Обзор «Человек-паук: Паутина вселенных»: Гвен, Нуар, Питер Б. Паркер и остальные «пауки» недоспасают мультивселенную
Обзоры и превью

Обзор «Человек-паук: Паутина вселенных»: Гвен, Нуар, Питер Б. Паркер и остальные «пауки» недоспасают мультивселенную

Когда Тома Холланда попросили назвать его любимый фильм о Человеке-пауке, актер выбрал недавнюю премьеру «Паутина вселенных». Идеальный ответ: и без перетягивания одеяла на себя, и с поддержкой анимационного релиза. Фильм и правда того стоит — или фильмы? В кинотеатрах показывают разные версии сиквела (что лишний раз отражает концепт мультиверса). Этот проект омрачает лишь конфликт с VFX-специалистами, жалующимися на тяжелые условия труда, и клиффхэнгер. Рассказываем о премьере, «художественном» расследовании и всех сюжетных расхождениях.


Что происходит в мультфильме?

«Человек-паук: Паутина вселенных» — продолжение «Человека-паука: Через вселенные», проекта 2018 года, получившего за лучшую анимацию более чем заслуженный «Оскар». Визуальные решения сиквела впечатляют даже больше, а что касается сюжета — мы находимся в рамках жанра, поэтому плюс-минус история повторяется: супергерои защищают мир (в данном случае, все) от страшной угрозы. В «нашем» случае, Майлз Моралес вместе с Гвен и новой командой Людей-пауков объединяются для противостояния могущественному злодею.

В начале мультфильма Гвен вынуждена покинуть свою вселенную

В начале мультфильма Гвен вынуждена покинуть свою вселенную

Но дело не в сути, а в стиле исполнения. К тому же, на неоригинальность проекта жаловаться не приходится. В мультивселенной возможно все. По ходу исследования сюжета зрители увидят Гвен, Человека-паука Нуара, беременную женщину-паука (в «Паутине вселенных» она эффектно появляется на мотоцикле), Байт-паука, Панка-паука (он даже сражается вместе с электрогитарой), Майлза Моралеса, Вампира-паука, Павитру Прабхакару (Человека-паука в индийском сеттинге) и даже Человека-паука из леговселенной — а это еще далеко не все версии культового супергероя.

Сражение со Стервятником

Сражение со Стервятником

До чего же это мощно! К слову, говоря именно об игровых фильмах и сериалах, экранное представление мультивселенной в Sony и Marvel только-только начало делать первые шаги. В марвеловском сериале «Локи» показали, как мультивселенная вышла из-под контроля. В совместном же фильме «Человек-паук: Нет пути домой» двух компаний показали, к чему это может привести. И только в сиквеле «Доктора Стрэнджа» персонажи, наконец, чуть-чуть по ней попутешествовали.


Падение главных героев сквозь вселенные заняло меньше минуты. Как говорится, а разговоров-то было


Но все еще впереди! Пятая и Шестая фазы Marvel полностью сосредоточены на раскрытии концепции мультивселенной. Что до общей темы Marvel и Sony, Том Холланд подписался еще на три фильма о Человеке-пауке.

В анимационных проектах гораздо больше простора для смелых решений. Фильмы не могут так рисковать и должны дозированно вводить любое изменение

В анимационных проектах гораздо больше простора для смелых решений. Фильмы не могут так рисковать и должны дозированно вводить любое изменение


Угроза номер один

Главный суперзлодей «Паутины вселенных» — Пятно (в прошлом — Джонатан Онн). Слегка абсурдный персонаж, и тем не менее, у него есть способность открывать порталы, как небольшие, так и межпространственные, в своих личных сугубо злодейских целях. В «Паутине вселенных» это месть Майзу за то, что тот отнял у него все.

Познакомьтесь, это он

Познакомьтесь, это он

На самом деле, антагонист дает понять две вещи. Низкая самооценка разрушительна больше, чем мы можем себе представить (в «Паутине вселенных» от этого зависит существование мультиверса), а если дать неудачнику суперсилу, это не сделает его героем. Он так и останется неудачником, просто с суперсилой, которой не умеет управлять.

«Паутина вселенных», впрочем, отходит от суперзлодейских клише. Например, при столкновении с Майлзом Пятно хочет высказать всю свою накопившуюся обиду, но Человеку-пауку некогда, ему пишет сообщения отец, и он опаздывает на собеседование.

Ему не до этих шекспировских трагедий

Ему не до этих шекспировских трагедий


С большой силой приходит большая ответственность

Анимационный проект по-своему отражает традиционный посыл истории Человека-паука. Майлз отчасти супергерой-инфлюенсер. Прорекламировал не тот бренд, а потом извинялся за это в соцсетях. Не вписался в ожидания аудитории, слегка изменив внешность. Пришлось снова извиняться за свою ошибку. Как говорится, С БОЛЬШОЙ СИЛОЙ ПРИХОДИТ БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Нет, если серьезно, потенциально потери в анимационном проекте возможны, но их необратимость ставится под сомнение. Персонажи играют на поле мультивселенной, а это значит, можно наскрести на еще один шанс. В этом смысле более знакомая история Питера Паркера мрачнее — герой должен потерять дядю Бена, чтобы прийти к осознанию последствий своих поступков. Впрочем, в «Нет пути домой» этот момент изменен, но от этого не становится менее трагичным. 

Майлзу тяжело совмещать «две жизни», супергероя и обычного подростка

Майлзу тяжело совмещать «две жизни», супергероя и обычного подростка


Как не запутаться во всей этой паутине?!

Пришедшие на премьеру «Человека-паука: Паутины вселенных» зрители со временем заметили ряд сюжетных расхождений. Незначительных для хода мультфильма в целом, и все же момент интересный. Монтажер фильма Энди Левинсон доволен, что шалость удалась: «Мне было интересно, когда люди начнут замечать».

Итак, по всей «Паутине вселенных» можно наскрести одиннадцать отличий.

Внимание, спойлеры!

  • В начала фильма, пытаясь угадать, как зовут Мигеля, Гвен Стейси называет его Синей Пантерой, а герой отвечает: «Это забавно». В других версиях мультфильма этой сцены нет.
  • В одной версии Лайла указывает рукой на Мигеля, давая понять, что была права. В другой — снимает с ним селфи, выбрав фильтр с кроличьими ушами.
  • В эпизоде столкновения с Пятном полицейский Джефферсон попадает в один из порталов, падает, жалуется и оглядывается по сторонам. В другой версии проекта показан лишь небольшой фрагмент с его лицом.
  • В одной версии «Паутины вселенных» Мигель тянет Стервятника на крышу и угрожает, что укусит его. В другой версии этого эпизода нет, просто сразу появляется вертолет.
  • Рассказывая Майлзу свою историю, Пятно или произносит фразы «А теперь посмотри на меня» или «Верни мне мою ногу» (запутавшись в порталах).
  • Во вселенной Павитра Прабхакара Майлз говорит «Chai tea», а это тавтология, и герой говорит ему об этом. Когда же Павитр спрашивает, всегда ли Майлз строит фразы в стиле «кофе кофе», в разных версиях проекта персонаж отвечает: «Нет! Нет!» или просто извиняется.
  • Когда Гвен при помощи голографической технологии Общества Пауков хочет узнать о недавних действиях Пятна, в одной версии проекта персонаж произносит: «Это плохая идея» (герой думает о том, что будет, если он засунет палец в мини-коллайдер). В другой: «О, да какого черта?».
  • После вмешательства в каноническое событие Гвен ищет Майлза среди обломков или произнося реплики, или не говоря ни слова.
  • При первом появлении Хоби Брауна (Паука-панка) над головой персонажа или есть надпись с его именем, или нет.
  • Во время побега Майлза Бен Райли (Алый Паук) или говорит: «Я крепко держу тебя своей хорошо проработанной мускулатурой, так что даже не пытайся...», или: «Это усыпляющий захват, я использую свой бицепс, чтобы сдерживать тебя...».
  • Мэри Джейн или здоровается с Питером Б. Паркером, а потом начинает спрашивать о работе, или сразу переходит к вопросу о работе.

Но опять же, все эти моменты не влияют на общее течение сюжета

Но опять же, все эти моменты не влияют на общее течение сюжета


Художника обидеть может каждый, или «Добро пожаловать в кинобизнес»!

С относительно недавнего времени темную сторону работы на крупные студии стали раскрывать художники по визуальным эффектам. В Четвертой фазе проблемы Marvel с CGI стало невозможно отрицать при всем желании, прыжках веры и бесконечной фанатской преданности.

Не став терпеть волну критики (случайно или нет, но точкой невозврата стал Тайка Вайтити, вместе с кастом фильма высмеивающий визуальные эффекты «Тора 4»), VFX-специалисты начали жаловаться на невыносимые условия труда, местами пренебрежительное отношение (например, им не сообщили, что премьера финальных «Мстителей» пройдет на месяц раньше, команда художников узнала об этом из пресс-релиза) и сжатые сроки, в которые просто невозможно сделать все на высоком уровне.

Окончательный VFX-коллапс наступил на моменте релиза «Человека-муравья и Осы: Квантомании», когда специалисты по визуальным эффектам стали анонимно рассказывать, каково им было работать на Marvel

Да, можно сказать, что перед нами разные форматы, но, как говорил один из VFX-артистов, обилие графики в проектах студии делают их последние релизы чуть ли не полностью анимационными.

Права на Человека-паука делят между собой Marvel и Sony. С горем пополам супергероя получилось утащить в MCU, но все это, конечно, отдельная история. Сосредоточимся на том, что такой масштабный анимационный проект, вероятно, просто не мог не столкнуться с трудностями на своем пути. Недавно издание Vulture опубликовало расследование, в котором специалисты по визуальным эффектам рассказали о своих горестях и лишениях на протяжении работы над анимационным проектом.

В «Паутину вселенных» было впутано 1000 художников

В «Паутину вселенных» было впутано 1000 художников

Не выдержав нагрузки, целая сотня человек покинула проект. Художники жаловались, что над созданием мультфильма приходилось трудиться минимум год практически без выходных. У них был одиннадцатичасовой рабочий день, от них требовались бесконечные правки, а зарплату занижали, обещая сбалансировать гонорары путем выплат за сверхурочную работу.

Сотрудник, который в материале указан как Стивен, сказал:

«Более 100 человек покинули проект, потому что больше не могли продолжать такое сотрудничество. Многие остались только для того, чтобы убедиться, что их работа дожила до финального этапа, ведь в случае изменений от этого труда ничего бы не осталось. Я знаю людей, которые пробыли в проекте больше года, ушли, а позже в мультфильме произошел ряд изменений, и теперь их художественного вклада, судя по итоговой версии, просто нет. Они прошли через производственный ад, и все зря».

Исполнительный директор Sony Pictures Эми Паскаль, глядя на все это, мыслит масштабнее, считая, что правки — это естественная часть работы, и жаловаться на подобное бессмысленно: «Добро пожаловать в кинобизнес», — сказала она в ответ на все обвинения.

В сети этот тезис был воспринят противоречиво

В сети этот тезис был воспринят противоречиво

В смысле, он поднял ряд вопросов: стоит ли работа на износ идеального продукта? Возможно ли добиться чего-либо без подобного подхода? Это студии не ценят своих сотрудников или же сотрудники жалуются на то, на что сами подписались? Правильно ли «выносить сор из избы» или нет — и все в таком духе.

Впрочем, VFX=специалисты в своих претензиях не одиноки. Сейчас полным ходом идет забастовка голливудских сценаристов, а на очереди может быть и актерская.

Почему стоит смотреть:

  • Динамичный сюжет
  • Высочайший уровень анимации
  • Отличное раскрытие темы мультивселенной

Что портит удовольствие:

  • Конфликт с VFX-специалистами
  • Клиффхэнгер    

Итоги

«Человек-паук: Паутина вселенных» невероятен. Проект не просто сохранил лучшие черты первой части мультфильма, но и ощутимо их приумножил. Это живая, смелая, креативная и с визуальной точки зрения по-настоящему впечатляющая работа, испортить эмоции от которой может лишь знание производственных деталей: ради этого люди буквально трудились на убой. Способна немного расстроить и сюжетная незавершенность, но для того неминуемые продолжения и существуют — вероятно, в любой вселенной.

Комментарии (12)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Toplli
Миллионер
75
04.07.2023 09:33
Эребор с розовой/фуксиевой/фиолетовой/пурпурной гаммой. Дальше эта тема пойдет на спад, что хорошо.
Антон Логвинов
Всевидящее око GameGuru
72
02.07.2023 20:59
Лайк поставил
Himmer
Свой в доску
41
01.07.2023 17:52
Короче смотреть ради визуала...
PainDevil
03.07.2023 20:59
А ради чего ещё?)
Himmer
03.07.2023 22:15
Ну там, изредка, в мультиках бывает сюжет интересный (не во всех само собой), или идея, так сказать, "красной нитью сквозь произведение"...
KronRonan
Прошел LootGuru
75
01.07.2023 06:10
Кажется это мощный удар поддых традиционной анимации
Podbiowolf
Большой босс GG
75
01.07.2023 05:23
спасибо за обзор.
RUNAS
Непредсказуемый
62
01.07.2023 00:07
Мне мульт понравился, и расхождения я заметила когда пошла искать его на сайтах. Не помню, пыталась ли я понять родила ли всё таки та паук с мотоциклом или искала фрагмент тавтологии для своей практики, но удивилась, когда начала замечать что что-то не так.
Trergfirestorm
Doom Slayer
67
30.06.2023 21:43
Хорошая статья и отличный мульт, как и первая часть
Flame for all
Властелин лута
60
30.06.2023 15:27
С сюжетной частью позволю себе не согласиться. И дело тут даже не в клиффхэнгере, что само по себе нагоняет хайп и одновременно разочаровывает (привет, сериал "Аркейн"), а в том, как история в стремлении расшириться и набрать критическую массу набухает тонной необязательных, повторяющихся или попросту скучных вещей.
Первый мульт был семейным и про принятие ответственности, эта тема считывалась с первых минут и приковывала внимание, потому что за обёрткой "детского мультика" проглядывала серьёзная и взрослая тема. Второй мульт пытается встать на те же лыжи, но делает это куда более неуклюже - Майлз пытается наладить отношения с родителями, но сам же отворачивается от них забыв об уроках первой части (у Гвен эта линия выглядит интереснее, потому что про неё мы фактически ничего и не знали); снова пытаются завлечь ответственностью и героизмом с самопожертвованием? В первой половине мульта, пока майлз не попал в Паучий хаб Ньюэва-Йорка, этого вообще не замечаешь.
Flame for all
Властелин лута
60
30.06.2023 15:27
Зато появилась новая тема - противостояние того, что должно случится и того, как поступать правильно. Увы, она раскрывается только во второй половине, но вот за ней наблюдать интересно. Если вы не канонфил и гик в третьем колене, ибо изменившиеся характеры Мигеля О'Хары и Питера Б. Паркера сделают вам больно - один внезапно стал душнилой и в чём-то даже мерзопакостным персонажем, который не соответствует комиксному, а второй тупо забил на свой главный принцип и теперь из его уст чуть ли не слетает фраза "дядя Бен должен был умереть, не надо было пытаться его спасать". Лично у меня с этого бомбануло. Лечебной мазью мог бы выступить фансервис, которого тут ОЧЕНЬ много, но горящий зад так просто не вылечишь.
Блин, да даже музыки композитора Дэниела Пембертона стало меньше - в первой части было 44 оригинальных трека, в "Паутине вселенных" набралось 34. Сама музыка всё ещё клёвая, стартовая тема Гвен с барабанами ван-лав, тему Паука 2099 растащили на мемы, но в первой получилось больше запомниающихся композиций достойных собственного плейлиста.
Вот что однозначно получилось лучше первого мульта - визуал и эффекты. Первая часть не блистала стилистическим разнообразием, за исключением чужеродных пероснажей, но и то, очень мягко. В "Паутине вселенных" одно появление Панка-Паука чего стоит с его манерой коллажирования будто вырезки слов из разных шрифтов. Каждая вселенная со своей уникальной цветовой палитрой, освещением, геометрией - буквально челюсть роняешь, хоть отдельный мульт про каждую делай. И всё это гармонирует меж собой.
Надеюсь третья часть вылечит свои сюжетные болячки. Но одно мы знаем уже точно - история Майлза Моралеса не будет камерной или приземлённой, что, вообще-то, характерно для Человека-паука, и продолжит пытаться очаровать зрителя переплетением паутины вселенных.
P.S. мне одному показалось, что из злодея Пятна сделали какого-то клоуна? Даже трагичность у него выглядит комично.
Wetgoose
GURU team
69
30.06.2023 15:41
не смотрел, но в пауке 94 года он тем еще 🤡 был

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?