Жаль, но великолепие Journey смогут оценить далеко не все. Многим проект покажется слишком скучным, скоротечным, прямолинейным, диковинным и... совершенно пустым. Но именно Journey окончательно стерла грань между цифровыми развлечениями и искусством.
Что такое Journey? Мм... Ну, там.... очень красиво. Есть песок. Есть сюжет, правда без слов, но кому какое дело? Там потрясающая музыка, бездонное небо... Бесподобная музыка и молочные облака...
Ну а как вы хотите? Чтобы мы бездушными словами описали настоящий шедевр современности? Игру, взглянув на которую, сам Пабло Пикассо, сжёг бы "Nu au Plateau de Sculpteur"?
Хотя, знаете что, вы правы. Мы успокоимся и расскажем об этой удивительной, бесподобной, восхитительной... Ну вот. Опять.
***
Это обычная приключенческая игра. Здесь нет монотонных диалогов, нет злодеев и бравых героев. Есть только песчаные барханы, дюны, занесённые песком древние руины и таинственные маркеры. Но, чтобы подарить игроку всего пару часов удивительного приключения, которое он запомнит очень надолго, Journey достаточно и этого.
Игра начинается с того, что закутанная в красный балахон фигура (имеющая ноги, но лишённая стоп), приходит в себя посреди бескрайней пустыни. Вокруг ничего, кроме песка, а на горизонте виднеется гора, на вершине которой горит необъяснимо яркий свет. Вот туда мы и держим свой путь.
Без слов и занудных указателей. Путешествие начинается интуитивно. Вы просто знаете, что идти нужно именно к горе, которая подобна маяку, возвышающемуся посреди бескрайнего песчаного моря. В этом плане Journey создаёт почти наркотическую зависимость: цель настолько очевидна, что кажется, будто гора совсем рядом, буквально в паре барханов! Но чем ближе к ней приближаешься - тем дальше она становится. И даже когда приключение заводит игрока в глубины некогда величественного сооружения - потерянной во времени цивилизации, желание снова увидеть свою цель жжет сердце пуще прежнего.
По большей части, такой захватывающей Journey делает её загадочность и явная недосказанность. Как фигура в балахоне оказалась посреди пустыни, зачем она здесь? Ответы на эти и многие другие вопросы не заставят себя ждать, но их нужно разглядеть, понять эти интерактивные параболы, ведь за всё время Journey не произнесёт и слова, не покажет даже единой строчки текста. Мы просто должны следовать многочисленным подсказкам, решая головоломки, приближаясь всё ближе к своей заветной цели.
Но чудеса, на которые способны только в thatgame не заканчиваются на безмолвной подаче сюжета. Руины, показанные нам в самом начале, не только представят первый фрагмент головоломки этого волшебного мира, но и подарят путешественнику фрагмент шарфа, позволяющего парить над песчаными холмами. Для этого нужно просто зажать кнопку "X" на контроллере, а затем просто наблюдать, как странник грациозно взмывает вверх, а затем медленно плывёт в воздухе, подгоняемый песчаными ветрами.
Частицы балахона играют немаловажную роль в этом путешествии, ведь от их собранного количества зависит не только продолжительность полётов. Населяющие пустыню существа, грациозно скользящие по воздуху, сделаны из схожего материала. Даже строения нередко соединяются матерчатыми мостами.
Что ещё больше завораживает, так это сам песок. Он...Разнообразен. Он может быть подобен золоту, играющему солнечными лучами в своих крупицах. Закат прибавляет ему оттенки красного, тогда как тёмное подземелье превращает его в белоснежную пустошь. Он даже ведёт себя правдоподобно: медленно обволакивает ноги странника, мелодично осыпаясь под его весом во время спусков и подъёмов.
Journey сохраняет еле различимую грань между великолепной постановкой и безупречным музыкальным сопровождением (спасибо Остину Винтори). Музыка не просто играет на заднем плане, она дополняет игровой процесс, создавая эмоциональную связь между странником, игроком и бескрайней пустыней.
Но, возможно, самым инновационным моментом Journey является кооперативное прохождение. Путешествую по пустыне, вы можете встретить другого странника (если вы подключены к сети, разумеется). Незнакомец лишён PSN ID, и с ним нельзя как-либо связаться, разве что посредством кнопки "O", создающей музыкальное колебание. Но именно такая безмолвная связь будет куда крепче и трогательней, чем с помощью гарнитур и чатов.
Чувство отчуждения растворяется будто мираж, ведь ваш компаньон разделяет с вами общую цель. Удивительно и то, что вы будете считать своим долгом помогать незнакомцу, указывать на секреты, которые он пропустил. И что самое восхитительное - это чувство всегда оказывается взаимным.
***
Если вы любите исследовать прекрасные, но странные миры, любуясь великолепными пейзажами, целиком погружаться в игру, отдаваясь ей без остатка, - пустыня Journey станет для вас волшебной сказкой, которую хочется видеть снова и снова.