Прямая трансляция
9 905 055
FALLOUT NEW VEGAS | ИЗ КОСМОСА НА ЗЕМЛЮ

Почему киберпанк ближе, чем вы думали

Пытаемся сформулировать определение этого жанра и объясняем, почему мы уже одной ногой в нем
Поделиться
Отправить
Поделиться
18.09 2018

После презентации одной небольшой игры от польской инди-студии CD Projekt RED в инфополе стало как-то чересчур много слова «киберпанк». А ведь многие фанаты жанра и особенно те, кто примкнул к ним после трейлера Cyberpunk 2077, могут и не ответить на простой вопрос: «Что такое киберпанк?». Даже CDPR упрекали в том, что она не понимает сути этого самого киберпанка! Давайте же уже наконец разберемся, что это такое.

С чего все начиналось

В 1983 году Брюс Бетке написал рассказ, ставший основой целого жанра. Иронично, ведь само произведение, равно как и последующие работы писателя к киберпанку, как таковому, не относятся. До сих пор у жанра нет точного определения. Наиболее часто встречается такое: 

Сюжет в киберпанке выстроен вокруг противостояния уличных группировок (хакеров и преступников) с могущественными и безликими «корпорациями».

Характеристика, подходящая и под современную реальность, но к этому мы вернемся позже. 

Первопроходцы киберпанка в литературе этому определению не следовали. Ключевые авторы направления Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг не пытались выставить технику кошмарным монстром — они восхищались компьютерами, телефонами и телевидением. Противостояние героя-одиночки и могущественной деловой империи присутствует как в фантастике, так и в других литературных жанрах довольно давно. Но к миру киберпанка этот конфликт адаптировался наиболее удачно, и именно он ассоциируется с жанром на сегодняшний день. 

Идеальный пример рядом — «Бегущий по лезвию». Фильм вышел на год раньше до появления термина и непостижимым образом стал воплощением жанра. Для тех, кто хочет погрузиться в истоки, советуем прочесть «Нейроманта» (Уильям Гибсон, 1983 год) и «Схизматрицу» (Брюс Стерлинг, 1984 год)

В восьмидесятых годах киберпанк набирал стремительные обороты в стране, где обожают технический прогресс — Японии. Футуристичная одежда, неоновые вывески, культ мрачных одиночек, плюющих на весь мир: это вдохновляло людей на создание все новых проекций и образцов жанра. В девяностых движение постепенно начало оказывать свое влияние на игровую индустрию и кинематограф. 

Авторам Deus Ex и System Shock явно нравилась идея биомеханической антиутопии, а в кино появились картины «Странные дни», «Отель Новая Роза», «Джонни-мнемоник» и, наконец, шедевр братьев Вачовски — «Матрица». О, это настоящий триумф эстетики жанра на голубом экране. После просмотра картины, очарованные харизмой Нео и Морфеуса зрители принялись рассматривать большинство фантастических фильмов сквозь призму киберпанка и видеть элементы направления едва ли не в каждом из них. 

Как воспринимать киберпанк?

Несмотря на то, что общее понимание жанра так или иначе улеглось в рамки противостояния людей, корпораций и роботов, наиболее объективной считается отдельная теория. Авторы контента пытаются отразить сюрреализм происходящего с помощью оживших машин. Компьютеров, в которых хранятся воспоминания и голоса умерших людей. В восьмидесятых годах, в эпоху зарождения киберпанка, люди относились к технике и гигантским корпорациям также, как к братьям Райт в свое время — с легкой долей недоверия, восхищения и удивления. 

Улица в киберпанке поэтому и кажется настолько знакомой. Она стоит на безумных наркоманах, тощих бандитах из гетто, безработных неудачниках, спасающихся дешевой синтетической наркотой. Герои киберпанка рассказывают истории о собственных покалеченных судьбах, о случаях, которые бывали и в нашей жизни, о том, как тяжело чувствовать себя брошенным и никому не нужным в огромном городе с блестящими неоновыми вывесками. Этот жанр превозносит одиночество, делает из него культ, страшится его и восхищается им одновременно. 

Киберпанк на примерах

Направление никогда не принадлежало исключительно одной форме искусства. Киберпанк продолжает жить в литературе, кино, в видео- и настольных играх. Многогранный, многоликий — словно те самые мегаполисы, которыми полнится жанр. Приведем несколько ярких примеров. 

Знаменитый монолог Роя Батти из «Бегущего по лезвию» символизирует страх и одиночество человека перед лицом безжалостной гибели. 

Оригинальная Deus Ex воплощает все городские легенды и киберпанковые клише: тамплиеры, Зона-51, «люди-кроты», тайное могущество FEMA (Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях). 

Карточная игра Netrunner, в которой каждая партия является противостоянием корпорации (плохие парни) и хакеров (хорошие парни). Финансовые гиганты преуспевают в попытке захвата контроля над простыми людьми с помощью технологий. Ничего не напоминает?

Настольная игра Cyberpunk 2020, о которой все наслышаны благодаря полякам из CD Projekt RED. Снова корпорации, которым выдан карт-бланш отчаявшимся правительством. Безжалостные мародеры, экспериментирующие с биомеханикой и имплантами. «Ковбои» с большой дороги — кочевники, путешествующие по хайвею. 

Аниме «Призрак в доспехах», ставшее настолько популярным, что по нему недавно отсняли фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли, пусть и довольно неудачный. Идея принадлежит автору манги «Kokaku Kidotai» — Масамунэ Сиро. Мир будущего в аниме очень правдоподобен: грань между машинами и людьми стирается настолько, что нейроинтерфейс пытается объединиться с человеческим сознанием, надеясь обрести главную отличительную черту людей — смертность. Такая версия будущего выглядит довольно пугающе, но за ней интересно наблюдать. 

Определяем количество решений и последствий в сюжетном квесте, анализируя геймплей и диалоги

«Видоизмененный углерод» — сначала книга, а потом и одноименный сериал. Довольно нетипичный представитель жанра, но элементы киберпанка в нем выделены настолько, что не отнести произведение к направлению нельзя. Место корпораций в книге и сериала занимают Мафы — богатейшие люди, способные жить если не вечно, то очень долго. Но противостоят им одиночки: помешанная на правде и честности женщина-коп и наемник. Безжалостный внешне, безмерно одинокий и сломанный внутри. За голограммами, насилием и кучей эротики скрываются глубокие человеческие переживания, эмоции и борьба с самим собой. 

Наконец, Cyberpunk 2077. Игра должна стать (и станет) гимном киберпанка. После выхода проекта популярность жанра взлетит до небес, хотя и до этого интерес к нему активно подогревался ремейком «Бегущего по лезвию» и высокими рейтингами «Видоизмененного углерода». 

Киберпанк среди нас

Хакерские группировки, способные влиять на политику правительства, похищать документы государственной важности и ломать защитную систему крупнейших банков — есть.

Интернациональные корпорации, контролирующие физическую и деловую активность людей — есть.

Искусственный интеллект, способный развиваться (нейросети, беспилотные аппараты и так далее) — есть.

Успешные эксперименты с виртуальной реальностью — происходят прямо сейчас.

Механические импланты, биопротезирование, вживление в кожу различных чипов — уже на носу.

Вы ведь знаете, что Google отслеживает все покупки, активность в браузерах и геолокацию своих пользователей? В архивах Facebook/ВКонтакте и других соцсетей хранятся миллиарды гигабайт личных переписок, фотографий и видео. И эти данные вы предоставили им сами. Все маркетологи мира давно перекочевали в интернет. Хитрые алгоритмы отслеживают ваши действия в интернете и заваливают вас тоннами таргетированной рекламы. Люди покупают товар — корпорация получает деньги. Люди не хотят покупать товар? Корпорация убедит их с помощью рекламы и все равно получает деньги. Корпорации, способные уничтожить человека одним кликом мышки, уже существуют. 

Рассказываем, почему польская команда Bloober Team делает хорроры так, как не делает никто

Авторы первых книг по киберпанку ошиблись с технологическим прогнозом. В XXI веке пока нет киборгов, да и «человечность» ИИ — пока лишь мечта программистов. Но в одном они оказались умнее тех, кто превозносил тоталитарную антиутопию, массовую глобальную катастрофу или, напротив, воспевал очередной «золотой век» человечества. Киберпанк гораздо ближе современным людям по одной простой причине: его создатели поняли, что жизнь на Земле будет продолжаться, становясь более разнообразной, но все такой же настоящей и полной эмоций. 

Ну что, потомки? Как там в киберпанке?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
19 сентября 2018 11:04
Когда врачи узнают, что у меня стоят металлические тазобедренные суставы, и начинают мне сочувствовать, я им обычно отвечаю, дескать, полно вам, все в порядке, киберпанк для меня уже наступил.
Ответить
19 сентября 2018 11:42
А как они в плане надежности/износа?
Ответить
19 сентября 2018 14:06
Нынешние весьма надежны, некоторые психи с ними даже штангу тягают, после 15-25 лет (зависит от использования), идет замена шарнира, а не всего сустава, операция на порядок легче, вскрыли, поменяли шарик, зашили, все гуляй.
Ответить
19 сентября 2018 14:50
Неплохо, реально киберпанк)
Ответить
19 сентября 2018 16:26
Это что, у меня девчонка знакомая есть, у нее кроме тазобедренных еще и колени импланты.
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения