Обзор Where the Water Tastes Like Wine

Изысканный напиток для ценителей прохладных историй
Поделиться
Отправить
Поделиться
12.03

Видеоигры как явление давно выросли в крупную развлекательную индустрию со своими привычными стандартами. За всеми очевидными недостатками такой эволюции спрятался и один очевидный плюс: зачастую игры довольно просто оценивать. Плюс за графоний, минус за сюжет, музыка хороша, но отнимаем два балла за лутбоксы — вот вам крепкая шестерка, получите и распишитесь. Ясное дело, порой можно и нужно закрывать глаза на отдельные недостатки, чтобы не проморгать в чем-то восхитительное произведение, но в целом система ценностей в индустрии вполне себе выстроена.


То чувство, когда художник — большой талант и умница То чувство, когда художник — большой талант и умница

Вот только в последние годы в этот тихий мирок все чаще врываются проекты вроде What Remains of Edith Finch или ABZU, которые глупо и абсурдно оценивать привычными критериями. Все равно что считать, сколько бургеров съест провинциальный монах за три минуты или как далеко плюнет бухгалтер, и исходя из этого делать вывод о их профпригодности. Можно, конечно, но в чем смысл? Where the Water Tastes Like Wine с первых же минут слезно просит игрока записать себя именно в эту категорию — проектов уникальных и ни на что не похожих; тех, что больше про подлинное искусство, а не низменные развлечения. И судить соответственно. Что ж, нам не жалко. Игра и правда во многом неповторима. 

«Я сдеру с тебя кожу, чтобы ты мог путешествовать налегке», – говорит загадочный человек в сером с головой волка, которому главный герой в пух и прах проигрался в карты. Хоп! — и мы обнаруживаем себя в образе скелета. Но не мрачного жнеца, а вполне себе обаятельного, будто прямиком из Grim Fandango. Только голого. Кости продуваются всеми ветрами, но это не беда. За плечами узелок с небогатыми пожитками, а впереди — несчетное число приключений и удивительных историй, разбросанных по всем 48 штатам, от Мэна до Вашингтона. Дело в том, что в качестве оплаты долга наш новый Босс ставит перед безымянным героем довольно необычную задачу: шагать по Америке времен Великой депрессии и собирать те самые истории. 

А в динамике казалось, что пейзаж очень даже симпатичен… А в динамике казалось, что пейзаж очень даже симпатичен…

Надо сказать, на бумаге такая работа выглядит и правда заманчиво. Всем известно, что Штаты — страна с неповторимым колоритом. История Америки — это история смельчаков и безумцев, которые потеряли все в Старом свете и отправились на поиски лучшей жизни в Новый. Казалось бы, что взять с этих бедолаг? Краюха хлеба в кармане, да ветер в голове. Но как оказалось, каждый из них привез с собой нечто невидимое, но куда более ценное. Свою культуру, свои легенды, свои воспоминания — свои истории. Что ж, если блохастый дьявол хочет баек — он их получит! Отправляемся в путь. 

Пейзажи с высоты птичьего полета излишне схематичны, но все же чудо, как хороши; в голове играет душевный блюз — почему бы и не прогуляться. К слову, саундтрек за авторством Райана Айка и правда на редкость примечателен. Пожалуй, это лучшее, что есть в игре. А вот собирать истории — проще некуда. Подошел к значку на карте, стукнул по пробелу — наслаждайся. На первый взгляд, шагаешь себе по красивым пейзажам, заслушиваешься атмосферными мелодиями, зачитываешься рассказами — сплошное удовольствие. 

Но есть один нюанс: ключевые точки раскиданы по карте не сказать, чтобы слишком плотно, а волочет кости наш скелет мучительно медленно. Говорят, дорога летит быстрее, если насвистывать хорошую песню... И такая опция у нас есть. Правда, для этого придется раскинуть над клавиатурой все пальцы в пародии на QTE, да и не сильно это выручает. Порой удается поймать попутку до ближайшего крупного города или запрыгнуть зайцем в товарный поезд. Вот только посреди шоссе вас никто не высадит: уж если сели — терпите до пункта назначения. И когда за окном проносятся полдесятка домов с пиктограммами над крышами, понимаешь, что придется возвращаться. Подстегивает и тот факт, что число вплетенных в игру историй доподлинно известно — ровно 219, сэр. Пропустить хотя бы одну — значит не увидеть то самое, ради чего Where the Water Tastes Like Wine и затевалась. Так что часу эдак к пятому игра неизбежно превращается в монотонную работу.

