Как Electronic Arts убивала Command & Conquer

История великой серии, которую мы почти потеряли
Поделиться
Отправить
Поделиться
11.06

Пятого июня вышло улучшенное переиздание самой первой части: Command & Conquer Remastered Collection. Горькая ирония в том, что это первая за десять лет полноценная игра во вселенной — ведь все то, что Electronic Arts выпускала в течение прошлого десятилетия, сейчас и вспоминать-то стыдно. Тем не менее, именно этим мы сегодня займемся.

Вообще, вся эта ретроспектива служит поучительной историей другим издателям о том, сколь долго можно душить дойную корову, и к чему это в итоге приводит. Как известно, первая часть C&C вышла в 1995 году и стала в один ряд с родоначальниками жанра RTS — стратегий в реальном времени. Игра, по сути, была прямым наследником великой стратегии Dune 2 и главным конкурентом для серии Warcraft, начиная со второй части, которая также вышла в 95-м. Удачный для жанра выдался год, однако!

Будучи наследницей Dune 2, игра смогла превзойти и пережить ее, ведь сиквелы «Дюны» в виде Dune 2000 и Emperor: Battle for Dune не снискали коммерческого успеха, в то время как Command & Conquer на протяжении полутора десятков лет с переменным успехом, но все же собирала бодрые финансовые урожаи. Популярность жанра во второй половине 90-х была настолько феноменальной, что все стратегии, к которым не имела отношения студия Westwood, называли C&C-клонами.

Харизматичный злодей Кейн в исполнении Джозефа Кукана — пожалуй, самый запоминающийся герой вселенной C&C

Конвейер, сомнительные эксперименты, поспешные сиквелы, ошибочные платформы, перенасыщение однотипными дополнениями — в истории C&C было все! Весь жизненный цикл серии C&C можно разделить на три условных этапа. Первой идет эпоха расцвета, которая продлилась с выхода первой части в 95-м до закрытия Westwood в 2003 году. За ней следует эпоха неопределенности, когда Electronic Arts получила права на серию, разогнала старую команду и штамповала игры сомнительного качества, ставя над фанатами бесчеловечные эксперименты. И, затем, эпоха упадка, когда некогда великая серия скатилась до уровня ненужных браузерок по мотивам и мобильных игр с агрессивными микротранзакциями. Серия прошла через все это.

Red Alert 2 и дополнение Yuri’s Revenge по праву считаются одними из лучших игр серии

Эпоха расцвета

По мнению автора, эту эпоху лучше всего характеризует сборник Command & Conquer: The First Decade, официально выпущенный в 2006 году. Он объединяет игры, выходившие в период с 1995 по 2003 годы. В нем представлены все основные выпуски C&C — оригинальная игра 95-го, сиквел под названием Tiberian Sun, обе части Red Alert с тремя дополнениями, спин-офф Generals и даже шутер 2002 года Command & Conquer: Renegade, который стал смелым экспериментом для Westwood. Компания перенесла жизнь рядового пехотинца фракции GDI из стратегии в реальном времени в формат шутера с видом от первого и третьего лица, который происходит в привычном для стратегов сеттинге.

Серия никогда не боялась заигрывать с историческими фигурами — Эйнштейном, Сталином и даже Гитлером, которого в первой RA попросту стерли из истории

Westwood никогда не боялась делать новые вещи с C&C — после того, как компания вписала свое имя в книгу рекордов Гиннесса, продав свыше 10 миллионов копий игры Command & Conquer, будущее серии и студии казалось безоблачным. Так, например, Westwood в 1997 году выпустила на базе C&C первую «королевскую битву» — Command & Conquer: Sole Survivor. Игрокам в онлайне необходимо было выбрать один юнит, будь то пехотинец, танк или динозавр, и затем попытаться выжить на традиционной для C&C большой карте, собирая усиления и избегая драк с более мощными соперниками. Практически MOBA с элементами battle royale, причем 23 года назад!

Та самая провальная Sole Survivor Online, в которой игрокам предлагали battle royale с использованием юнитов из C&C. Вы кого возьмете, стегозавра или танк с огнеметом?

Такие эксперименты в конечном итоге и погубили компанию. Sole Survivor, Renegade, Earth & Beyond. Последняя в списке стала камнем на могиле студии — амбициозная ММО-игра с треском провалилась, и Electronic Arts расформировала студию. Часть команды перешла в EA Los Angeles, закрывшуюся в 2013 году, другая часть по-прежнему делает отличные RTS под крылом студии Petroglyph Games. Которая, к слову, является автором Command & Conquer Remastered. Как же тесно переплелись судьбы ЕА, C&C и бывших сотрудников Westwood!

Эпоха неопределенности

Для C&C эта эпоха стала временем новых экспериментов и попыток расширить аудиторию серии. Интерес к жанру стратегий в реальном времени начал ослабевать — перепроизводство, тесная конкуренция и короткий цикл создания игр привели к тому, что трехмерных RTS стало слишком много, а C&C со своим вечным конфликтом NOD и GDI приелась публике. С переменным успехом EA пыталась монетизировать былое величие жанра.

А это — C&C Renegade, попытка объединить шутер со стратегией. Westwood работала и над сиквелом, но его закрыли

Под крылом EA Los Angeles в очередной раз появилась подсерия C&CGenerals. Из-за переходного периода работу над игрой начинала одна команда, а доделывала уже другая, что сказалось на результате. В Generals футуристическую войну променяли на обыденную современность, сделали ставку на реализм и в качестве сторон-участниц презентовали США, Китай и глобальную освободительную армию, больше похожую на фракцию террористов. Когда ни игра, ни вышедшее в том же 2003 году дополнение Zero Hour не показали хороших продаж, серию отправили в мусорное ведро. Вслед за Renegade, Sole Survivor и другими спин-оффами. Что интересно, это не помешало ЕА добавить ее в сборник The First Decade.

