Сосю до смерти! Обзор Nioh 2

Cиквел по самурайским понятиям — лучше оригинала, но хуже эталона
Поделиться
Отправить
Поделиться
11.03

Много ли рецензий начинались с поздравлений? Так вот: ура, товарищи хардкорщики! Ниша souls-like игр напиталась за последние 3-4 года настолько, что идейные клоны Dark Souls можно пропускать мимо, а сами они обросли достойными внимания сиквелами. «Японский рот этого самурайского кимоно», — таков вердикт после 35 часов в Nioh 2, но хорошо это или плохо — давайте разбираться.

Оригинальная Nioh прошла непростой путь до своего релиза в  2017 году — завернутый в 2004-м на стадии разработки проект анонсировали повторно аж одиннадцать лет спустя. В это время короли жанра, японские разработчики из студии FromSoftware, одну за другой выпускали игры серии Dark Souls — включая ремастер первой части, сиквел и триквел, а попутно еще и делали новинки вроде Bloodborne и Sekiro: Shadows Die Twice. Где-то между этими релизами без притязаний на долгую славу появилась Nioh, которая моментально оказалась на фронтовой линии между мемами про японского Геральта и прямым сравнением с проектами геймдизайнера Хидэтаки Миядзаки, подарившего нам все эти Лордраны, Ярнамы и замки Асины. Оригинальная Nioh влачит клеймо клона, зачастую — в негативной коннотации. Нет, игру все еще любит пресса, к ней снисходительно относятся игроки и спидраннеры из клана «час пятнадцать», что выжимают мировые рекорды по скоростному прохождению.

Ну, была и была Nioh аж 3 года назад, поиграли и забыли. Но весной 2020-го на мартовские просторы вылупляется Nioh 2. Действия происходят за 50 лет до сюжета оригинальной игры — считайте, событийный приквел, да еще и с редактором персонажей. В оригинале был протагонист Уильям, образ которого взят с реально жившего в XVII веке мореплавателя и торговца Уильяма Адамса — первого англичанина, оказавшегося на берегах Японии. В 1975 году про это написали книгу, а еще через 5 лет сняли мини-сериал «Сегун», который спустя 17 лет транслировали по главному российскому телеканалу. Зачем это вообще вспоминать? Да за тем, что история Уильяма в Nioh была интереснее, чем скитания безымянного бродяги из сиквела: никаких больше ассоциаций с Геральтом, а взамен — десятки причесок, татуировок и прочих бьюти-конструкций с румянами на щеках.

Нехорошая примета, если ваша игра про войны провинций в историческом периоде Сэнгоку выходит ровно через год после Sekiro: Shadows Die Twice и за четыре месяца до летнего блокбастера Ghost of Tsushima. Японщины стало так много, что к следующему первомаю мы с закрытыми глазами сумеем отличить Оду Нобунагу от Хаттори Хандзо по их цука-гасирам на кончике катаны. Пора признать, что парадигма «зачем менять, если и так хорошо» не работает со всеми игровыми проектами без исключения. Очень круто, когда лучшая трилогия в Call of Duty про современную войну, отличается минимально внутри серии как геймплейно, так и идейно. И совсем не круто — если Watch Dogs или Assassin’s Creed с Metal Gear отличаются внутри своих серий настолько разительно, что вот уже вейперы-хайпбисты вытесняют чикагский кибернуар, а карибские пираты заступают на вахту вместо масиафских хашашинов. И на смену приключениям спецагента под кодовым именем Снейк приходит футуристический слэшер или даже история про червоточину в параллельную вселенную, где бал правят кристаллоголовые зомби. Проще говоря: был шпионский технотриллер, а стал сурвайвл-чем-то-там. 

Но с Nioh 2 история другая, ведь это почти та же самая игра, что и первая часть — с теми же правилами, структурами миссий, даже ассетами. Маленькие зеленокожие духи, помогающие главному герою, натурально пришли из первой части — как и многие враги, что перекочевали без изменений вовсе. И эффекты, и текстуры, и анимации — все до степени смешения. Но не ругайте разработчиков из студии Team Ninja за якобы халтуру. Игра пусть и почти та же самая, но зато с другой историей и насыщенным нарративом — теперь в Nioh появилось так много срежиссированных катсцен, что из них можно смонтировать подробную документалку про мифы средневековой Японии. Стало больше визуально красивых локаций, в том числе дневных городских и лесных. Они сменили кисельный полумрак с туманом и дождем из первой части. 

Поправлен и упоротый левел-дизайн: нет, приходится все также молиться на шорткаты, игнорировать по-идиотски сделанную мини-карту, проклинать игровую камеру и умирать от падений в самых неочевидных местах. Например, в одном из домов прямо у порога зияет дыра в деревянном полу, свалившись в которую вам придется в очередной раз пробегать весь путь от ближайшего сохранения. Изменились и локации: теперь они щедро напичканы всякими залипательными деталями, как правило, самурайского толка — оружейные стойки, предметы обихода и прочие интересные штуки. Уровни худо-бедно, но направляют по системе чекпойнтов, респаунов с мини-боссами и сюжетными антагонистами. 

Большие боссы выглядят солидно: на смену кошке со светящимся глазом из первой Nioh пришло косматое нечто с лошадиной башкой, а многоножку оттуда же — потеснила гигантская рогатая змея, у которой из рук вьются змейки поменьше. И это стремно, если ваша серпентофобия не подостыла после разборок из Sekiro: Shadows Die Twice, забегов по запретному лесу в Bloodborne и финального босса оригинальной Nioh. И так во всем: играть тревожно, местами страшно, а градус крипоты накаляют духи из японской мифологии — они и екаи, проклятые животные туши и неупокоенные стенающие души.

В Nioh 2 вымораживающий поток выпадающих предметов — не ровня луту из Diablo или Borderlands, но тоже не в меру избыточный. По идее, это должно радовать игрока широким ассортиментом амулетов, оружия и брони, но на практике приходится ломать 9 из 10 предметов за ненадобностью. Это раздражает к третьему часу игры, а на пятом понимаешь, что среди этого вещевого спама есть симпатичные, пусть и слабые по характеристикам вещицы, поэтому на десятом часу начинается освоение трансмогрификации: перековки снаряжения с заданными характеристиками от одного предмета и внешним видом от другого. Дилогия Nioh даже ко второй части не научилась мотивировать на изучение всех оружейных классов и разблокировку техник ниндзюцу — особых приемов, способных либо быстро убивать противников, либо так же быстро спасать от них свою жизнь. Типична ситуация, когда осваиваешь один оружейный сет на все прохождение вообще, хотя каждую минуту выпадает альтернатива в виде топоров, копий, кусаригам, катан, тонфу и утигатан. Внушительный арсенал для борьбы с местными нечестными ваншотами и заурядной гибелью от вражеской кучи-малы — умирать придется настолько часто, что станет по барабану от потерянных при смерти кристаллов амриты — это эквивалентный опыту накапливаемый ресурс.

На чекпойнтах с зеленокожей малышней-кодамами за амриту можно развить параметры, которые увеличивают фактический уровень вашего персонажа. Правда, терять ценные кристаллы амриты не так обидно, как отголоски крови из Bloodborne или души из Dark Souls. Может, обеим частям Nioh не хватает иммерсивности, избыточного погружения, при котором начинаешь жадничать ресурсами и екать сердечком за каждую обидную смерть от когтистых лап местного бестиария. По-крайней мере, попыток разбить геймпад не было, а некоторые боссы сдавались со второго-третьей попытки. То ли баланс сломан, то ли гордая «бладборновская» платина — это оберег во всех souls-like играх, — узнаем только после релиза, когда к Nioh 2 приобщатся спидраннеры и багоюзеры. Скорее всего, здесь есть благодатная почва для поиска уязвимостей, ломающих баланс, а также беспроигрышных тактик в битвах с боссами.

Сиквел перегружен чемоданами механик и спецификами боевой системы, а настолько душные и дремучие древа навыков попросту вне закона! Правда: что качать, на что это повлияет, как добраться до нужных скиллов? Сюда же впишите недоступный со старта навык с бэкстабами, чтобы убивать врагов одним быстрым и точным ударом в спину. Реализация этой способности кривая, а срабатывает она по большим праздникам: почему бы этот момент полностью не скопировать из Dark Souls — остается загадкой. В Nioh 2излишне замороченная и неочевидная экономика, а причина этого — излишне много единиц валюты. Например, некий небесный рис нужен для покупки прибамбасов, которыми можно пранковать врагов — всякие стрелы, бомбы, шипы, яды, кунаи и сюрикены. Все нужно покупать за тот самый рис, который откуда-то появляется у главного героя и вроде не пропадает после смерти. Не исчезают и монеты, которые валятся из интерактивных объектов и убитых врагов, они нужны для кузницы, но самый ценный ресурс — драгоценная амрита. Желанная валюта, что остается лежать на земле после гибели вашего персонажа. Если возродитесь и подберете — весь накопленный опыт вернется, не успеете — пропадет насовсем. Иди и фарми заново, несчастный ты шестиструнный самурай.

Что до фарма, то гринд фееричный — но только если помешаться на нем специально. Если бежать по сюжету и изредка залетать в дополнительные задания, то обычной скорости прокачки хватит для бодания с боссами на равных. Есть фантомы-союзники и сюжетные напарники, и тех и других можно призывать на помощь. Как и дружелюбных духов-ёкаев, например, толстопузого котяру — стоит его почесать, и вот уже грозное мурчало на сметанных усах начинает разматывать неприятелей покруче любой кусаригамы! Можно водить за собой несколько этих котов или даже собрать единовременный квартет из сюжетного союзника, кота-помощника и призванного фантома — это достойные компаньоны для интровертов, которые стесняются играть по сети, но и в одиночке скучают.

В кооперативе с живыми игроками тоже можно играть, пробегая в совместных экспедициях. Такое оценят не все, ведь за бездумной прокачкой и бесполезным лутом стоит какая-никакая история именно в основном сюжете. Лучше сперва пройти его, а после — собирать коллекционные предметы и выполнять особо сложные сумеречные задания: они дают намного больше опыта, но в остальном — почти полная копирка миссий из сюжетной кампании. Угнетает и прямолинейность уровней, потому что игры от конкурентов из FromSoftware порядком разбаловали нас вариативностью: любой маршрут, очередность действий и даже главные цели. Вспомните развилки из Sekiro: Shadows Die Twice или первый тандем из боссов Церковного Чудовища и Отца Гаскойна в Bloodborne — здесь не так. 

По-другому в Nioh 2  и с целостностью мира, ведь каждая новая миссия компактная и в обособленной локации. Есть в них и связь через главный сюжет, а какой именно — узнаете из завязки. Жанровая особенность, но в Nioh приходят не за сюжетом, а за геймплеем. Здесь нет потрясающего лора на манер видеоигр от студии FromSoftware, но есть демоны и люди — все воюют со всеми, а главный герой шлындает по глобальной карте, наводит порядок в японских провинциях и ищет правду о своем мистическом происхождении. Не слишком интригующее описание, правда?

Да, это все еще не образцовая Dark Souls — вопреки логике про клеймо клона, Nioh  не дотягивает до заданной в жанре эталонной планки. Но все же это обязательная покупка на эту весну, если вы ищите адреналин от сложных стычек и эмоции от внезапных смертей, если швыряете геймпады в стену и трясетесь на непроходимых и пугающих боссах. В Nioh 2 лучше играть на старте — пока сообщество только вливается, находя пасхалки, уязвимости и прочие штуки для грамотных тактик прохождения. Новинка на порядок аккуратнее оригинала, и теперь здесь даже хочется выбить платину! Согласитесь, достойный комплимент для жанра, в котором поклонники страдают от стокгольмского синдрома, а точнее — наслаждаются им.

Nioh 2 — это крепкий сиквел, который явно не поставит точку в серии. За неимением качественных аналогов здесь и сейчас, вторая часть способна увлечь на многие часы. К тому же, грядущая и горячо ожидаемая Elden Ring от FromSoftware появится нескоро, а пощекотать нервишки от слитой в утиль амриты и обидных смертей хочется прямо сейчас.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
13 марта 2020 10:08
Первая часть хорошая. Играл с удовольствием.
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения