Обзор World of Warships. Огни святого Эльма
Спецы и мнения

Обзор World of Warships. Огни святого Эльма

В христианстве покровительницей моряков считается Звезда Моря — один из аспектов Девы Марии. А вот у древних греков, к примеру, мореплаватели поклонялись Белой богине — Левкотее. Нам же с вами лучше всего известен святой Эразм, известный также под именем Эльма. В его честь было названо интересное явление — «Огни святого Эльма», представляющие собой довольно зрелищное проявление статического электричества. Его появление в море традиционно считалось добрым знаком и хорошим предзнаменованием. Неизвестно, видели ли такие огни сотрудники питерской студии Lesta перед началом разработки, просили ли о помощи кого-то из перечисленных выше покровителей или просто усердно работали, но результат пока превосходит всяческие ожидания: World of Warships неожиданно оказалась одной из лучших «сессионок», которые нам доводилось видеть.

По современной традиции бесплатные игры, перешедшие на стадию ОБТ, считаются вышедшими, а сам релиз спустя какое-то время наступает так тихо и незаметно, что его никто, толком, и не замечает. На первый взгляд это кажется весьма странным, но, по сути, такой расклад очень удобен разработчику, который уже начинает усиленно считать деньги, оправдывая огрехи или недостаток контента тем, что игра, дескать, еще разрабатывается. Вышла по такой схеме и World of Warships. Со стартом ОБТ полученные корабли, опыт и прочие плюшки у игроков не отберут, а значит и играть можно уже совершенно спокойно, вкладывая время и деньги в развитие своего флота.

Начать стоит с того, что WoWs — крайне необычная игра. Сравнить ее попросту не с чем. Да, есть World of Tanks, из которой сюда перенесли множество особенностей интерфейса, схему монетизации и некоторые элементы механики. «Корабли», однако, от «танков» отличаются так же, как и линкор от эсминца, потому что играются совершенно иначе. «Танкисты», пробующие применять в море привычные тактики, очень быстро оказываются на дне. Собственно, этим WoWs в первую очередь и интересна: она дает уникальную возможность прочувствовать абсолютно новый тип геймплея, с поразительной быстротой привлекающий огромное количество даже новых, совершенно не знакомых с продуктами Wargaming людей.

Итак, у нас есть порт, в котором стоят два утлых суденышка — японский и американский крейсеры начала прошлого века. Каждый из них — первое звено в прокачке огромного количества кораблей целой фракции. Пока фракции в игре две: Япония и США. В дальнейшем, разумеется, планируется добавить и другие. На очереди, кстати, СССР и Германия.

Чтобы открывать новые суда, мы участвуем в боях, за успешные действия в которых (учитывается количество попаданий, потопленных противников, поджогов, и так далее) мы получаем опыт и серебро. Опыт идет на разблокировку улучшений для текущего корабля и открытие нового. За серебро же это все покупается. Также за него покупаются модификации, вставляемые в специальные слоты. Среди них, к примеру, повышенная живучесть рулевой установки и увеличенная скорость поворота башни, которые могут быть крайне полезны. Грубо говоря, корабли можно покупать, продавать и обвешивать разными улучшения за серебро, когда опыт уходит только на разблокировку. Есть в игре еще и золото, но о нем позже.

Вскоре ржавые стартовые корыта сменятся чем-то более интересным вроде многопушечного «Сент-Луиса», а затем появится возможность прокачивать и другие классы кораблей. На этом стоит остановиться подробнее. Крейсер — многофункциональное и универсальное оружие, которое подойдет подавляющему большинству игроков. Большинство крейсеров подвижны, способны быстро перекладывать рули и даже относительно бронированы. Интересно, что у Lesta получилось сделать каждый корабль непохожим на другие, что довольно сложно, учитывая их количество.

Взять, к примеру, американские крейсеры. Первые два корабля — полнейший мусор, который просто надо пережить. Затем идет «Сент-Луис» с огромным количеством пушек. После него нужно откатать на двух сравнительно неплохих крейсерах, у которых даже есть торпеды. После этого же, начиная с «Кливленда», американские крейсеры представляют собой внушительного размера машины с большим количеством орудий. У японцев же все совершенно иначе. Хорошими торпедами оснащены все, пушек обычно меньше, зато и калибр у них посерьезнее. Какие-то корабли хуже, какие-то лучше, однако чтобы добраться до лучших, все равно придется пройти через худшие, которые есть в каждой ветке без исключения.

Помимо крейсеров есть в игре и другие классы. Эсминцы — маленькие юркие кораблики, заметить которые можно только с довольно близкого расстояния. Они быстрые, маневренные и смертоносные. Японцы располагают огромным запасом опасных даже для линкора торпед, а американцы могут поливать врага с расстояния настоящим градом снарядов. Линкоры — бронированные и неповоротливые махины, сила которых в большом запасе прочности и огромных пушках. Компенсируется это, однако, медленной скоростью, практически отсутствующей маневренностью, длительной перезарядкой и категорически не желающими поворачиваться орудиями. Зато одним удачным залпом линкор вполне способен отправить на дно целый крейсер.

Также линкор представляет собой отличную цель для четвертого класса кораблей — авианосцев. Они, конечно, явно созданы не для всех. Авианосец сам ни в кого не стреляет, зато отлично пробивается абсолютно любым кораблем. Его сила — в авиации. Управляет ей он из стратегического режима сверху. Да и сама игра для него, по сути, напоминает стратегию. Он высылает звенья истребителей, чтобы бороться с другими самолетами, бомбардировщиков и торпедоносцев, которые летают по полю боя и доставляют существенные неприятности всем остальным. На ранних уровнях играть на авианосцах очень тяжело из-за плохих самолетов и малого их количества, зато на поздних этапах развития такой перетерпевший и приловчившийся строить «торпедные клешни» игрок способен разносить чуть ли не всю команду противника огромными эскадрильями штурмовиков.

Среди всего этого многообразия найти что-то для себя очень просто, потому что разные классы подразумевают кардинально отличающийся игровой процесс и набор способностей. Крейсеры выступают в роли убийц эсминцев и плавучего ПВО, попутно выполняя вообще любые игровые задачи, линкоры служат чем-то вроде дальнобойной тяжелой артиллерии, эсминцы понравятся фанатам коварных нападений из дымовой замесы, лавирования между торпедами и стремительного бегства на повышенных скоростях, а авианосцы идеально подойдут поклонникам стратегий.

Личные навыки в игре крайне важны. Важно оперативно переключаться с фугасных снарядов на бронебойные, целясь в цитадель, уметь просчитывать баллистику и действия врага, пускать торпеды, выводить из строя отдельные системы противника и грамотно маневрировать. Куда важнее, однако, работа в команде. Игра устроена таким образом, что каждый класс имеет какие-то слабые места, поэтому победа обычно достается той команде, которая действует более слаженно. Авианосцы должны обрабатывать авиацию врага и «светить», эсминцы прикрывать союзников дымом, крейсеры топить эсминцы, а линкоры бить по крейсерам издалека и «танковать». При соблюдении этих простых правил World of Warships, в которой, казалось бы, мы лишь плаваем между островами, стреляем и пускаем торпеды, превращается в крайне увлекательную тактическую игру. Думать тут действительно нужно больше, чем, собственно воевать, однако это не отменяет того факта, что ругающие проект за излишнюю неспешность просто не пробовали играть на тех же эсминцах, задающих геймплею ураганный темп.

Присутствует здесь и микроменеджмент, позволяющий немного отвлечься от самих боев. Новые возможности появляются с прокачкой уровня аккаунта. Тут мы устанавливаем на корабли улучшения и модифицируем различные системы, а также занимаемся визуальной кастомизацией. К сожалению, перекрасить линкор в розовый цвет пока нельзя, а настройка ограничивается базовым камуфляжем и украшением корабля флажками. Как камуфляж, так и флажки, к сожалению, расходуются. В разукрашенный корабль немного сложнее попасть, а флажки выдаются за достижения и напрямую влияют на отдельные параметры. К примеру, если нанести урон в размере 20% шести судам противника, дается десять флажков на 50% прибавку к опыту в течение боя. Если набивать достижения самостоятельно не получается, то флажки можно купить в магазине.

Также прокачанный аккаунт дает доступ к ежедневным простеньким заданиям (к примеру, за бой совершить четыре торпедных попадания) и дереву развития капитана. Капитан, по сути — возможность получать и распределять навыки для каждого отдельного корабля. Он прокачивается вместе с подотчетным судном и может быть перенаправлен на другое после его продажи. Очки талантов очень важны. С их помощью можно, скажем, уменьшить вероятность возгорания на линкоре или увеличить скорость поворота пушки у крейсера. Особо продвинутые капитаны высоких уровней и подавно могут сохранять работоспособность поврежденных систем судна вроде руля или двигателя, а это преимущество зачастую становится решающим.

Остается добавить, что в игре не было замечено ни проблем со связью, ни с серверами, ни с производительностью. И это при том, что картинка здесь очень достойная. Вода выглядит как настоящая, а модели кораблей прорисованы до мельчайших деталей. Радуют и красочные закаты с рассветами. Недостает, разве что, погодных эффектов, но и их обещают скоро добавить. Также хорошо в Lesta поработали и со звуковым сопровождением. Пушки гремят очень натурально, звуки попаданий слышны отчетливо, а на фоне играет проникновенная музыка.

Почему же, спросите вы, игра получает лишь девять баллов из десяти? Дело в том, что не лишена она и недостатков, львиная доля которых связана с монетизацией. Не секрет, что монетизировать свои игры компания Wargaming умеет. Не исключением стали и «корабли». «Задонатить» здесь чрезвычайно просто. Многие способности и особенности завязаны на третьем типе игровой валюты — золотых дублонах. За дублоны мы приобретаем слоты для новых судов, места в резерве для списанных на берег капитанов, демонтируем с продаваемых кораблей дорогостоящее оборудование, чтобы использовать его вновь. За него же мы покупаем серебро, которого вечно не хватает, и переводим свободный опыт с кораблей, которые нам нравятся, чтобы проскочить посудины, которые не нравятся. Да и банально перераспределить таланты капитана, к примеру, без золота тоже не получится.

Избежать таких трат очень сложно, поэтому дублоны покупать все же придется. С другой стороны, даже небольшого их количества будет достаточно, чтобы сделать игру значительно комфортнее. За золото же можно купить и премиум-корабли, позволяющие получать больше опыта и денег и одновременно играть на вполне достойных машинах. Стоят некоторые из них, правда, как хорошая AAA-игра от EA. Еще вам, скорее всего, придется приобретать Premium-подписку. Стоит она недорого, зато во время ее действия вы будете получать на 50% больше опыта и кредитов, что просто необходимо, если вы не хотите зависать на каждом корабле подолгу.

Все описанное выше, правда, находится вполне в пределах нормы для отличной игры, распространяемой по F2P-модели. Некоторые вещи, однако, изрядно выбивают из колеи. Так, большинство игроков привыкло, что при переходе от низких уровней к высоким растет не только стоимость перехода на следующую ступень, но и количество ресурсов, получаемых на каждой из них. Здесь же первые несколько уровней буквально пролетаются, а дальше все идет ОЧЕНЬ медленно. Для наглядности, все японские крейсеры с первого уровня по пятый стоят около двух с половиной миллионов серебра, а Mogami, крейсер восьмого уровня, почти девять. И это при том, что за бой в среднем мы получаем от 100 до 300 тысяч. Так, играть на кораблях высоких уровней придется действительно долго, а значит и появится соблазн ускорить процесс с помощью перевода опыта и покупки серебра за дублоны.

Другой парадокс: начиная с восьмого уровня, обслуживание судов после боя зачастую стоит дороже, чем, собственно, заработок на них. Из-за этого игра становится очень напряженной, денег постоянно недостает, а один бой на топовом линкоре Yamato, скажем, придется разбавлять парой боев заработка на премиум-корабле пятого. Или тратить золото. И вот в эти моменты, когда из-за особенностей монетизации начинает страдать, собственно, геймплей, становится немного обидно. Конечно, до подобных дилемм нужно еще докачаться, а до этого момента таких проблем не возникает, но качаться хочется ради лучших судов в классе, а не ради периодического возвращения к тому, что уже, вроде как, пройдено.

Отдельно стоит сказать про корабли, которым место на дне морском или складе металлолома, а не в бою. Это, в первую очередь, ранние авианосцы, первая пара японских линкоров и ужас всех любителей японских крейсеров — Furutaka. Последняя вообще оснащена каким-то смешным количеством неповоротливых пушек главного калибра, картонным корпусом и удивительной для крейсера пятого уровня неповоротливостью. Играть на таких судах — сущее мучение, а единственное милосердное решение в этом случае — потратить золото и проскочить этот плавучий, вроде бы, но постоянно идущий ко дну ужас. Примечательно, что после той же «Фурутаки» идет достойный Aoba, шикарный Myoko и великолепный Mogami. Пережить ее, однако, дано далеко не каждому, потому что в этом месте японские крейсере невероятно легко забросить вовсе. Такие «проходные» и принуждающие к материальным вливаниям корабли изрядно раздражают.

Есть, правда, и проблемы, с монетизацией никак не связанные. Так, адекватных способов борьбы с любителям пускать торпеды в своих, тем самым, сводя на нем все усилия в целом раунде, пока, к сожалению, не придумали, потому что система поощрения и жалоб, введенная в игру, хоть и работает, но все равно не так, как хотелось бы. Хотя бы потому, что такие все равно находятся, и очень часто. Сюда же можно отнести и систему, формирующую команды. Очень часто оказывается, что в бою 6-7-ых уровней может затесаться пара линкоров третьего, которые и сделать-то никому ничего толком не смогут. Стоит ли говорить, что оказываться в бою против заведомо более сильных соперников не очень-то приятно. А ведь система балансировки выделывает такие финты постоянно, заполняя недостающие классовые ниши игроками других уровней, пытаясь, тем самым, уменьшить время ожидания боя.

При всем этом, правда, World of Warships остается великолепной игрой, и, по мнению автора этих строк, вообще одной из лучших сессионных игр последних лет. Именно поэтому играть в нее стоит даже несмотря на долгую прокачку, неизбежные материальные вливания и богомерзкую «Фурутаку».

Шикарный проект от Wargaming, заставляющий лить слезы из-за тяжелой прокачки на высоких уровнях, кривоватой системы подбора игроков, проходных крейсеров и страстной любви издателя к микротранзакциям, при этом без памяти влюбляющий в себя мастерским исполнением и великолепным тактическим геймплеем. Да и просто одна из лучших «сессионок» последних лет.

Игры в материале:

Комментарии (4)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Голодный
1
25.07.2015 22:38
ну кораблики у них не плохи по сравнению с самолётами, посмотрим что будет у тундры
savin.ole1g
1
24.07.2015 10:06
Игра Бомба!Мне больше танков понравилась,хотя в танки играю не один год,так держать!
очередной не проплаченный комментарий.
SoLDaT
1
23.07.2015 17:43
Очередня проплаченая рецензия

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?