Долгожданный финал трилогии Total War: Warhammer — развлечение не для слабых духом, умом и конфигом. Эта во всех смыслах требовательная игра сначала выжмет все соки из вашего ПК, а затем и из вас, как подающего надежды генерала, которому предстоит обуздать Хаос — или возглавить его. По идее, к третьей части серия давно должна была приесться, ведь ее формула практически не меняется с мая 2016 года. Но ничего подобного! «Вархаммера» много не бывает, тем более такого качественного, как умеет только Creative Assembly.
Множество деталей об игре мы не так давно раскрывали в превью, но про основные моменты напомним вновь. Итак, Total War: Warhammer 3 посвящена охоте на умирающего бога — Урсуна, бога-медведя Кислева. У каждой из восьми фракций есть свои причины найти его: огры хотят поджарить и съесть, демон-принц Хаоса Неделимого планирует завладеть волшебной кровью, а представители Великого Катая разыскивают пропавшего родственничка, правду о котором знает лишь корчащийся в агонии бог.
По количеству контента Warhammer 3 заметно опережает первые два выпуска. На борту восемь фракций, двенадцать военачальников с уникальными абилками, две кампании для одиночного прохождения, три кампании для мультиплеера — честное слово, глаза разбегаются. Понятное дело, впереди еще немало дополнений, но в этот раз разработчики не экономили на «стартер паке». Даже традиционное платное DLC с кровью и расчлененкой отдадут бесплатно тем, кто уже покупал его для первой или второй частей серии.
Кто вообще додумался назвать горы «Теки-Кровь»?
Фракции давно известны и изучены: четыре хаоситских бога, представленные их чемпионами: Слаанеш, Тзинч, Нургл и Кхорн. Командир объединенной армии демонов, который мечтает поквитаться с Бе’лакором. Королевства огров, представленные двумя в разной степени отвратительными говорящими каннибалами. Великий Катай с его семейкой китайских драконов, отраженных ликами брата и сестрички. И, наконец, Кислев — аналог Киевской Руси со всеми стереотипами о славянах. У каждой фракции есть свои «национальные особенности», а у каждого лорда — свои заморочки. Например, командира Хаоса Неделимого можно собирать по кускам из даров богов Хаоса, а представителям морозоустойчивых славян придется не только молиться одному из четырех «православных» богов, но и пытаться перетянуть народ Кислева на сторону своей внутренней фракции.
Что интересно, финальным сюрпризом оказался секретный двенадцатый лорд — Борис Урсус, один из самых уважаемых предводителей Кислева. Его личность разработчикам удалось держать в секрете практически до последнего. Благодаря ему Кислев стал единственной фракцией с тремя лордами сразу: царица Катарина олицетворяет Ледяной трон, священник Косталтин представляет интересы Великой Ортодоксии, а Борис Урсус в какой-то степени объединяет обе эти стороны в одно целое.
Славянские боги, вот они слева направо: Саляк (орел), Даж (солнце), Урсун (медведь) и Тор (топор)
Открыть доступ к Борису можно сразу в мультиплеере — авторы предусмотрели поддержку специальных многопользовательских кампаний от трех до восьми игроков, включая локальную игру. В одиночной же кампании придется выполнить сюжетное задание во время игры за Кислев и пройти особую битву. Кстати, специальные сражения стали куда кинематографичнее, чем раньше. Теперь их предваряют короткие ролики с описанием событий или предпосылок сюжетных распрей.
Предыдущие части Total War: Warhammer страдали от одной общей проблемы — высокого порога вхождения. Даже обучающая мини-кампания для Карла Франца в самой первой части была не слишком-то понятной и дружелюбной. Третья «Ваха» исправляет это с помощью необязательной, но крайне желательной для новичков кампании-пролога.
В ней игрокам мало того, что рассказывают сюжетную подоплеку и предпосылку к событиям вторжения Хаоса, так еще и знакомят сразу с тремя важными героями: божественным медведем Урсуном, коварным демоном Бе’лакором и несколько наивным, но самонадеянным и амбициозным Юрием Барковым. Пока Юрий освобождает далекий север от скверны Хаоса, он сам умудряется в нем перепачкаться. Как итог — кампания подводит нас к печальному исходу. Юрий пытается убить бога, но терпит поражение и сам становится частью Хаоса. Но его жертва не будет напрасной: она познакомит игрока с набором основных механик Total War: Warhammer 3.
Кислевитский князь Юрий Барков — фигура властная, но трагичная. Что-то вроде принца Артаса
Среди основных нововведений — обновленные осады и сеть порталов, которые открывают доступ к новым локациям. Для осад теперь существует отдельный ресурс, который используют оба участника конфликта. Нападающая фракция расходует его на строительство таранов, башен с пехотой, баллист и других сокрушителей стен. Армия под осадой не способна вырваться из нее самостоятельно: каждый ход юниты теряют здоровье от голода после истощения запасов провизии. Более того, этот же провиант необходим для постройки оборонительных сооружений прямо в ходе осады — на карте битвы. Игра позволяет отстраивать рвы, баррикады и даже допотопные ловушки, благодаря которым осажденная, умирающая от голода армия все-таки может победить даже при многократном преимуществе противника.
Исполином масштабных стратегий игру также делает добавление новых стратегических слоев. Теперь, помимо основной карты кампании, у всех юнитов есть доступ к реальности хаоситов. У каждого бога Хаоса — своя отдельная локация, и мы можем повести туда армию, если кишка не тонка. Фактически любой портал на карте, открывающийся из-за предсмертных хрипов нашего божественного Умки, является сетью для быстрого перемещения. Процедура не бесплатная: за каждое использование портала придется платить из своей весьма ограниченной казны. Но в обмен можно прыгать в любые концы континента или навестить любого из богов-зловредов с целью добраться до цитадели условного Тзинча и поставить великого трикстера на колени.
Это что, снежный Кремль? А за кадром, наверное, звучит песня про золотые купола?
Новые порталы открываются с завидной регулярностью, и оттого враги-хаоситы могут нападать откуда угодно, особенно если объединяются со скавенами или другими фракциями, которым симпатичны «силы зла». Закрыть портал кликом мыши не получится — каждый такой охраняется армией хаоса, и игроку необходимо провести свою армию через лабиринт, последовательно уничтожая группы врагов и снимая «печати» с новых, закрытых территорий. Зачистили карту и выжили? Поздравляем, портал можно закрыть или использовать в личных целях. Эта механика, дебютировавшая в TW:W3, держит в постоянном напряжении, ведь любой лорд любой фракции может в мгновение ока появиться через портал у ворот вашей столицы, воспользовавшись тем, что вы поленились закрыть один из близких к стратегически важной точке входов.
По ходу кампании каждой фракции, которая желает покончить с Хаосом, придется закрыть все четыре «хаотические области». Для этого понадобится проходить битвы на выживание — продвигаться по карте и захватывать ключевые точки. Всего их три: добираешься до новой, отбиваешься от орд демонов, а каждая следующая — больше в размерах и опаснее своим пестрым хаотичным ростером. Выжить помогают все те же ресурсы «запасов», которые действуют во время осад: на них мы строим башни, возводим баррикады, улучшаем юнитов и восполняем потери в отрядах, не выходя на карту кампании. К слову, в мультиплеере «Битвам на выживание» посвятили отдельный новый режим.
Система караванов Катая — самая эффективная схема для торговли во всей игре
Нововведения нововведениями, но многие старые проблемы остались на месте. В том числе и те, о которых мы писали в превью. Так, участники диалога по-прежнему разговаривают друг с другом на разных языках. Билингвальный «Вархаммер» — круто, но точно ли Creative Assembly задумывала такой финт ушами? А еще игра загружает карты тех же размеров, что в Total War: Warhammer 2, в полтора-два раза дольше. Загрузки длятся по три минуты, как в «Империях смертных» в сиквеле, но там это обусловлено сотнями участников в виде самых разных княжеств, царств и группировок, которые сражаются в гранд-кампании. Здесь же воюет не больше ста фракций, то есть размах у основной кампании «трешки» на порядок скромнее, но загружается это все крайне неспешно.
По ощущениям ветерана серии, ИИ в новой игре вообще не трогали. Бот-соперник по-прежнему подтупливает в битвах, быстро переходит в агрессию и может гнать всю армию за одним конным юнитом, который вы специально использовали в качестве приманки. Иногда интеллект у искусственного идиота отключается чуть ли не полностью: враг может игнорировать наши попытки захвата ключевой точки во время осады, что нужно для победы, или забрасывать нас отдельными отрядами из углов карты.
Отдельной болью стал автоматический расчет битв. Если раньше он хоть сколько-нибудь старался помочь игроку и сэкономить его время, то сейчас он кажется сломанным. Авторасчет не учитывает дополнительные факторы: местность, погоду, роли осаждающего и обороняющегося… Есть ощущение, что ИИ считает драку двух армий по юнитам в чистом поле просто по показателю общей стоимости/ценности войск. Как итог — даже когда у вас намного более мощная армия, авторасчет без зазрения совести подкручивает боту шансы на победу. И вот ваша орда получает пиррову победу или близкое поражение — при том, что загрузи вы битву сами, ее можно было бы выиграть без смены стартового расположения собственных войск. При этом играть каждый бой вручную даже с миноритарными соперниками неудобно. Сначала ждешь несколько минут, пока загрузится поединок, а затем то же самое в отношении карты кампании. И по мере того, как открывается глобальная карта, число загрузочных экранов только растет.
Боевой мамонт, попавший под действие скверны Хаоса. С этим парнем шутки плохи
Иными словами, проблемы есть, и проблемы разные. Патч первого дня, конечно, что-то да исправит, но технические сложности в больших играх Total War уже стали фирменной чертой серии — достаточно вспомнить запуск Total War: Rome 2, и тот объем времени, что потребовался для приведения игры в порядок. Оптимизация и код игры хромают на обе ноги: Warhammer 3 не дружит с альт-табом, периодически вылетает на рабочий стол и позволяет себе каждый раз загружать сохраненку по 5 минут. Будут ли это исправлять или ограничатся рекомендацией инсталлировать игру на SSD — неясно.
Но даже при всем этом формула Total War работает почти безупречно: игра все еще легко может затянуть вас на десятки часов. Плести интриги, стравливать армии, охотиться за специальными войсками Regiments of Renown, которые можно завербовать в штучном экземпляре — все это очень приятно. В этом смысле новая «Ваха» чертовски напоминает любую хорошую 4Х-стратегию, будь то Stellaris или Crusader Kings 3.
Все юниты каждой фракции как на ладони — удобно выбрать сторону конфликта себе по душе. Но для новых фракций юнитов пока что маловато…
Не стоит забывать и тот факт, что игре гарантирована поддержка на долгие годы вперед. Так, дополнения ко второй части «Вахи» выходили на протяжении четырех лет, а здесь их планируется еще больше — при условии, конечно, что Creative Assembly не найдет способ сделать еще один эпос в местных пафосно-фэнтезийных декорациях. Но это не значит, что надо стремглав нестись в цифровой магазин: если так уж хочется в нее зарубиться прямо на релизе, лучше подписаться на Microsoft Game Pass и поиграть бесплатно. А там уже и поймете, готовы ли отдавать за технически несовершенную, только-только начинающую свой долгий путь, но при этом глубокую и разнообразную игру свои 3400 рублей.
Огромное количество игровых механик у каждого лорда, похорошевшая графика, разнообразный мультиплеер с тремя кооперативными кампаниями — в Total War: Warhammer 3 достаточно контента уже на запуске. Но все же прямо сейчас она выглядит в тексте рецензии несколько лучше, чем на экране монитора. Никто же не любит продираться через технические проблемы, верно? Так что мы советуем пока приберечь свои денежки и выждать какое-то время после релиза. Игра обрастет дополнениями, разработчики исправят болезненные баги и добавят недостающие фракции. Среди первых бесплатных DLC уже запланирована «Очень большая кампания» для тех, кто собрал целое трио стратегий. Путь Total War: Warhammer 3 только начинается — и его старт, как обычно, не назвать безупречным.