Огромная карта континента радует, пока не начинает пугать Огромная карта континента радует, пока не начинает пугать

Однако же мы обещали не судить проект как обыкновенную игру и рассматривать его как вещь в себе. Так может быть, вся соль в историях? Их тут, как уже говорилось ранее, превеликое множество на любой вкус. Смешные, печальные, трагичные и нередко — мистические. Более того, западные да и некоторые отечественные журналисты со рвением депутата, критикующего очередной фильм за антироссийскую пропаганду, уже поспешили прицепить к игре ярлычок «представитель магического реализма». Действительно, в этом мире можно повстречать и говорящих животных, и привидений, и много других диковинок. Но все же это и близко не магический реализм. Игра не пытается отыскать чудо в обыденности и не трансформирует будничный мир в зеркале сюрреализма. В своей попытке собрать и воскресить все предания земли американской Where the Water Tastes Like Wine напоминает скорее «Американских богов» Нила Геймана, нежели Маркеса, Борхеса или какого-нибудь Кортасара

Язык достаточно образный, но до «Космических рейнджеров» местным текстовым квестам бесконечно далеко Язык достаточно образный, но до «Космических рейнджеров» местным текстовым квестам бесконечно далеко

После предыдущего абзаца самые слабые духом могли перепугаться, что, если запустить игру, из монитора тут же полетят страницы — засыплют стол, собаку, с ног до головы накроют геймера, затопят всю квартиру, два этажа снизу, а последняя охапка поэтично осядет на бабе Нюсе у подъезда. Так вот: нет. Главный двигатель продаж проекта — волнующие истории — обернулся его же главной проблемой. Ведь их даже не получается назвать скучными или плохо написанными, потому что… их нет. Что представляет из себя местная история? Одна-две картинки, да пара абзацев текста с закадровой озвучкой. К художникам вопросов нет: порой игра и правда похожа на книгу с роскошными иллюстрациями. К актерам — тем более. Разработчики пригласили настоящих профессионалов, а Боссу и вовсе вручили голос Стинга. Вопросы возникают к сюжетам, потому что два абзаца — это не история, это — зарисовка. Мужчина, который закапывает свою собаку. Женщина, которая прячет под шарфом страшный шрам. Водители, которые ошибочно приняли друг друга за брата. 

Посмотрим на успехи программы поддержки независимых разработчиков от Electronic Arts

Порой игра позволяет повлиять на развитие событий. Подойти к диковинному крылатому козлу или не пугать животное? Такие решения могут резко поменять тональность истории и превратить трагедию в комедию. Более того, иногда вы будете натыкаться на уже услышанные сюжеты, но с новыми нюансами. Так, арест контрабандистов превращается в яростную перестрелку, а игрок понимает, что истина — зерно, из которого неизменно вырастет прекрасное, но лживое древо о тысяче ветвей. Вот только стоит ли такое «прозрение» 15 часов реального времени — большой вопрос. 

Хотите кофейку или секретное задание? Хотите кофейку или секретное задание?

Так или иначе, все сюжеты попадают прямиком к вам в инвентарь. Что с ними делать? Рассказывать, конечно же. Вашими слушателями станут шестнадцать странников, которые, как и вы, бороздят страну в поисках своей земли обетованной. Вы сможете найти их у костров, отмеченных на карте. Все как на подбор фактурные и колоритные личности: проповедник, ветеран Первой мировой, бывший поэт, беглый шахтер. У каждого — свой вкус на байки: кто-то любит посмеяться над анекдотом, кому-то подавай страшилки. Всякий раз в вашем распоряжении будет одна ночь и пять историй: сумеете удовлетворить слушателя — и он расскажет немного о себе.  Наутро каждый пойдет своей дорогой, но в другом штате вы обязательно встретитесь вновь. И так — пока странник не изложит всю правду о своей жизни. 

«People are strange when you’re a stranger» — не про эту игру: здесь любой рад незнакомцу «People are strange when you’re a stranger» — не про эту игру: здесь любой рад незнакомцу

Все те же критики бравируют именами Марка Твена, Джона Стейнбека, Алана Гинсберга, Джека Керуака и чуть ли не всего цвета американской литературы XIX–ХХ веков. Вот где авторы черпали вдохновение, вот она — концентрированная история и культура США в одном произведении, ура! Но порой все же не стоит идти за громкими именами. Рассказы путников уже куда больше напоминают настоящие истории, но не стоит ожидать от них слишком многого. Как и от Where the Water Tastes Like Wine в целом. Игра великолепно справляется с одной задачей: она дарит ощущение литературного паломничества, иллюзию духовного и интеллектуального пиршества. 

Но суровая правда жизни такова, что действительное не всегда совпадает с желаемым. И если кто-то обещает подарить вам настоящее чудо — неважно, превратить ли воду в вино, три лужи — в бездонное море или две сотни крошечных историй — в захватывающее метафизическое приключение — с большой долей вероятности перед вами либо Сын Божий, либо самоуверенный мошенник. И вроде бы хочется поверить в чудо. Но имени Иисуса в титрах мы что-то не обнаружили. 

GameGuru очень любит игры, больше склоняющиеся в сторону искусства, нежели конвейера, но даже их можно и нужно критиковать. А вы играете в подобные инди? Или не интересуетесь ничем, кроме ААА?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
12 марта 2018 16:43
Я играю только в AAA и люблю лутбоксы. Искренне не понимаю, почему все так злятся из-за этого, тратить деньги незнамо на что — это же так весело.
Ответить
Написать комментарий

Горячие обсуждения