке Цусима. Все немногочисленные самураи острова были перебиты в первой же стычке возле местечка Комода, после чего монголы показательно спалили несколько деревень (а больше их там попросту не было), перерезали крестьян, погостили еще пару недель и отправились в сторону Кюсю, где были основательно потрепаны сокрушительным штормом и добиты мобилизованным флотом Японии. Спустя несколько лет была предпринята и вторая попытка, которая, впрочем, завершилась примерно тем же. 

К чему мы все это рассказываем? Чтобы вы понимали, насколько незначителен был описываемый эпизод. Сражение при Комоде даже битвой назвать было сложно. Не говоря о самом острове, который, по сути, был приграничной глушью с пятеркой деревень. В игре же перед нами предстает эпическая история про юного самурая, чудом выжившего в резне при Комоде, затем долго собирающего союзников на борьбу с захватчиками. Его легенда постепенно обрастает все новыми деталями, а жители подконтрольных монголам территорий восхищенным шепотом делятся друг с другом историями о таинственном воине-призраке, который рано или поздно скинет ненавистных захватчиков обратно в море. Сам же остров представляет собой воистину огромную территорию с гигантскими замками, величественными пагодами храмов и десятками поселений разного размера. И речь, разумеется, идет далеко не о двух неделях действия. 

С другой стороны, понять разработчиков тоже можно. Невероятной историчности нам никто не обещал, других подходящих эпизодов с оккупировавшим территорию японцев врагом в этот период не было, а сделать масштабную игру со всеми наиболее узнаваемыми атрибутами средневековой Японии сделать было нужно. Так здесь появились и виды доспехов, появившиеся гораздо позже, и вооруженные неким подобием огнестрела враги, и многие другие исторические неточности.

Тем не менее, общих впечатлений все это совсем не портит. Пройдя «Цусиму» от начала и до конца, игрок пропускает через себя великолепную и чрезвычайно красивую во всех смыслах историю о чести, предательстве, семье и настоящем самурайском долге. Да, здесь полно штампов и нарочито киношных приемов, но без них проект был бы, пожалуй, не настолько ярким и колоритным. Обилие деталей и проработанных характеров выдает в «Призраке Цусимы» не просто ежегодную песочницу в историческом сеттинге, но полноценный системселлер, каким и должна быть игра, разрабатываемая на протяжении стольких лет. Одним словом, послевкусие от прохождения у нас исключительно приятные. Видно, что в Sucker Punch делали именно игру, а не просто в очередной раз отдавали дань современным социальным трендам, присыпав все это дело «большим открытым миром». 

Итак, что же у нас получилось в итоге? Игра, на первый взгляд очень похожая на последних «ассасинов», но дающая совершенно иные ощущения. Игра, которая оказалась довольно далека от исторических реалий средневековой Японии, но все равно с головой погружающая в эту эпоху. Игра фантастически стильная и красивая. Игра, имеющая проблемы с боевой системой, но при этом дарящая шикарное ощущение от мгновенного убийства сразу нескольких врагов парой отточенных взмахов катаны. Далеко не идеальная, но очень приятная игра, которая позволяет ощутить себя настоящим самураем.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения