Реклама на GameGuru

Обзор Observer — хоррор нового формата

Рассказываем, почему польская команда Bloober Team делает хорроры так, как не делает никто
Поделиться
Отправить
Поделиться
22.08

Кажется, мы наблюдаем становление будущих мастеров игрового хоррора: Bloober Team практически полностью отходит от стандартных методов устрашения геймера. И кроме них пока так никто не умеет.


В феврале 2016-го поляки из Bloober Team выпустили хоррор Layers of Fear, чем показали всей индустрии, как правильно делать симуляторы ходьбы. Разработчики сделали ставку исключительно на визуальный ряд. Весь их талант был направлен на конструирование незабываемых психоделичных сценок, из которых, по сути, и состояла вся игра. Поляки попали в точку: при отсутствии геймплейных механик как таковых, подкупить пользователей можно лишь интересной историей или визуальной эстетикой (а лучше всем сразу). После знакомства с Observer мне стало ясно, что Layers of Fear была не более чем пробой пера и формата — этим оправдывается все ее несовершенство. Всего полтора года понадобилось Bloober Team, чтобы превзойти на голову как себя, так и многих коллег по цеху.

Действие Observer происходит в 2084 году, и время это весьма не спокойное. На дворе — разгар антиутопии и киберпанка. Люди слишком увлеклись имплантированием своих тушек и за преимуществами аугментаций не заметили подводных камней. Самые большие из них — разгуливающий по миру вирус информационной чумы и тоталитарный контроль всей планеты корпорацией «Хирон».

Добро пожаловать в светлое будущее Добро пожаловать в светлое будущее

Камни поменьше игроку доведется увидеть самолично в шкуре детектива Даниэля Лазарски. Здешние детективы подстать своей эпохе носят в себе целый ворох полезных для розыскной деятельности имплантов, а на допрос им лучше не попадаться вообще. Времени на пустую болтовню эти ребята предпочитают не терять, а сразу подключаются к сознанию подозреваемого — даже если тот уже мертв. Поэтому обычные люди боятся таких обсерверов-наблюдателей не меньше чумы.

Дело личного характера приводит Лазарски в жилой блок класса «С» — в этих трущобах влачат жалкое существование отбросы общества. Трущобы, заставшие еще времена советской Польши, обвешаны высокотехнологичными девайсами, искрят элементами дополненной реальности и светятся неоновыми вывесками — зрелище весьма гротескное. Технологии технологиями, но жесткое социальное расслоение и киберпанк находятся в таком же отношении, как понятия «красный» и «цвет».

Значительную часть игры придется провести в тесных и не очень чистых коридорах Значительную часть игры придется провести в тесных и не очень чистых коридорах

Геймплей Observer можно разбить на три четкие последовательности. Первая — осмотр места преступления. Импланты позволяют Лазарски смотреть на мир через разные визоры — биологический и инженерный. Биологическим он осматривает тело жертвы на предмет ранений, через инженерный — сканирует импланты и технику. Есть еще и ночное видение, но используется оно редко. Вторая геймплейная секция — опрос соседей. Испуганные жильцы предпочитают вести беседу через видео-домофон, а говорить со всеми совершенно необязательно. Однако именно эти разговоры — практически единственный в игре источник информации о бэкграунде. К тому же некоторые диалоги наполнены очень любопытным смысловым содержанием, так что советую не проходить мимо домофонов.

Третья секция — самая интересная, и практически весь хоррор скрывается в ней. Помните, что наблюдатель может подключиться к памяти мертвеца? Несколько раз за игру это придется сделать. Основная порция психодела, сюрреализма и прочего пугающего содержания Observer заключена именно в этих путешествиях в глубины человеческого подсознания.

Темные коридоры подсознания — в обоих смыслах Темные коридоры подсознания — в обоих смыслах

Здесь игрок полностью потерян в пространстве. Окружение меняется с пугающей скоростью, все сильнее нагоняя градус жути и одновременно вызывая восторг от увиденного. Мы проникаем в природу страхов жертвы, наблюдая в этих психоделических путешествиях самые яркие переживания субъекта. Подается информация скомканно, урывисто, через образы и аллегории, а любой страх допрашиваемого предстает в сюрреалистично-гиперболизированном виде. Самое сильное впечатление на меня произвел эпизод, в котором пришлось таскать за шнур питания небольшой монитор и подключать его к разным источникам сети в кромешной темноте. При этом дисплей заливался счастливым смехом младенца, и освещал мне дорогу, когда я носил его с собой. Стоило отпустить провод, как смех менялся на испуганный плач, вокруг что-то начинало жутко шуметь, а пространство разваливалось по кускам. Эта сцена — визуализация страха женщины перед рождением ребенка в мире технологического ада. Примерно таким образом подается каждое сильное впечатление, и все они в конечном результате складываются в единую картинку, представляющую собой историю жизни допрашиваемого. Сознание детектива сливается с сознанием жертвы, поэтому в некоторых трипах игрок таким же образом узнает и о переживаниях самого Лазарски. В этом методе сторителлинга Observer на голову превосходит другие симуляторы ходьбы, где история подается в лоб — через всякие там аудиофайлы и записки.

Эээ... Чего уставились? Эээ... Чего уставились?

Чем Observer лучше других хорроров? Как правило, игры обычно пугают пользователей всего тремя методами. В каждом из них используется эдакая бабайка, олицетворяющая собой угрозу. В первом случае бабайку пускают на игрока в лоб — примерно как в Outlast. Во втором бабайка появляется внезапно и в самый неожиданный момент — это привычный всем скример. Третий метод самый сложный: в нем бабайка появляется очень редко, но вся атмосфера игры пронизана ее присутствием. В результате постоянно ощущаешь себя в дискомфорте — так было в Amnesia и Soma.

Хочется еще психодела? Зацени наш тематический топ!

Observer использует бабаек всего пару раз за игру, нагоняя ужас просто творящимся на экране. Сложно объяснить всю полноту эффекта на словах, но игра очень давит на психику. Каждый раз залезая в чью-то мертвую голову, хочется только одного — поскорее бы отсюда свалить. В этом свете возвращение в привычную реальность воспринимается как необходимая передышка. Даже трущобы класса «С» — настоящий рай по сравнению с подсознанием. При этом, бродя по дому и отходя от увиденного, снова хочешь залезть кому-нибудь в душу, чтобы получить еще одну порцию кромешного ада. Такая вот мазохистская формула.

Вот в таком окружении чувствуешь себя очень некомфортно Вот в таком окружении чувствуешь себя очень некомфортно

Несмотря на всю оригинальность подхода, видно, что Bloober Team черпала вдохновение у студии Frictional Games и ее последнего проекта Soma. Обе игры представляют собой симуляторы ходьбы, но Observer уделывает Soma именно как игра. В первую очередь — свежим подходом к подаче сюжета. Поляки, в отличие от шведов, не стали рвать темп повествования, заставляя зевающих от скуки игроков полчаса прятаться от бабайки или заниматься поиском предметов на уровне. Несмотря на то, что Soma пользуется любовью интеллектуальной категории геймеров, кроме глубокой и законченной истории в ней нет ничего оригинального.

У меня сложилось впечатление, что поляки будто стремились показать индустрии, как должен выглядеть настоящий киберпанк-хоррор. Это у них получилось. И нахожу весьма ироничным, что для полноты успеха игре не хватило того, что есть у Soma: глубины истории и… Хорошей озвучки.

Когда уже отпустит-то, а... Когда уже отпустит-то, а...

С историей еще простительно: она здесь — дело второе, ведь основная ставка в Observer делается не на сам сюжет, а на его подачу. С озвучкой хуже. Даниэля Лазарски озвучил Рутгер Хауэр — антагонист из «Бегущего по лезвию». Несмотря на мировой статус, совсем не похоже, что актер старался над работой. И он — лучший голос в игре. Чтобы поверить в историю, нужно в первую очередь верить в игру актеров. Здесь это можно сделать лишь с определенным усилием.

В любом случае, это большой успех для маленькой польской студии. Даже с учетом обозначенных недостатков, в нее обязательно нужно сыграть — это эстетически восхитительный аттракцион ужасов, в котором с нетерпением ждешь каждого нового трипа. Я уверен, что игра не может понравиться абсолютно всем — слишком силен психический дискомфорт, однако ее точно следует опробовать каждому: как минимум, увиденное запомнится надолго. Мы же в GameGuru с нетерпением ждем третьего выстрела Bloober Team — кажется, в игровых хоррорах наконец-то начинает появляться что-то новое.

А вы любите играть в хорроры?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Комментарии
22 августа 2017 21:31
Атмосферненько, да и киберпанк люблю
Ответить
23 августа 2017 00:19
Да, и вправду атмосферно
Ответить
Написать комментарий
похожие игры