Скриншот из ремастера Red Alert, которую мы получили в рамках сборника C&C Remastered Collection. Также в него вошла первая C&C со всеми дополнениями

В 2007 году вышла Command & Conquer 3: Tiberium Wars, которая заглянула не только на PC, но и на Xbox 360. Аудитория в целом благосклонно приняла игру — например, на сайте Metacritic пользователи оценили ее на 80 баллов, а пресса на 85. За два месяца продажи превысили 1 миллион копий и, само собой, EA была воодушевлена показателями. В течение следующих трех лет компания выбросила на рынок дополнение к C&C 3, а затем была Red Alert 3 с двумя дополнениями (большим Uprising и локальным Commander’s Challenge), которую игроки заслуженно назвали «худшей частью серии C&C: RA». Вместо того, чтобы редко делать качественные игры, Electronic Arts зарядила конвейер на полную. Финальным аккордом для этой эпохи стал релиз Command & Conquer 4: Tiberian Twilight в марте 2010 года.

Скриншоты из отмененной C&C: Renegade 2 — глядя на них понимаешь, что это к лучшему. Тем более, там собирались вернуть гигантских муравьев, пожирающих людей...

Эпоха упадка

Electronic Arts официально заявила, что C&C 4 станет завершением истории Command & Conquer — так и получилось. Игра с треском провалилась из-за ленивого геймдизайна, наличия DRM, требования постоянного подключения к интернету, отсутствию новых идей и крайне банальному завершению многолетней истории. Индикатором низкой популярности «четверки» является также то, что в отличие от остальных номерных частей основной линейки C&C для нее так и не появилось никаких аддонов, расширений, DLC. EA не пыталась продать добавку к провальной Tiberian Twilight, предпочтя просто забыть о некогда культовой серии. Ведь если самая новая игра серии не продается, то серия никому не нужна, верно?

Tiberium Alliances — ещё один фейл ЕА. После первого показа игру раскритиковали и она была отправлена на доработку. Увы, на конечном результате это не отразилось

Тем не менее, уже в 2012 году жажда наживы взяла верх над здравым смыслом — конфликт вновь продлили, а миру показали браузерную free-2-play стратегию Command & Conquer: Tiberium Alliances. Это была самая настоящая пародия на жанр RTS, унылая гриндилка в окне браузера, которая запомнилась игрокам по рекордному количеству дизлайков под трейлером и обвинениями ЕА в том, что та скопировала дизайны юнитов Ork Bonecruncha and Baneblade из вселенной Warhammer 40000. К слову, эта поделка по-прежнему доступна в Origin, так что читатель может сам зайти, скачать и убедиться в убогости данного «продукта». Если, конечно, найдет себе соперника в онлайне.

Даже после всех издевательств над серией у старых частей RTS оставались фанаты, которые продолжают выпускать модификации для старых частей, например, Tiberium Wars. Тем интереснее было наблюдать, как незадолго до Е3 2018 «Электроники» стали намекать на возвращение C&C. В рамках EA Play 2018 была показана новая игра Command & Conquer: Rivals — и это даже оказалась не новая браузерка! Дела обстояли хуже: Rivals стала игрой для мобильных платформ, которая вновь вытащила из небытия главного злодея серии Кейна, и снова сделала конфликт фракций GDI и NOD актуальным.

Вместе с анонсом Rivals игроков пытались подкупить «лысым мужиком, похожим на Кейна», но старожилам серии этого было мало

Агония C&C и не думала завершаться. Геймеры были в ярости, конечно. Мало кто ожидал полноценную новую игру в любой из подсерий C&C (Renegade, Generals, Red Alert), но люди все-таки надеялись хотя бы на ремастер одной из старых частей. Неизвестно, кто в ЕА додумался до такого сомнительного решения, но мобильная игра так и не стала популярной — цифры скачиваний не разглашали, но судя по соотношению лайков и дизлайков под всеми официальными роликами игры, а также по красноречивой оценке «1.4» от пользователей на Metacritic, Rivals людям не понравилась. Кстати, игра уже долгое время не обновляется. Интересно, почему?

Эпоха новой надежды?

У издательства Electronic Arts плохая репутация — оно часто закрывает свои студии, душит перспективные и нестандартные проекты, почти никогда не возвращает с того света забытые игровые серии. Примеров предостаточно. Да и зачем, если спорт-симы и аддоны к The Sims прекрасно продаются? Но ради C&C компания в очередной раз пошла на уступки, которыми и выглядит релиз ремастера от Petroglyph. Ведь это те самые люди, что ранее работали над старыми частями серии в Westwood, и которых ЕА когда-то лишила работы. Только это уже тема для совсем другого разговора — и он уже состоялся. Наше мнение о ремастере Command & Conquer можно прочесть ниже.

Любимая стратегия вашего деда снова врывается в чарты продаж

После всего, что происходило с серией с 2007 по 2018 годы, тяжело поверить в резкую реабилитацию «Электроников» за все те решения, благодаря которым любимая стратегия нашего детства долго агонизировала и в итоге отправилась в могилу. Сейчас можно лишь надеяться, что одним ремастером дело не ограничится. И новых мобильных игр по мотивам великой франшизы мы тоже больше не встретим.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
15 июня 2020 21:40
Red Alert 2 лучшая стратегия серии , самая быстрая и динамичная , а вот дополнения про юрия отстой имбаланс полный
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения