История Tencent: как строилась империя

Рассказываем об одной из самых влиятельных китайских корпораций
Поделиться
Отправить
Поделиться
27.02

Говорят, Рим уничтожил сам себя: великая держава погрязла в пороках, дрязгах и междоусобицах. Современные империи не похожи на своих предшественниц: завоёвывать давно нечего, белых пятен на карте не осталось. Теперь люди строят колоссальные бизнес-корпорации. Вместо легионов – патенты и ценные бумаги, в роли дворцов – внушительные офисы, вместо завоевательных походов – поглощения и слияния. 


Сегодня мы поговорим об одной из самых больших и влиятельных империй планеты – гиганте из Китая Tencent. Владельцы компании добились успеха, делая то, что китайцы делают лучше всех – копируя чужие наработки.

Только не списывай точь-в-точь, чтобы не спалили

Компания основана в ноябре 1998, благодаря настойчивости и упрямству пятерых друзей во главе с Ма Хуатэном. В середине 1990-х Хуатэн побывал в США, где был очарован возможностями качественного интернета и мессенджера ICQ. Врождённая предприимчивость Пони Ма быстро навела его на мысль: «если сделать это на китайском, будет хорошо». Собрав с друзьями порядка $120 тысяч, Ма основал компанию Tengxun (Tencent'ом она станет чуть позже, для иностранцев). Кстати, местом создания фирмы являются Каймановы острова — знаменитая на весь мир оффшорная зона. Хуатэн как знал!

Поначалу дела у начинающих бизнесменов шли не то чтобы хорошо. Хуатэну приходилось подрабатывать уборщиком в том же самом здании, в котором находился первый офис компании. Помимо мытья полов, Ма работал дизайнером, а параллельно усердно корпел над концепцией первого китайского мессенджера. Как это нередко бывает, в процессе разработки основного продукта пришлось искать дополнительные ручейки дохода – компания принялась предоставлять услуги электронной почты и интернет-пейджинга, которым Хуатэн занимался на первой своей работе в China Motion Telecom Development

В феврале 1999 наконец запустился OICQ, а Ма нарисовал для мессенджера логотип – того самого пингвина, который надолго станет символом всей компании. Несмотря на колоссальный прирост пользователей (к ноябрю 1999 Open ICQ пользовалось порядка миллиона человек), у Tencent не было способов монетизировать программу, а большая аудитория требовала лучших серверов и дополнительной поддержки. Хуатэн чуть было не совершил главную ошибку в жизни — попытался продать OICQ. К счастью для будущего компании, сервис никто не купил, и основатели смогли привлечь сторонних инвесторов. За $2.2 миллиона американская IDG и гонконгская PCCW (или Yingke) стали обладателями 20% акций будущей империи. В 2001 году китайской версией «аськи» пользовалось уже 50 миллионов человек.

Провал, обернувшийся успехом

Компания AOL, которой принадлежали права на ICQ, незамедлительно обратила внимание на популярный китайский аналог с похожим названием. Юристы AOL обратились в суд, и Хуатэну пришлось менять название мессенджера на QQ («милый» в переводе с китайского). Обычно смена имени бренда ни к чему хорошему не приводит, но не в этот раз. Tencent и ее владельцу снова повезло. Более того, компания не прекратила копировать различные сервисы из других стран, просто научилась делать это лучше остальных. Пони Ма быстро усвоил главный принцип коммерческого успеха в Китае – умение приспособить разработку к уникальным правилам местного рынка. В 2001 году у Tencent по-прежнему возникали проблемы с монетизацией, и руководству пришлось пойти на продажу 46,5% акций конгломерату Naspers. Плохое решение, но альтернатив у компании практически не существовало. Через год Хуатэн вновь проявил свои недюжинные способности предпринимателя. Он ввел в компанию бизнес-модель премиум-аккаунтов. Мессенджер QQ оставался бесплатным, но для различных апгрейдов пользователям приходилось приобретать виртуальную валюту QQ Coins. Со временем «пиксельные» деньги Tencent обрели колоссальное влияние: их стали применять не только в других сервисах, но и в качестве основной валюты за реальные продукты и услуги в теневом бизнесе. Немало контрабандного антиквариата из китайских музеев и храмов вывезли на запад благодаря QQ Coins. В 2003 экосистема freemium охватила все области китайского интернета – идея Хуатэна приобрела национальный масштаб. Tencent вновь удачно позаимствовала чужие наработки, и едва ли не одновременно с Valve выпустила цифровую платформу для геймеров QQ Games.

Достижения на игровом поприще

Дальновидный Пони Ма понимал (ха!): азартных китайцев обязательно привлечет игровая индустрия. Хотя бы потому, что казино и другие подобные развлечения в стране строго запрещены – играть в покер или маджонг разрешается только в Макао. В 2004 году у QQ Games был миллион активных пользователей. Через год аудитория выросла в 10 раз. Практически все игры компании распространяются по модели free-to-play, а благодаря умелому манипулированию и рекламе, количество донатов в, казалось бы, бесплатные игры принялось расти с устрашающей скоростью. 

Прочно встав на ноги, Tencent продолжила развивать стратегию заимствования. Однако ресурсы компании уже позволяли ей не поднимать чужую идею с нуля, а попросту поглощать перспективные проекты, подминая их под свой бренд. В 2011 году корпорация стала маржинальным акционером Riot Games, чуть позже приобрела доли в Epic Games и Activision Blizzard, а совсем недавно выкупила 84,3% Supercell за $8.6 миллиарда. Нельзя забывать и об ошеломительном успехе Kings of ArenaMOBA успела набрать 20 миллионов активных игроков в Китае и перекочевать в США под новым названием Arena of Valor. Несмотря на успехи «большого» видеоигрового рынка, Tencent продолжала уделять внимание его младшему собрату — мобильным играм. Компании принадлежат самый популярный в КНР портал для мобильных телефонов 3G.QQ.COM и мобильная платформа для разработчиков Mobile QQ. Во многом благодаря агрессивной рекламной кампании и продвижению Tencent мобильные игры в Китае невероятно популярны.

Свернём в сторону ненадолго и заглянем в 2004 год, ставший знаковым для компании. Азиатский конгломерат успешно вышел на биржу и привлёк в свой фонд еще $200 миллионов капитала. Тогда Хуатэна и его детище стали замечать не только в Китае – имя Пони Ма принялось мелькать в заголовках солидной западной прессы. Через год в списке достижений Tencent появился еще один бренд, ставший очередной доминантой в своей сфере – социальная сеть Qzone. Незнакомые с Facebook китайцы были очарованы возможностью вести свою страничку в интернете, размещать туда фотографии с пандами и слушать музыку. 

С Qzone пыталась было конкурировать очередная копия Фэйсбука — Xiaonei Network, но ресурсы конкурентов быстро закончились и Tencent в очередной раз вышла победителем. На данный момент соцсетью пользуется порядка 655 миллионов человек. Кстати, снова сработала политика Хуатэна по синхронизации продуктов. Успех Qzone во многом зависел от решения компании использовать социальную сеть без регистрации. Достаточно было авторизоваться там с помощью своего профиля в QQ. К 2011 году стало ясно, что Ма снова попал в яблочко – 500 миллионов активных юзеров не дадут соврать.

Сквозь тернии к WeChat

Ни одна компания в мире не может обойтись без неудач. Tencent пыталась создать аналог Twitter под названием Tencent Weibo, но проиграла конкуренцию схожему сервису Sino Weibo. В 2010 была запущена соцсеть для компаний и брендов, пытающихся рекламировать свои услуги или продукцию, под названием Pengyou. Через 4 года аудитория площадки насчитывала 260 миллионов юзеров: закрепиться на рынке удалось, но не настолько, чтобы считать это равным успехом по сравнению с Qzone. 

Наиболее упорную конкуренцию Tencent составляет Alibaba Group, которой принадлежит известный СНГ-сообществу сайт Aliexpress и китайский аналог Amazon Taobao. Хуатэн пытался было соперничать с Taobao, выпустив похожий продукт Paipai, но быстро бросил эту затею (сейчас Taobao принадлежит 82% рынка). Попытки продолжались, но Tencent снова и снова терпела неудачи – позиции Alibaba Group оказались незыблемы. Устав бороться с конкурентом в одиночку, корпорация Хуатэна вытащила старый козырь из рукава – прикупила 15% акций JD, считающимся непримиримым оппонентом Alibaba Group. Новый альянс планирует не только упрочить своё положение в Поднебесной, но и попробовать ворваться на мировой рынок. 

Беспощадные сражения бизнес-монстров на рынке цифровых сервисов грозились перерасти в затяжную ничью. Но Tencent снова нанесла удар соперникам откуда никто не ждал. Осознав колоссальный потенциал смартфонов, руководство корпорации разработало очередной амбициозный проект. Примечательно, что Хуатэн вновь стоял у руля и вновь ловко позаимствовал чужую идею. WeChat был создан на основе WhatsApp, а успех мессенджера обусловлен двумя важнейшими факторами. Первый – размер китайской аудитории и своеобразная привычка пользоваться чем-то, чем пользуется большинство. Второй – глобальный охват всех функций сервиса, превративший WeChat в мобильный образ жизни, столь близкий современному человечеству. Пользователи программы сразу получили в распоряжение огромные возможности, начиная с покупок, заканчивая оплатой за газ или свет.

Несколько интересных фактов

Помнится, в советское время выпускали чудесные энциклопедии с любопытными заметками, которые начинались со слов «Знаете ли вы, что…?»

Так вот, знаете ли вы, что:

  • Ма Хуатэн является главным филантропом страны? С 2011 по 2016 годы Пони Ма перечислил на различные благотворительные проекты более $17 миллиардов. Кстати, и здесь ему пришлось конкурировать с владельцем Alibaba Group Мя Юнем (Джеком Ма);
  • Tencent является эксклюзивным издателем игр Activision Blizzard, Epic Games, PUBG Corporation и Supercell в Китае;
  • принадлежащая Tencent игра League of Legends четыре года подряд занимает первую строчку в мировом рейтинге популярности;
  • в конце 2017 года капитализация компании, начавшей свой путь с копирования «аськи» составила более $500 миллиардов. Стоимость корпорации дороже Facebook и уступает лишь Apple, Google, Microsoft и Amazon;
  • основателю компании Ма Хуатэну принадлежит всего 9,26% акций, что не мешает ему владеть состоянием в $39 миллиардов (второе место в списке самых богатых людей Китая);
  • логотип Tencent чрезвычайно похож на значок Google с пингвином посередине, а образ пингвина скорее всего позаимствован у Linux. Ох уж эти китайцы.

За 20 лет Tencent превратилась из скромного разработчика мессенджеров в огромную бизнес-махину, диктующую свои условия всему китайскому рынку. И немалая доля успеха приходится на игровую индустрию, которую мы с вами так любим. Не забывайте проверить свои акции на бирже, вдруг выросли?

Понравилась статья? Не забудь поделиться ей в соцсетях!
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
27 февраля 2018 17:55
Занимательная статья, ели её осилил, автору отдельная благодарность за труд.
Ответить
27 февраля 2018 18:33
Спасибо ^_^
Ответить
27 февраля 2018 18:48
Спасибо, я как то и не задумывался что Тенцент настолько большой и могущественный
Ответить
27 февраля 2018 18:50
Вот же китайцы, нация занимающаяся ***нгом )
Ответить
27 февраля 2018 18:55
Лизингом?)
Ответить
27 февраля 2018 19:04
Скоммуниздингом)
Ответить
28 февраля 2018 00:11
Было интересно почитать, LoL знал, но что и WeChat их не думал, вообще как то стремительно они развились, топтались на месте по началу, а сейчас уже недосягаемые. Круто блин. У владельца Алибабы то же интересная биография.
Ответить
28 февраля 2018 00:32
Так еще бы им не развиться, там в Китае все западное в интернете заблокировано, и месенжеры и Facebook и Twitter. Этот ушлый тупо скомуниздил идею и на внутреннем рынке хапнул бабла. а потом, когда бабло девать уже было некуда пошел скупать активы, потому что своими руками лолец не сделаешь, тямы не хватит )
Ответить
28 февраля 2018 00:36
Слышал что недавно они замутили контракт с Юниверсал Мьюзик и теперь стримят музло в Китае с запада, а так то у них и это музло запрещено, это вам не вконтач ) Кароче тупо мутят на домашний регион то что закрыто, наверняка в правительстве есть свой человек
Ответить
28 февраля 2018 15:30
У них есть уже компания, называется China Music Corporation. Такая же есть с литературой)
Ответить
28 февраля 2018 11:50
Интересно было почитать, все собрано, структурировано как надо. Спасибо.
Ответить
Написать комментарий

Горячие обсуждения