Реклама на GameGuru

Обзор Total War: Attila. Бич Божий

Рассказ о том, как очередной части Total War, не имеющей в запасе каких-то кардинальных изменений, внезапно удалось существенно встряхнусь устоявшийся игровой процесс
Поделиться
Отправить
Поделиться
18.02 2015

Времена изменились. На смену спокойной и относительно стабильной эпохе правления Рима пришел хаос перемен. Из сарматских степей на Европу надвигаются огромные орды гуннов — кровожадных кочевников, мечтающих о мировом господстве и живущих грабежами. Вместе с гуннами пришла и смена климата: зимы стали холоднее, а урожаи беднее. Даже самые свирепые германские племена вынуждены сниматься с насиженных мест и отправлять на запад в поисках лучшей жизни. Так началось Великое переселение народов. Так начинается Total War: Attila.

Вот он, красавец Вот он, красавец

Удивительно, но Creative Assembly удалось поразительно точно передать атмосферу этой мрачной эпохи. По сравнению с Rome 2, где были существенно переработаны основные механизмы, тут изменений гораздо меньше. При этом парадоксально, но геймплей изменился очень сильно, и изменился он именно в соответствии с историческими реалиями.

Первым делом стоит сказать, что впервые за долгое время игровой процесс за разные типы фракций отличается кардинально. Главные кампании достались, разумеется, Западной и Восточной Римским империям. Будущая Византия находится в двояком положении. С одной стороны она — самый крупный игрок на карте. У нее самая сильная экономика с бонусом от каждого контролируемого поселения в конце хода, а также самая крупная армия. С другой же стороны, территорией она владеет тоже немаленькой, и именно ее земли лежат на пути всех многочисленных варварских орд, двигающихся с Востока. Именно поэтому всем поклонникам больших и развитых цивилизаций стоит обратить взгляды именно на нее. Кампания тут обещает быть сложной, интересной и насыщенной.

Города стали еще менее однородны и больше похожи на настоящие укрепленные крепости Города стали еще менее однородны и больше похожи на настоящие укрепленные крепости
Города стали еще менее однородны и больше похожи на настоящие укрепленные крепости Города стали еще менее однородны и больше похожи на настоящие укрепленные крепости

Брать же под контроль Западную Римскую империю мы советуем лишь истинным любителям вызовов и суровых испытаний. Даже в графе «Базовая сложность» при выборе фракции тут значится недвусмысленное «Легендарная». И действительно — наследнику великого Рима придется несладко. Подконтрольная территория огромна, казна практически пуста, коррупция процветает, а побитые и искалеченные легионы можно пересчитать по пальцам. При этом жадные до наживы варвары в огромных количествах прут на богатые земли римлян со всех сторон. Удержать и спасти в такой ситуации что-то очень сложно. Чего и говорить про захват новых территорий.

Третьей по силе территориальной державой стала Сассанидская империя персов. Игровой процесс за нее, кстати, больше всего напоминает то, что мы видели в Rome 2. Большая и спокойная территория, масса сатрапий и широкие возможности для территориальной экспансии. Помимо прочего, персы отлично прорисованы, а их города так и вообще напоминают нечто из восточных сказок.

Огонь теперь играет куда более важную роль, чем раньше Огонь теперь играет куда более важную роль, чем раньше
Огонь теперь играет куда более важную роль, чем раньше Огонь теперь играет куда более важную роль, чем раньше
Огонь теперь играет куда более важную роль, чем раньше Огонь теперь играет куда более важную роль, чем раньше

Самой неоднозначной фракцией неожиданно оказались сами гунны. Изначально в интервью представители Creative Assembly заявляли нам, что играбельной фракцией они не будут. Однако их сделали не просто играбельной, а главной фракцией вообще. Для них даже был написан персональный сюжет и сняты отдельные ролики. Забавно, но кампания начинается еще до рождения Аттилы, поэтому мы будем постепенно наблюдать, как с невероятным пафосом будущий вождь будет рождаться, набираться сил, и лишь затем начинать покорение всех и вся. В это-то и кроется главная проблема гуннов: их кампания слишком заскриптована.

Ютиться на задворках карты с тремя армиями и ждать рождения великого полководца невероятно скучно. Занимать города нельзя, а грабежи и вербовка наемников далеко не всегда помогают пережить зиму. Можно, конечно, разбить палаточный лагерь, делающих из армии, по сути, мобильный город, но кардинально ситуацию это не меняет. К моменту возмужания Аттилы вся карта будет уже поделена и разграблена переселяющимися народами, а бонусы вроде увеличения боевого духа армии за каждую фракцию, с которой ведется война, часто приводят к тому, что прикончить каждого встречного гунна считают своим долгом абсолютно все. Это, правда, все равно остается куда меньшей проблемой, чем заскриптованность кампании, потому как если без любви к преодолению трудностей вы едва ли можете называться настоящим поклонником Total War, то искусственное навязывание следования сюжету скорее раздражает. Лучше бы, все-таки, гунны так и оставались фракцией, играть за которую нельзя.

Creative Assembly наконец-то нарисовала генералам качественные модельки. Это же касается и лиц полководцев на глобальной карте. Creative Assembly наконец-то нарисовала генералам качественные модельки. Это же касается и лиц полководцев на глобальной карте.
Creative Assembly наконец-то нарисовала генералам качественные модельки. Это же касается и лиц полководцев на глобальной карте. Creative Assembly наконец-то нарисовала генералам качественные модельки. Это же касается и лиц полководцев на глобальной карте.

Не обошлось и без возможности взять под свое командование минорные фракции вроде франков и саксов. Здесь, в целом, все стандартно: мы медленно растем и усиливаем международное влияние, попутно выполняя мелкие промежуточные цели. Франки, к примеру, могут начать строить свою империю значительно раньше положенного историей.

Самыми же интересными внезапно оказались кампании за переселяющиеся народы вроде готов и вандалов. Они начинают игру всего с парой покинувших родные места армий, чтобы захватить какую-то территорию и осесть на ней. Местный геймплей прямо-противоположен напряженному и ожесточенному выживанию римских империй. Мы весело путешествуем по римским селениям налегке, грабя и сжигая небольшие городки, стараясь числом задавить немногочисленные легионы и не наткнуться на вражескую засаду. Какой-то город можно захватить, какой-то безболезненно оставить, да и особо заботиться на этом этапе ни о религиозных предпочтениях, ни об экономике не нужно — идиллия. Прелесть этих кампаний в том, что они дают огромное число возможностей и вариантов. Хотите повторить успех вандалов и добраться до самого Карфагена? Никаких проблем! Пошалить на востоке? Легко! Устроить веселые погромы в Западном Риме? Проще простого!

Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко! Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко!
Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко! Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко!
Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко! Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко!
Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко! Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко!
Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко! Построить уютненькое вандальское государство посреди Западной Римской империи? Легко!

Автор этих строк провел интересный эксперимент: выбрав вандальскую армию, он двинулся прямо в Италию и… за каких-то 15 ходов захватил не только сам Вечный город, но и весь Аппенинский полуостров. Более того, ловко заключая союзы со всеми окружающими умирающую империю варварами и сепаратистами, все силы римлян удалось оттянуть от собственных границ. В итоге уже на тридцатый ход Италия была полностью ассимилирована, ее жители довольны, а города перестроены, притом что вокруг полыхал пожар войны и большинство соседей задыхались от грабежей и насилия. Играть за вандалов оказалось настолько увлекательно, что именно их государство ваш покорный слуга выбрал для основной кампании. У переселяющихся народов, кстати, оказались очень интересные особенности. Так, к примеру, те же вандалы получают повышенную прибыль от грабежей (невероятно удобная поддержка экономики), а остготы имеют бонусы при борьбе с римлянами и даже могут нанимать римские отряды.

В тяжелые времена брать оружие приходится и представительницам слабого поля. Хотя этих воительниц, признаться, слабыми не назвать. В тяжелые времена брать оружие приходится и представительницам слабого поля. Хотя этих воительниц, признаться, слабыми не назвать.

В противоположность затяжным и размеренным войнам за территории Rome 2, здесь на глобальной карте господствует хаос. Вокруг постоянно кого-то грабят, захватывают города, фракции появляются и исчезают, а многие поселения и подавно безжалостно стирают с лица земли. Это, кстати, одна из главных фишек «Аттилы». Город можно не только захватить или разграбить, но и полностью уничтожить. Это сопровождается красочной анимацией, напоминающей сброс ядерной бомбы на Хиросиму. После этого на его месте зияют обугленные развалины, а чтобы основать его вновь, кому-то придется потратить изрядную сумму денег и в качестве поселенцев запустить туда армию. Это очень затратно, поэтому таких руин на карте становится все больше и больше — особой церемонностью ИИ не отличается.

Уничтожение городов выглядит очень ярко и красочно Уничтожение городов выглядит очень ярко и красочно
Уничтожение городов выглядит очень ярко и красочно Уничтожение городов выглядит очень ярко и красочно
А вот последствия таких действий выглядят довольно мрачно А вот последствия таких действий выглядят довольно мрачно

К сожалению, не отличается он порой и умом. Если на тактической карте по ощущениям он значительно поумнел (четко строится в каре при окружении с фланга и грамотно использует конницу), то на глобальной кочевники ведут себя крайне неоднозначно. Временами они очень ловко избегают открытых сражений и сдерживают армии обороняющихся, а при определенном стечении обстоятельств могут неожиданно окружить и уничтожить группировку игрока. При этом, однако, на наших глазах четыре армии гуннов во время подобных маневров начали судорожно носиться по зимним болотам и неспокойному Черному морю, где благополучно и сгинули от небоевых потерь и истощения.

Этим изменения вовсе не ограничиваются. В игре существенно добавилось всевозможных мелких деталей (которых, будто, и так было мало). Появился параметр «Санитария», за которым необходимо следить, армии теперь имеют собственную шкалу верности, а полководцы и губернаторы стали получать очки опыта, которые можно вкладывать в различные умения дерева талантов. Важную роль вновь играет и религия. Своевременное принятие христианства может решить судьбу всей страны в будущем. Главным изменением, однако, стала политическая жизнь внутри собственной фракции. Сказать, что ее усложнили — не сказать ничего. Причем если дополнительные инструменты контроля обычно оказываются полезны, то обилие деталей и необходимость следить за взаимоотношениями между членами фракции кажутся излишеством и перегружают без того богатую нюансами игру.

Тактические бои сильно преобразились. Теперь они выглядят куда красивее. Тактические бои сильно преобразились. Теперь они выглядят куда красивее.
Тактические бои сильно преобразились. Теперь они выглядят куда красивее. Тактические бои сильно преобразились. Теперь они выглядят куда красивее.
Тактические бои сильно преобразились. Теперь они выглядят куда красивее. Тактические бои сильно преобразились. Теперь они выглядят куда красивее.

Периодически члены правящей семьи вдруг начинают грызню с одним из ваших генералов, а сглаживать конфликты приходится правителю ценой собственного влияния. Причем кто-нибудь обязательно окажется обиженным. Если же обиженный при этом был еще и важным губернатором провинции (новая важная особенность управления территориями) или прокачанным военачальником, то развязанная им гражданская война может вылиться в существенные проблемы. Подопечные имеют ветки умений, спутников, огромное количество особенностей и параметров. Их можно назначать на должности и награждать орденами. Вся эта возня, которой со временем становится только больше, кажется крайне избыточной и ненужной.

Изменениям подверглась и тактическая составляющая. Так, среди варварских отрядов нередко можно встретить женщин, а формаций стало куда больше. Причем пользоваться ими нужно в обязательном порядке — в противном случае отряды могут стать совершенно неуправляемы. Идея баррикад и кольев получила продолжение, а пользы от них стало гораздо больше. Важную роль в игре выполняет огонь. Огненные стрелы наносят больший урон, но с ними отныне нужно быть предельно осторожным. Случайно находящееся на линии огня дерево может загореться, а с него огонь перекинется на ближайшие постройки, в итоге поджигая добрую половину города. Причем здания, сгоревшие при штурме, затем придется ремонтировать на глобальной карте.

Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными
Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными
Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными
Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными Восточные регионы получились, пожалуй, самыми колоритными

Тактические бои стали гораздо красивее. Добавились многочисленные спецэффекты и яркие фильтры, а текстуры стали четче. Бои в шторм или на закате выглядят просто превосходно. А вот глобальная карта стала слишком контрастной и пестрой, из-за чего уютная и приятная глазу картинка Rome 2 сменилась более невзрачной в Attila. А вот обилие темных цветов и всевозможных пожарищ пошли атмосфере на пользу — погруженная в хаос грабежей и насилия территория и не должна выглядеть ярко и празднично. Вместе с качеством графики выросли и системные требования. На сегодняшний день для комфортной игры на максимальных настройках нужна очень мощная машина. И, конечно, релиз не мог обойтись без традиционных вылетов на рабочий стол — технических проблем на старте ожидаемо хватает.

Подобное будет происходить довольно часто. И радости особой, понятно, это не приносит. Подобное будет происходить довольно часто. И радости особой, понятно, это не приносит.

Помимо кампании доступны и другие привычные для поклонников серии опции. Среди них можно назвать ставшую уже привычной совместную кампанию для двоих, настраиваемые поединки и традиционные PvP-сражения. Не обошлось и без исторических битв. Они порадовали тем, что дают возможность принять участие в не таких замусоленных и известных наизусть битвах, как обычно. Из всех представленных сражений широким массам известны, разве что, Каталуанские поля, когда «последний римлянин» Флавий Аэций одолел превосходящие силы Аттилы и немного продлил жизнь умирающей Западной Римской империи. А вот захватывать один из последних оплотов цивилизованного мира в составе франкской армии и выяснять отношения с гуннами у рубежей Византии нам еще не приходилось.

В остальном же, если вы хорошо знакомы с прошлыми частями серии, то, без сомнения, со временем разберетесь и с «Аттилой». Благо, игра того стоит, а через полгодика так и подавно будет отполирована до нужной кондиции. Всегда в истории серии, по крайней мере, бывало именно так.

Глобальная карта преобразилась не столь кардинально, как тактическая, зато деталей стало на порядок больше. Глобальная карта преобразилась не столь кардинально, как тактическая, зато деталей стало на порядок больше.
Глобальная карта преобразилась не столь кардинально, как тактическая, зато деталей стало на порядок больше. Глобальная карта преобразилась не столь кардинально, как тактическая, зато деталей стало на порядок больше.
У «Аттилы» достаточно проблем, среди которых и традиционно кривая оптимизация, и довольно невзрачные гунны, и занудная политическая система внутри фракции, однако именно в этой игре враждующие стороны стали существенно отличаться друг от друга, игровой процесс посвежел, а атмосфера Великого переселения передана предельно достоверно.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Комментарии
18 февраля 2015 16:06
Олегушка,ты и впрямь будешь утверждать что этa мутотень стоит наших денег?
Или у тебя игорь утонул?
Ответить
18 февраля 2015 16:15
*шутка про драйвера*
Ответить
18 февраля 2015 16:40
Рискну, пожалуй) Утверждать) Для думающего человека игра определенно представляет интерес)
Ответить
18 февраля 2015 16:55
Всем лайков в треде.
Ответить
18 февраля 2015 18:19
ZNGRU, Солидарен. Игра мутотень для очкастых ботаников, им доставляет удовольствие копаться в бесконечном интерфейсе этой тупой игры, видимо, ты такой же четкий пацанчик что и я.
Ответить
19 февраля 2015 12:28
Всем доброго времени суток. Олег спасибо за обзор! Как всегда на высоте, приятно и интересно читать! Более того, всегда в твоих статьях нахожу для себя что то новое и интересное. Рискую вызвать у вас бурю негодования:) но скажу честно и откровенно, НИ ОДНОЙ ИГРЫ СЕРИИ Total War я не пропускал и это не будет исключением. Интересней и увлекательней игры для меня нет!!! В ней я нахожу все то, что мне интересно в компьютерных игр, более того игра позновательна, содержит много интресной исторической информации, да и географию подучить можно:) Я согласен с вами, игра на любителя (как и многие игры) но прошу вас не не нужно сильно критиковать тех, кому она по душе. Надеюсь на скорые дополнения, ну и конечно обзоров на них от Олега.
Ответить
19 февраля 2015 18:22
Rooney, мы с тобой четкие пацаны.
Ответить
20 февраля 2015 01:08
Помнится сколько народу плевалось во время анонса, мол, надо было как дополнение пилить, а не клепать отдельную игру. А тут смотрите-ка, вполне себе оценочка.
Ответить
20 февраля 2015 11:15
Nimizeeda сказал(а)
Всем доброго времени суток. Олег спасибо за обзор! Как всегда на высоте, приятно и интересно читать! Более того, всегда в твоих статьях нахожу для себя что то новое и интересное. Рискую вызвать у вас бурю негодования:) но скажу честно и откровенно, НИ ОДНОЙ ИГРЫ СЕРИИ Total War я не пропускал и это не будет исключением. Интересней и увлекательней игры для меня нет!!! В ней я нахожу все то, что мне интересно в компьютерных игр, более того игра позновательна, содержит много интресной исторической информации, да и географию подучить можно:) Я согласен с вами, игра на любителя (как и многие игры) но прошу вас не не нужно сильно критиковать тех, кому она по душе. Надеюсь на скорые дополнения, ну и конечно обзоров на них от Олега.

Спасибо!)
Ответить
20 февраля 2015 11:17
Sadval сказал(а)
Помнится сколько народу плевалось во время анонса, мол, надо было как дополнение пилить, а не клепать отдельную игру. А тут смотрите-ка, вполне себе оценочка.

Ну так а мы сразу сказали, что игр будет отличаться) Она внешне похожа и многие механизмы использует из прошлой части, но геймплейно отличается очень сильно.
Ответить
12
Написать комментарий