Play2Live — первая стриминговая платформа на блокчейне

Рассказываем о конкуренте Twitch и почему Минск станет криптовалютной столицей
Поделиться
Отправить
Поделиться
5.03

В конце декабря президент Беларуси Александр Лукашенко подписал декрет «О развитии цифровой экономики» в стране, главной целью которого является открытие широких возможностей для использования технологии блокчейн. По факту, на государственном уровне поддержали запуск всевозможных ICO, деятельность биржи криптовалют, майнинг и иные формы применения токенов, в том числе в сфере киберспорта. Одной из первых воспользоваться этой инициативой решила компания Play2Live, проведя в Минске киберспортивный турнир по Counter-Strike: Global Offensive с неплохим призовым фондом в 100 000 долларов в собственной криптовалюте. 


Турнир Play2Live Crypt0masters, кстати, прошел на Falcon Arena, знакомой нам по прошлогоднему DevGamm, и в нем приняли участие восемь команд — семь приглашенных и одна по результатам открытой квалификации. Триумфатором чемпионата стала польская команда AGO, на втором месте оказались Space Soldiers из Турции, а третье и четвертое место заняли немцы из BIG и шведы из GODSENT. Белорусы из «Динамо Бреста», к сожалению, до призовых мест не добрались. А мы вот смогли добраться до основателя Play2Live Алексея Бурдыко, и расспросили его о первой стриминговой платформе с применением технологии блокчейн, где зарабатывать смогут даже простые зрители.

— Хочется для начала прояснить один момент с названием Play2Live. Вы произносите «лайв», но интуитивно хочется прочесть «лив»…

— Так и задумывалось! Каждый может выбрать для себя то звучание, которое ему больше подходит. «Плэй ту лайв» — играй в прямом эфире, прямая корреляция с стриминговой платформой, а «плэй ту лив» — играй, чтобы жить, как некий лайфстайл, стиль жизни.  Кому как нравится, тот так и называет, к тому же есть сокращенное название p2l.tv.

— Какова ваша роль на турнире Play2Live CryptoMasters?

— Этот турнир мы проводим вместе с нашими партнерами — киберспортивной компанией TwogNation. Точнее, они его организовали, а мы выступили технологическим партнером, бродкаст-площадкой и спонсором. Для нас основная цель и задача не в том, чтобы побить какие-то цифры, рекорды и так далее. Мы здесь нагружаем и тестируем свой прототип, это далеко не заявка на какой-то релиз, даже не нулевой этап. Все интересные вещи появятся в июле, когда мы выпустим бета-версию и будем постепенно дополнять ее функционалом. Но уже сейчас мы с командой понимаем, что есть вещи, которые даже не описаны в white paper, но мы точно сможем их реализовать, и они будут очень востребованы.

— Можете вкратце обрисовать концепцию платформы, и как в ней задействована технология блокчейна?

— Разумеется, непосредственно для стриминга видео блокчейн не предназначен, зато он идеально подходит для экономической составляющей. Транзакции, смарт-контракты (между стримером и зрителем, зрителем и другим зрителем, зрителем и организатором турнира) и так далее. Сам же сервис Play2Live основывается на трех фундаментальных вещах. 

Первое — наш зритель будет зарабатывать токены (то есть местную криптовалюту LUC) просто смотря трансляции. Причем это не вопрос каких-то спекуляций или роста курса, благодаря которому можно будет «выпускать» и раздавать валюту, а совершенно конкретные кейсы, которые в том числе нам помогает осуществлять технология блокчейн. Во-первых, это Peer-to-peer CDN — зритель, смотря трансляцию, может раздавать ее другим пользователям, по принципу торрента. За счет этого мы уменьшаем свои затраты на оплату трафика, а следовательно имеем средства, чтобы наградить раздающего пользователя. Все очень просто: нажал кнопочку, начал раздавать трансляцию — начал зарабатывать токены. 

Во-вторых, это «реворды» за просмотр рекламы. На рынке уже есть схожая концепция от основателей MozillaBrave Browser. В ходе ICO они подняли порядка 35 миллионов долларов, по-моему, за 5-10 минут. А концепция достаточно простая: это браузер, свободный от рекламы, но если ты хочешь зарабатывать местные токены за ее просмотр, то достаточно так же нажать одну кнопочку. В нашем случае все примерно то же самое: по дефолту наш пользователь не смотрит рекламу, но имеет возможность делать это за токены. Ключевая разница между нашими концепциями в том, что сам стример определяет, какую часть своего revenue с рекламы он готов отдавать зрителю. При этом базовые ставки по revenue share рекламного дохода у нас значительно выше, чем у Twitch. Таким образом наш зритель становится полноценным участником экономической экосистемы, а блокчейн обеспечивает ее полную прозрачность.

Второе — использование криптовалюты внутри системы дает фундаментальные преимущества. Сейчас на стримерских платформах для того, чтобы начать зарабатывать, нужно пройти очень много шагов: зарегистрироваться, пройти тестовый неоплачиваемый период, набрать определенное количество подписчиков, заполнить application form на получение партнерки и подождать ее утверждения, а даже когда первые заработки появляются, чтобы их вывести, надо заполнить еще кучу форм… Это все занимает огромное количество времени — недели, месяцы. 

А на Play2Live — зарегистрировался, автоматически сгенерировался твой криптовалютный кошелек, запустил свой первый стрим, пускай даже с десятью своими друзьями в качестве зрителей, и с момента самой первой транзакции: за показ рекламы, за подписку, в виде доната — как угодно, эти токены сразу попадают в твой кошелек, и их сразу можно обменять на Bitcoin, Etherium или фиаты (реальные деньги). Это твои деньги здесь и сейчас, абсолютно пропадает порог вхождения. Я уверен, что с точки зрения привлечения аудитории, генерации первичного органического трафика, это очень большое преимущество, которое позволит молодых стримеров привлекать к нам на платформу.

Наконец, третье — у нас на платформе пятнадцать источников выручки, то есть пятнадцать способов, каким образом зрители могут свои токены потратить. Это огромное количество уникального функционала, которого нет на Twitch или YouTube Gaming — там их всего пять. В нашем White Paper это все достаточно детально описано, и мы уже начинаем определенные вещи реализовывать даже несмотря на очень раннюю версию прототипа, на котором, кстати, мы прямо сейчас вполне успешно транслируем наш турнир.

— Каким образом можно будет быстро вывести токены в фиат?

— Во-первых, будет n-ное количество партнеров, которые будут принимать наши токены в качестве оплаты, а если не хотите переводить их в популярные криптовалюты, можно будет использовать QIWI, PayPal и так далее. Думаю, будет централизованное решение, чтобы делать это прямо на платформе в несколько кликов.

Экспериментируем вместе с про-игроками из Vega Squadron

— Я так понимаю, вы весь этот функционал планируете реализовать в своем плеере, не надо будет скачивать каких-то дополнительных приложений, достаточно будет открыть вкладку браузера с вашим сайтом?

— С точки зрения зрителя — да, у нас будет вэб решение, у нас будут приложения для мобильных устройств и для приставок, вся та же дистрибуция, что и у Twitch. С точки зрения стримера все тоже аналогично, достаточно захватить свое изображение и начать бродкаст.

— Можно ли будет рестримить на P2L?

— Да, конечно, нам выгодно расширять нетворк, а подобные сервисы помогают это делать. Более того, я вижу здесь некое преимущество — когда стример расшаривает свой эфир на несколько платформ и видит, что у нас additional value за счет заработка в токенах и роста их курса выше, ему приходит мысль: а что если я весь свой трафик пущу эксклюзивно на Play2Live, раз заработать больше там проще. Я думаю, результат его не разочарует.

— По поводу Peer-to-peer CDN, система будет автоматически определять технические возможности раздающего? Мощность устройства как-то будет влиять?

— Этой функцией можно будет одинаково пользоваться со всех устройств. Тут вопрос не мощности железа, вы будете делиться своим интернет-каналом. Софт будет оценивать ширину канала, пинг, другие параметры, а через что вы раздаете — телефон, ПК или планшет — это неважно.

— Какими средствами и как активно планируете переманивать аудиторию с других платформ?

— Тут есть две составляющие. Первая — как раз тот функционал и те фундаментальные вещи, которые я уже упомянул. Они сами по себе будут привлекать новых молодых стримеров и их аудиторию. Вторая — маркетинговая стратегия, основанная на взаимодействии с топовыми стримерами, киберспортивными турнирными организаторами и командами с точки зрения заключения эксклюзивных контрактов. Это поможет привести на платформу первый объем органического трафика. Мы уже успешно работаем в этом направлении, и после окончания token sale в течение месяца-полутора вас ждут первые анонсы. Сама платформа должна заработать в июле, и мы сразу будем стартовать с неким набором партнеров.

— В плане контента будут только прямые трансляции или видео в том числе? Youtube ведь тоже конкурент не помешает.

— Нет, задачи конкурировать с Youtube нет, мы прекрасно отдаем отчет о своих возможностях в сегменте, в котором работаем. У нас абсолютный фокус на live-бродкасты и источники их монетизации. Да, у нас будет некое VOD-хранилище, мы прорабатываем партнерки с другими блокчейн-проектами, которые предлагают интересные решения по облачному хранению в том числе и видеоконтента, но здесь тоже есть свои сложности. Ставку мы на это, по крайней мере на текущем этапе, не делаем.

— Несмотря на то, что в команде в основном русскоговорящие сотрудники, особой направленности на наш рынок у вас, я так понимаю, нет?

— Нет. Во-первых, после token sale команда усилится иностранцами, во-вторых нам очень нужен разноплановый рыночный опыт, хотя, конечно, русскоязычный сегмент мы уже знаем хорошо.

— Как удалось собрать такую крупную сумму на token sale (на момент написания она составляет более 24 миллиона долларов)? Почему проект вызывает такой ажиотаж?

— Ответ достаточно простой. У нас очень молодое коммьюнити, состоящее из геймеров и киберспортсменов. Эти люди всегда интересуются чем-то новым и технологичным. На текущий момент среди других блокчейн-проектов наш проект не имеет аналогов со схожей концепцией и полноценной инфраструктурой. Сервисов-надстроек достаточно много, а вот полноценных платформ с экосистемой нет. Конечно, мы промоутируем наш проект большим количеством способов, есть и road show, в которых я участвовал недавно и в Америке, и в Азии, и в Европе, и в Дубае вот были недавно. Сфера киберспорта — интересна, сфера блокчейна — интересна, новые форматы платформ — тоже интересны. 

Ну, и конечно у нас очень крутая команда: Дмитрий Коченев, бывший управляющий директор Rambler и руководитель киберспортивного направления Mail.Ru, Инна Мороз, бывший директор по развитию Wargaming и Rovio Games, Мария Маврех, бывший маркетолог Видео Интернешнл и RealWeb, Пейди Ханг, с которой я семь лет работал в GameShow, наш специалист по азиатскому рынку, и так далее — уже порядка двадцати пяти человек, а после запуска будет гораздо больше. 

Причем у нас не просто сильный концепт продукта, но мы уже показываем успехи на практике: уже есть киберспортивный турнир, и уже есть MVP (минимально жизнеспособный продукт), где мы транслируем его на шестнадцати языках. Мне сказали, что трансляцию уже успели спиратить, и в какой-то степени я этому даже рад, потому что это некое признание нашей работы. 

— А как, кстати, реагирует азиатский рынок, который обладает своими особенностями?

— Огромный позитив! У них тоже до сих пор нет подобного сервиса, хотя рынок китайских стриминговых и игровых платформ гораздо более развит: на некоторых площадках какой-то функционал с токенами — не криптографическими — был реализован еще год-полтора назад. Я слежу за этим рынком уже двенадцать лет, и у нас очень много покупателей токенов из Азии, потому что проект им гораздо более понятен. Собственно, в том же Китае двенадцать лет назад киберспорт уже был официальным видом спорта. 

Дима Смелый, лихорадка Virtus.pro, читеры в PUBG и мейджоры по Dota 2 и CS:GO

Интересна ли такая идея применения блокчейна? Или стриминговой аудитории это не нужно?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
6 марта 2018 16:56
Идея ок, а мужичка этого в белой рубашке я где то видел уже.
Ответить
6 марта 2018 17:01
основатель Gameshow же)
Ответить
6 марта 2018 17:00
Интересно, а ботоводство они отследят? а то найдутся люди которые парки слабых компьютеров в школах и университетах ночами заставят смотреть их стримы
Ответить
6 марта 2018 17:02
Не думаю, что там можно много нафармить, плюс там очевидно будут отслеживаться айпишники
Ответить
6 марта 2018 17:05
Много не заработаешь
Ответить
6 марта 2018 18:59
Много, понятие растяжимое ...))
Ответить
7 марта 2018 18:32
Ну так курс упадет за ночь и все. А вообще такая себе идея, не взлетит.
Ответить
Написать комментарий

Горячие обсуждения