Обзор This War of Mine. Выживание может быть страшным и без монстров.

Уставший и голодный, но с парой банок тушенки, вы возвращаетесь с ночной вылазки. Но за ночь на ваших товарищей напали, один из них сильно ранен, а из аптечки пропал последний бинт…
Поделиться
Отправить
Поделиться
1.12 2014

У симулятора выживания This War of Mine от 11 bit studios очень выгодная позиция. Поскольку сеттингом для игры выбрана злободневная тематика нелегкой планиды гражданского населения во время вооруженного конфликта, оценивают This War of Mine очень эмоционально и… не очень объективно.

Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже. Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже.
Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже. Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже.
Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже. Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже.
Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже. Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже.
Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже. Даже в самом начале радостного в жизни ваших подопечных мало. И дальше будет только хуже.

Каждый второй опробовавший проект оставляет патетичный комментарий вида «заставляет задуматься, хороший ли вы человек?» или «нет войне!» и с чувством выполненного долга идет пить кофеек под сериальчик про вампиров. Ну, или отпускает пакостную шуточку про Донбасс, после которой направляется все к тому же кофейку с теми же сериальчиками. Мы же постараемся взглянуть на This War of Mine не как на антивоенный манифест, а как на игру, не генерируя призывы за мир во всем мире в каждом втором предложении.

Действие This War of Mine разворачивается в вымышленном восточноевропейском городе Погорень, хотя аналогии с событиями в Косово напрашиваются сами собой. Группа выживших (при каждом перезапуске игры ее состав подбирается случайным образом) заселилась в относительно целый дом и пытается совместными усилиями протянуть до конца войны. Этими самыми выжившими и предстоит управлять игроку.

Днем подопечные латают дыры в стенах убежища, восстанавливают силы питательным супчиком из крысятины и собирают продвинутые верстаки из миксера, гаек и скотча. О том, чтобы выбраться из укрытия в светлое время суток и речи быть не может: снайперы или менее квалифицированные солдафоны гарантировано пустят гражданского в расход. Пополнять припасы предстоит ночью, но и эти вылазки безопасными не назовешь: мародеры, хозяева присмотренного вами провианта и прочие доброжелательные личности с радостью проломят голову замеченному в ночи добытчику.

Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь. Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь.
Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь. Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь.
Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь. Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь.
Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь. Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь.
Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь. Ночные вылазки опасны, но без них обойтись не получится. Если вас заметили — хватайте то, что успели найти и сматывайтесь.

«Дневного» геймплея в This War of Mine много и временами он основательно утомляет. За ограниченный промежуток времени (каждое действие совершается не мгновенно) нам нужно собрать из добытых за ночь ресурсов что-нибудь полезное, обогреть помещение, проверить ловушки для крыс, покормить, подлечить (в случае необходимости) каждого из подопечных персонажей… В общем, дел уйма, и выполнять их придется исключительно игроку: процессы никак автоматизировать нельзя, каждое действие совершается только у строго определенного объекта, а сами выживальщики проявляют инициативу только в занимании кроватей и кресел. Усугубляет ситуацию управление только при помощи мышки без всяких горячих клавиш. Понятно, что такой подход усиливает погружение в игровой процесс, но возможность частично автоматизировать некоторые действия (прием пищи и сбор улова из капканов, например) лишней бы явно не стала.

Баланс в игре настроен так, что вам чего-то постоянно не хватает. Оружие и материалы ночью (о которой отдельный рассказ) найти особого труда не составит, но утащить этого барахла столько, сколько требуется, за раз не получится. Еда, лекарства и хороший табак в большом дефиците: их придется добывать либо воровством, либо крайне невыгодной торговлей, либо под непрекращающимся огнем снайперов. А ведь слоняющиеся без дела по убежищу персонажи гундят еще и о нехватке книг.

В дневнике персонажей игры написано, что им нравится слушать радио. Хотя новости не самые радужные. В дневнике персонажей игры написано, что им нравится слушать радио. Хотя новости не самые радужные.
В дневнике персонажей игры написано, что им нравится слушать радио. Хотя новости не самые радужные. В дневнике персонажей игры написано, что им нравится слушать радио. Хотя новости не самые радужные.
В дневнике персонажей игры написано, что им нравится слушать радио. Хотя новости не самые радужные. В дневнике персонажей игры написано, что им нравится слушать радио. Хотя новости не самые радужные.

Частично спасти положение с нехваткой какого-нибудь ресурса может местный коробейник, но приходит он не всегда, приносит на обмен не то, и вообще, вместо него может прибежать какая-нибудь тетка и начать клянчить лекарства или, что еще хуже, просить пустить ее к вам жить. И это в тот момент когда «самим жрать нечего». Но если дать просительнице от ворот поворот, то и без того несчастные жители вашего убежища начнут страдать от мук совести и того и гляди впадут в депрессию. Ее, конечно, можно побороть порцией алкоголя или гитарой, но и то и другое надо еще раздобыть. Сердобольность в This War of Mine вознаграждается слабо: впуская в дом нового персонажа, вы получаете в награду лишний рот, обладающий какой-нибудь бесполезной способностью… и все. Сколько бы народу не тусовалось в вашем убежище, а на жизненно-важную ночную вылазку за припасами сможет отправиться лишь кто-то один.

Сделать за день нужно успеть многое, и за всем нужен ваш пристальный контроль Сделать за день нужно успеть многое, и за всем нужен ваш пристальный контроль

Когда наступает ночь, This War of Mine из некоего подобия стратегии превращается в некое подобие платформера. Один из персонажей, выбранных вами в конце дня, отправляется за «хабаром» в одну из множества локаций. А там уж как повезет: можете насобирать кучу полезных вещей в заброшенном доме, грабануть старичков (моральный дух от этого гарантировано упадет, но с муками совести жить можно, а вот от голода и кровотечения умереть куда проще) или добраться до ценных ресурсов под обстрелом снайпера.

Основная проблема ночного действа — управление. Из-за того что команды персонажу отдаются только одной кнопкой мыши, стелс получился куцым, передвижение по локации немного непредсказуемым, а о сражениях вообще лучше не упоминать. Хорошо хоть, что есть кнопка, отвечающая за драп к выходу со всех ног. Если же забыть про управление, то ночные миссии вполне хороши: моральные дилеммы поданы без лишнего пафоса, локации хорошо «сконструированы» и заставляют искать к себе вдумчивый индивидуальный подход, а ограниченность по времени (если не успеть вернутся до рассвета проблемы гарантированы) придает геймплею нужный градус остроты.

Помимо того, что в смерти персонажа самой по себе радостного мало, она означает еще и то, что никакого провианта в ближайший день оставшимся в живых не видать Помимо того, что в смерти персонажа самой по себе радостного мало, она означает еще и то, что никакого провианта в ближайший день оставшимся в живых не видать

Последнее, за что стоит пожурить игру, это графика. Да, стилизация под рисунок углем удалась на славу, да, надписи на стенах очень атмосферны, а фотографии людей с закрытыми глазами, появляющиеся при смерти персонажей, могут заставить прослезиться особо впечатлительную натуру. Но 3D-модельки этих самых персонажей просто ужасны. Уровень их исполнения находится где-то на уровне интернет-мема «Зацените гнома» десятилетней давности. Тоже относится и к некоторым объектам окружения. Не приближайте камеру без острой необходимости: This War of Mine лучше любоваться издалека.

This War of Mine — не лишенная определенных недостатков, но, несомненно, хорошая, нетривиальная и злая игра. Ничего, кроме повышения концентрации пустых фраз о добром и вечном, в реальном мире она не изменит, но это уж точно не вина разработчиков. А что автор этих строк? Правильно, он пошел пить кофеёк под сериальчик…
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
1 декабря 2014 17:55
RIP Борис
Ответить
1 декабря 2014 17:57
Что же это? Survival, которого давным давно не было?
Ответить
sag
1 декабря 2014 18:33
Дмитрий Черкас, из данного текста это непонятно (((
Ответить
1 декабря 2014 19:00
Норм игруля, но управление конечно не радует. Надо привыкать.
Ответить
2 декабря 2014 03:40
Дмитрий Черкас,
Это польский тест на выявление в себе курвы — сможешь укокошить беззащитного деда за тушенку?
Ответить
2 декабря 2014 09:53
странный обзор... совсем не указаны сильные стороны игры, за счёт которой она и стала популярной и окупилась за 2 дня продаж. почитаешь - средняя игрулька. А на самом деле игра очень вовлекает, заставляет решать моральные дилеммы, переживать. Персонажи сделаны "человечными", им сопереживаешь, их жалко. Игра "балует" разнообразием стратегий - в зависимости от набора персонажей и их количества, приходится выбирать каждый раз разную тактику выживания. Самые сложные случаи у меня были 1) престарелый математик и юристка, которые ВООБЩЕ никакими полезными для выживания навыками не обладали и носить полезных предметов могли по минимуму 2) выживание "в одиночку" персонажем Марко, ибо оставлять на ночь в убежище что-либо когда сам уходишь на поиски было бесполезно. А еще игра в одних и тех же локациях нередко предлагает "разные" ситуации - сюрприз! Так что плюсов много, но значительная их часть в обзоре почему-то не упомянута
Ответить
2 декабря 2014 12:16
Илья Кузнецов сказал(а)
бо оставлять на ночь в убежище что-либо когда сам уходишь на поиски было бесполезно

ныкай шмотки на локации разбомбленный дом, или как ее там, оттуда никто никогда ничего не упрет.
А относительно множества разнообразных стратегий, так к десятой-двадцатой попытке можно додуматься до универсальной формулы "самогонный аппарат-путешествие в гараж-путешествие в церковь". И все, выживай пока палец кликать не устанет.
Ответить
2 декабря 2014 22:54
Йоханан Привалов, я так и делал временами. ну тут можно самому себе придумывать интерес :) я например пробовал играть в разных стилях. Сколачивал кровавую банду и грабил всех кто вооружен, например - Бордель, Армейский склад, Гостиницу и пр.. Или "воровскую шайку" - воровал все что можно у плохих ребят не прибегая к помощи оружия и насилию. Ну в любом случае, для такой простенькой игрульки реиграбельность довольно высокая на мой взгляд.
Ответить
2 декабря 2014 23:03
Илья Кузнецов, так никто обратного и не утверждает. Просто в статье я постарался акцентировать внимание и на недостатках, которые в игре имеют место быть. А хвалебных отзывов и без меня хоть ковшом греби.
Ответить
8 декабря 2014 15:47
Отвратительный обзор на такую прекрасную игру... Печаль и только.
Ответить
8 декабря 2014 16:10
Виктория Чернова сказал(а)
Отвратительный обзор на такую прекрасную игру... Печаль и только.
Аргументы в студию!
Ответить
8 декабря 2014 16:31
Йоханан Привалов, т.е. напишу уныло только чтобы быть не как все? По-моему эта игра как раз тот случай, когда хвалят не зря. Атмосферность + отсутствие морализаторства не только в играх на эту тему - страшная редкость.
Ответить
8 декабря 2014 16:37
Руслан Бесподобный, извольте. Сразу отмечу, что я не несогласна с аргументами автора или с оценкой. Это право редакции выносить свое суждение. Моя претензия в качестве самого материала.
Про стилистику умолчу - это не нравится лично мне. "коробейник", "гундят" и т.п... Моя не одобряет. Но повторюсь - это лично мое.

Теперь про более объективные претензии:

Про 4-го персонажа сказано лишь как о лишнем рте, хотя это и лишние руки (да-да, охранять дом ночью лучше как минимум 2-мя персонажами, если не стоит укрепленная дверь. Т.е. ночью 2 на охране, 1 на вылазке и 1 спит)
Про моральные дилеммы просто упомянуто, хотя это одна из фишек игры. Может быть автор просто не проникся, спору нет. Но сказано об этом кощунственно поверхностно. Даже если рассматривать эту игру как игру, а не как "антивоенный манифест". Это все равно ее часть.
Где упоминание про эпилог и влияние на него "стиля игры"?
Про зиму тоже можно было бы упомянуть...
Ни слова про истории персонажей..
ах да, не все персонажи моралофаги. Есть те, которые добрые поступки не одобрят. Тоже можно было бы сказать.
Претензия к 3D моделькам и "автоматическим командам" - вообще посмеялась :)
И т.п. и т.д. Из обзора не складывается полная картина игры. Даже близко. А еще у меня сложилось впечатление, что у автора ни разу не получилось выиграть. Иного объяснения такой поверхностности не нахожу. Может и не права.
Ответить
8 декабря 2014 16:40
Разрешите свое эссе что ль в комментах опубликовать (админы, если нельзя - удалите, но не баньте :))) ):

Несколько слов о This War of Mine. Часть 1.

Война. Какие картинки проносятся у вас перед глазами при звуке этого слова? Солдаты, выстрелы, наступление, оборона, снайперы, кровь, смерть, окопы, танки, артиллерия… Что-то в этом духе, да? А ведь «на войне не все солдаты», как и сообщает нам подзаголовок замечательной игры This War of Mine.
Вымышленный восточноевропейский город. Гражданская война. Город осажден. Ни выехать, ни въехать. Магазины, аптеки, больницы – забудьте. Никаких благ цивилизации. Война, голод, болезни и вся грязь человеческой сущности. Солдаты, ополчение и единицы выживших. И под ваш присмотр отдадут не представителя первых двух категорий, нет. Отныне вы должны присматривать за обычными людьми, которые когда-то в прошлой жизни были журналистами, спортсменами, поварами, школьными учителями, пожарными. А теперь они просто хотят выжить в этом аду. И вы, игрок, должны им в этом помочь.
Утро. Павло и Катя отсыпаются после ночного дежурства. Эта ночь была спокойной, мародеры не приходили. Марко только-только вернулся с ночной вылазки, которая оказалась богата на улов. Несколько консервов, бинты и различные материалы для крафта. Консервы и бинты откладываются в долгий ящик – до худших времен. Марко также отправляется в кровать, отсыпаться. Бруно, который спал эту ночь, встает на дневную вахту. Проверяет ловушки для крыс, собирает дождевую воду, готовит еду для всех. Недалеко звучат выстрелы, иногда доносятся крики. Из дыр в стене неприятно дует. Надо бы заколотить их. Ночью через них могут пролезть мародеры.
Следующую ночь отдохнувший Марко вновь на вылазке. Основная цель – найти еды, которой катастрофически не хватает, поэтому посещаем разрушенный супермаркет, вдруг что-то завалялось? Как только открываем двери – слышны женские крики. Вооруженный солдат пытается изнасиловать девушку. Помочь или молча продолжить свои поиски? Время ограничено, солдат вооружен, у нас только жалкий кухонный нож, а дома ждут голодные друзья. Марко под моим управлением не может остаться в стороне. Осторожно подбираюсь к солдату сзади и всаживаю нож. Тело безжизненно падает на холодный пол. Девушка бросает мне быстрое «спасибо», после чего немедленно покидает локацию. Понимающе смотрю ей вслед: правильно, вдруг я такой же насильник. Человек человеку волк. Дома Марко встречают как героя. Больше всех рада Катя. Эта девушка особенно любит помогать другим. Вся команда воодушевлена и немного легче переносит нехватку еды.
Проходит несколько дней, зима, на улице холодно. Павло неважно выглядит, у него жар. Катя беспокоится за него, у нее упадок морали. Неказистая печка-буржуйка с отоплением дома не справляется, нужно срочно ее улучшать, пока не заболела вся команда. Крысы избегают ловушек, близлежащие развалины уже давно разграблены, а рынок, на котором летом можно было встретить торговцев и купить за бутылку самогона немного еды – замело снегом. Припасов взять негде. В холодильнике только 7 банок тушенки. Хватит ли до лета? Попадется ли в ловушку хотя бы одна чертова крыса? И где взять дров на отопление…
Павло все хуже, срочно нужны лекарства. На соседней улице остался дом, где забаррикадировалась пожилая пара… И мы точно знаем, что у них есть и лекарства, и еда, и топливо. Приближается ночь, а я не могу решить – дать умереть Павло или все-таки ограбить стариков? Желание выжить побеждает… С наступлением ночи Марко на пороге того самого дома. Старики испуганы, просят их не трогать. «Мне бы только лекарств и пару банок тушенки» - хотела бы я сказать. Но такого варианта игра не дает… Либо воруй, либо уходи. Сердце сжимается, в горле ком… До чего опустилась. Стараюсь лишний раз не встречаться со стариками, ищу еду и лекарства. Нахожу. Кладу в рюкзак и стыдливо покидаю локацию.
В убежище все и без того были опечалены из-за состояния Павло. После возвращения Марко стало хуже. Катя в депрессии и отказывается выполнять мои команды, Бруно на грани срыва, сам Марко ненавидит себя и только Павло безучастно лежит в кровати не в силах встать… Даю ему антибиотики, надеясь, что еще не поздно и мое падение было не напрасным. Этой ночью остаюсь в убежище. Противно…
Ответить
8 декабря 2014 16:42
Несколько слов о This War of Mine. Часть 2.

Утро принесло весть о драке Бруно и Марко. Оба ранены. В аптечке только один бинт. Кого спасти? Павло уже явно лучше, хотя он по-прежнему вынужден отлеживаться в кровати. Заставляю Катю слушать радио, чтобы хоть как-то поднять ее дух. Между Бруно и Марко выбираю Марко. Он полезнее для всех остальных… Перевязываю раны и отправляю на соседнюю койку с Павло. Рублю последнюю мебель в доме, чтобы растопить печки. В надежде хотя бы избавить Бруно от депрессии – напаиваю самогоном. Вдруг протянет до лета, а там бинты найду… Стук в дверь. Два ребенка, мальчик и девочка. Понимаю, что попросят помощи, но мне им помочь нечем. Не хочу даже открывать дверь, не хочу нажимать кнопку отказа. Противно. Наконец сдаюсь. Дети говорят, что их мать серьезно больна и просят лекарства. У меня же в аптечке лишь леденцы от горла и одна упаковка антибиотиков. Зима еще не закончилась, остальные члены моей команды могут заболеть как Павло и тогда эти лекарства будут мне необходимы… Противно. Закрываю дверь перед детьми. Не могу помочь. Простите пожалуйста.
Морально готовлюсь к потере Бруно. Ему все хуже, бинтов все нет. Вновь стук в дверь. Соседи, которым где-то в начале игры я помогла заколотить окна в их убежище, когда еще могла себе это позволить. К горлу опять подступает ком… Снова помощь? А я снова ничем не могу помочь. Павло все еще болен, Катя меня не слушает, Марко отлеживается после ранения, а Бруно даже не перевязан и ходит с открытой раной… Все же открываю дверь. Соседи дарят мне бинты и пару банок тушенки, в благодарность за былое. Боже, спасибо, люди! Перевязываю раны Бруно, кормлю всех и надеюсь на лучшее…

Итого: на первый взгляд, This War of Mine просто замечательная игра про грамотное распределение ресурсов. На второй, более внимательный, это игра про человеческую сущность. И про то, что какими бы мы не были благородными и сколько бы не кричали, что даже на войне мы никогда не опустимся до грабежей и убийств - когда приходит горе и нужда, все мы просто хотим выжить. И все мы опускаемся. Ведь рассуждать о морали и этике просто нет сил.
Ответить
8 февраля 2015 16:10
Офигенная игра)
Ответить
Написать комментарий
Горячие обсуждения