Человек-паук — один из любимейших супергероев у публики, а «Нет пути домой» — бесспорно, самый расхайпленный фильм года. Но завышенные ожидания и постоянные обсуждения могут сыграть с картиной злую шутку, создав заведомо неправильные впечатления. Если же кто-то еще сомневается в целесообразности похода в кино, мы постараемся скорректировать ожидания и при этом не испортить сюрпризы. Ну, может быть, лишь самую малость.
Труднее всего соревноваться с самим собой. Руководство Disney и киноотдела Marvel это прекрасно понимают: после финала «Мстителей» удивить зрителей будет трудно. Но студии ничего не остается, кроме как выстраивать новую историю и опять собирать команду супергероев. Поклонники пристально наблюдают за этим процессом, поэтому для построения новой успешной вехи сейчас как никогда важен каждый фильм.
В свое время вторая картина о Человеке-пауке с Томом Холландом открыла новую, четвертую фазу киновселенной. Действие «Нет пути домой» начинается ровно там, где прежде закончились события. В концовке «Вдали от дома» личность Питера Паркера становится известна всем, что мешает не только ему, но и его друзьям. Троице главных героев предстоит поступление в колледж, но из-за дурной славы, которую им создали журналисты, их не берут ни в один. Добиваемый повышенным вниманием окружающих, Питер обращается к доктору Стренджу, чтобы тот что-нибудь наколдовал и все исправил. Стрендж не отказывает — в конце концов, они же вместе спасли Землю и вообще всю Галактику.
Магия должна была заставить всех забыть о настоящей личности Человека-паука, но недовольный таким раскладом Питер вмешивается в заклинание, которое чуть было не разрушает связь между параллельными реальностями — ну, как «чуть было», мы же все смотрели трейлеры, просто в самом фильме об этом говорится с запозданием. В итоге на огонек из других вселенных стягиваются те, кто знал о настоящей личности Питера, а получается, что знали о ней в принципе все злодеи.
Наверное, последние полгода Тому Холланду было очень обидно. Он — звезда, играющая одного из самых популярных супергероев, но всех волновал не он, а ностальгические персонажи, вытащенные из старых фильмов. Возможно, поэтому он так усиленно отрицал все незасвеченные в трейлерах камео.
Знаете, что сказал Григорий Лепс перед концертом в Санкт-Петербурге?
Эти старые персонажи были последним тузом в рукаве студии. Всех самых известных супергероев на экране уже воплотили, а с появлением Анджелины Джоли в составе «Вечных» из высшей лиги Голливудских актеров осталось буквально несколько, не задействованных в киновселенной Marvel. Видимо, понимая, что это если не совсем последний шанс удивить зрителей, то как минимум последний на ближайшие годы, создатели «Нет пути домой» использовали весь доступный им арсенал.
В фильме огромное количество отсылок и фанатских мемов, воспроизведение сюжетных линий из старых Пауков и даже их развитие — хотя бы немного зная о событиях других версий Паука, спокойно сидеть при просмотре просто невозможно.
Оказавшись в другом мире, у антагонистов нет нужды все крошить и разрушать, их сейчас заботят совсем другие вещи — мотивация, на удивление, оказалась крепкой вообще у всех героев, кроме самого Питера. В отличие от злодеев, Человек-паук всегда вынужден проходить по одним и тем же кругам ада, повторяющимся из перезапуска в перезапуск, невзирая не режиссерское видение. Смерти близких, проблемы с возлюбленными, двойная жизнь и безрассудный альтруизм — вселенные меняются, а Паркер нет, раз за разом проходя примерно тот же путь и доказывая состоятельность мономифа.
У Паука несколько новых костюмов, но вводить конкретно этот видимо нужно было только для мерчендайза
Впрочем, драма в фильме все равно разгорается нешуточная. И в этом есть проблема — картина постоянно меняет свой тон. По отдельности поток забойного юмора и эмоциональные моменты ни в коем случае нельзя назвать недостатком, но в «Нет пути домой» они сменяют друг друга с завидной регулярностью.
Виной тому насыщенность фильма. Вводя уже состоявшихся персонажей из старых киновселенных, создатели все равно стараются объяснить их историю, что не даст новым зрителям полной картины, а бывалых поклонников лишь утомит. Это важно, потому что сюжетные линии каждого героя здесь получают продолжение — то есть лента выполняет роль сиквела не только для «Вдали от дома», а сразу для пяти паучьих картин. Мирное разрешение конфликтов и помощь окружающим стали для Паркера Холланда основной мотивацией, поэтому готовьтесь посмотреть на привычных злодеев в необычных амплуа. Каждому из них выпало по нескольку диалоговых сцен, в которых они ведут душевные беседы и раскрываются с другой стороны.
Полеты на паутине довольно напряженные, так что главное — не пукнуть во время них как Том Холланд
Забитость диалогами не могла не сказаться на экшене. Обладая одним из самых внушительных хронометражей среди всех фильмов Marvel, «Нет пути домой» на самом деле содержит всего несколько экшен-сцен, хоть каждая и довольно продолжительна.
Компьютерная графика в фильмах Marvel бывает либо поразительно качественная, либо болезненно посредственная. Здесь — качественная.
Вторая половина картины вообще состоит буквально из полудюжины длинных сцен, из-за чего лента обладает странной динамикой. При этом основная история фильма проста до безобразия, а вся драма происходит в микросюжетах каждого героя и его отношениях с другими персонажами. В этом состоит парадокс «Нет пути домой»: являясь поразительным фильмом для поклонников Человека-паука, для фанатов киновселенной в целом (и тем более простых зрителей) это сумбурная и затянутая картина, события в которой внезапно сменяют друг друга.
Уиллем Дефо быстро избавляется от маски и начинает радовать своей невероятно меметичной мимикой. Сценаристы были об этом в курсе, так что пара его фраз получились просто разрывными
Фильмы о Человеке-пауке с Холландом были самыми стерильными из всех когда-либо выходивших о герое. В то же время, благодаря этому они обладали невероятной доступностью для посторонней аудитории: «герметичные» истории были понятны, смешны, наполнены экшеном и давали хоть как-то переживать за героев. «Нет пути домой» — картина в первую очередь о Паучьем наследии в кино, поэтому другие развлечения оказались отодвинутыми на второй план, что сделало ленту менее доступной случайным зрителям.
Смогут ли многочисленные диалоги и юмор перекрыть это — большой вопрос. Хотя к этой части вопросов не возникает: что старая гвардия в лице Альфреда Молины (Доктор Осьминог), Уиллема Дефо (Зеленый Гоблин) и других героев из фильмов с Магуайером и Гарфилдом, что Том Холланд, Зендея, Джон Фавро и остальные из современной киновселенной отлично играют и отмачивают шутки направо и налево.
Стоит отметить, что каждому персонажу уделяется достаточно времени — Гоблина, Электро (в исполнении Джейми Фокса), Песочного Человека (Томас Хейден Черч) и Осьминога в фильме реально много, а актеры смогли вернуться в свои амплуа и даже расширить их по сравнению с тем, какими они были в фильмах двадцатилетней давности.
Электро тоже приобрел глубины — у персонажа здесь даже больше строчек, чем в «Новом Человеке-пауке 2» с Гарфилдом
Временами фильм вообще на добрый десяток минут превращается в комедию, но затем может легко ввести драматичных событий. Значительная часть юмора будет доступна только тем, кто смотрел предыдущие фильмы, но зато работают такие шутки во много раз сильнее. К слову, это одновременно и самый смешной, и самый грустный фильм с Томом Холландом — в обоих амплуа актер выдает новый для себя уровень, хоть и меркнет на фоне старых героев.
Раскрывать тему того, кто же все-таки посетил картину — дело неблагодарное. Мы ограничимся лишь тем, что сюрпризов оказалось не так много, как некоторые могли нафантазировать. Но очень, очень большое количество сливов и слухов, случившихся в этом году, оказались правдой. По описанным выше причинам, при наличии большего числа друзей и врагов Паука фильм бы окончательно треснул под собственным весом, совсем променяв сюжет и экшен на юмор и диалоги.
Стренджа в фильме очень мало, но противостояние с ним одно из самых зрелищных
Тем удивительнее, насколько бесполезными оказываются события фильма для нового цикла Marvel. Не считая изменений в жизни Питера Паркера, фильм не показывает ничего, что может отразиться на будущих картинах. Единственное, к чему он подводит, так это к сиквелу сольника Доктора Стренджа, который в выходящей весной «Мультвселенной безумия» ответит за свою безалаберность. «Шан-Чи» и тем более «Вечные» куда больше говорят о том, куда будет развиваться киноистория Marvel в ближайшие годы.
«Нет пути домой» может и приблизился к финансовым показателям «Мстителей», но уж точно не является равноценным фильмом. Это герметичная вечеринка для своих, последствия которой распространятся только на один фильм, про связь с которым было известно заранее. Делает ли это саму картину хуже? В глазах поклонников киновселенной Marvel, ожидающих развития новой эры, может быть и да, но вот для фанатов Человека-паука фильм просто обязателен к просмотру.
Самый недоступный для простых зрителей фильм о Человеке-пауке в то же время является квинтэссенцией всей истории персонажа в кино. Лента закрывает сюжетные линии из предыдущих картин о герое и дает поклонникам просто тонну фансервиса, позволяя побыть с любимыми персонажами из детства еще два часа. А вот простым зрителям придется туго: им происходящее может показаться сумбурным и переливающимся из пустого в порожнее месивом, которое почему-то расхайпили поклонники в интернете. Если вы из них — не забудьте, что в конце аж две сцены после титров.