85%
Реклама на GameGuru

Неформат: RetroGuru №3. Шпионка, которая меня любила

Рассказ про The Operative: No One Lives Forever — шикарный боевик, в котором 60-е встретились с видеоиграми.
Поделиться
Отправить
Поделиться
21.03 2013

Сегодня в это сложно поверить, но еще в конце прошлого века компания Monolith Productions находилась в незавидном положении. Авторы таких хитов, как Aliens vs Predator 2, F.E.A.R., Blood и Condemned: Criminal Origins - на закате девяностых Monolith  хвасталась не конкретными наработками, а... движком. LithTech второй версии, если верить словам работников студии, был просто обязан взорвать весь рынок, а что до самой игры, то это какой-то боевик, где какой-то агент борется с комичными злодеями, пришедшими из бондианы 60-х годов. Той, где балом заправлял сам сэр Шон Конери.

Такой коктейль, очевидно, завораживал. Геймер той эпохи, конечно, был привычен ко всему: его солдаты топтали пустынную землю планеты Аракис, его армия уничтожала орков, а комичное альтер эго кадрило девочек и пыталось понять, что же хочет черный экран с подсказкой «ты проснулся рано утром, за окном благодать - пойди на север и найди незнамо что». Короче, появлением еще одного шутера от первого лица человека, повидавшего своими глазами и полураспад, и импов в Doom, не удивить.

С русскими «локализациями» связан один забавный баг. По умолчанию стрельба подвешена на клавишу «F», что не совсем удобно. Да вот только в пиратских версиях зачастую переназначить действия было просто невозможно — такая своего рода проверка на прочность. Дескать, и так стерпишь С русскими «локализациями» связан один забавный баг. По умолчанию стрельба подвешена на клавишу «F», что не совсем удобно. Да вот только в пиратских версиях зачастую переназначить действия было просто невозможно — такая своего рода проверка на прочность. Дескать, и так стерпишь

Другое дело когда авторы в прямом смысле рвут все возможные шаблоны. Комичные злодеи? Так до гротеска. Шпионские гаджеты? Так в форме губной помады. Злобная парочка начальников? Так... хм, думаю, про существование «Горбатой горы» слышали все. No One Lives Forever хороша именно этим сочетанием визуального безумия и отличного игрового процесса. Поэтому и удивительно, что изначально Monolith как бы нехотя рассказывала про свою новую работу. «Ну да, 60-е, но вы на движок-то посмотрите!».

Требовательность

Вторая версия LithTech (на первой построен сиквел Blood - прим. автора) действительно способна поразить. Причем в плохом смысле. Рекламируемый как манна небесная и новый вид «Несквика», мотор No One Lives Forever отличался изрядной неторопливостью. Некоторые актуальные на середину двухтысячного года конфигурации он просто вешал намертво. В местном компьютерном клубе, где толпа подростков собиралась, чтобы сразиться в Counter Strike 1.3 или Half-Life, приключения Кейт Арчер можно было оценить исключительно на машине администратора, за которую, понятно дело, еще нужно умудриться сесть. Вот и приходилось наблюдать из-за плеча, как сутулый парнишка лет 16-и гоняет красотку по виртуальным уровням, пытается найти связного, а потом проникнуть в охраняемый вражескими солдатами бункер.

Одна из сцен первого уровня заканчивается ожидаемо: в комнату вламываются вооруженные бандиты Одна из сцен первого уровня заканчивается ожидаемо: в комнату вламываются вооруженные бандиты

Позже, когда у меня появился свой собственный компьютер, знакомый продавец дисков подогнал на время бокс с игрой. Два CD, пиратский перевод (No One Lives Forever в России никто так официально и не издал), где глупостей и ляпов больше, чем здравого смысла - в общем, обычная такая картина российского игровой действительности начала века. Но даже это не смогло отбить желание узнать, чем же закончилась история, подсмотренная из-за плеча администратора компьютерного клуба. А посмотреть было на что.

Завязка No One Lives Forever проста как две копейки. По всему миру загадочным образом погибают секретные агенты правительственной разведки. Грешат, как водится, на зловещую организацию, скопированную - я не устану это повторять - со «Спектра» Яна Флеминга.

Проснувшись утром под звуки бодрой музыки, бывшая воровка Кейт Арчер отправляется на работу. Опоздав и получив нагоняй от начальства, она узнает о новом задании. Вместе со старым агентом, списанным в штаб, но не желающим протирать штаны на управленской должности, Кейт отправляется защищать одного эксцентричного президента. Начальство Кейт думает, что на него планируется покушение. Прибыв на место, г-жа Арчер узнает, что угроза реальна и за все стоит некий Волков - местный вариант флеминского Блофельда.

А потом они же треплют нервы в местной гостинице А потом они же треплют нервы в местной гостинице

Три в одном

После прохождения небольшого обучающего эпизода становится ясно, что Monolith явно тесно в рамках одного жанра. Классический шутер от первого лица представляет собой набор неких коридоров, по которым ходит определенный набор противников и во множестве разбросаны аптечки, бронежилеты и новые виды оружия. Valve значение этого термина расширила, упростив структуру уровней в сторону линейности и расставив акценты таким образом, что сюжет и сценарий в целом занял главенствующую роль.

Консольное ответвление экшнов - Metal Gear и сотоварищи - во главу угла поставило уже другую особенность: скрытное прохождение. В этих играх уже не требовалось зачищать уровень за уровнем - охрану можно обойти, но если попался, то готовься делать ноги, поскольку здоровье в стелс-экшнах тает быстрее, чем снег за окном в плюс тридцать.

Сегодня насладиться No one lives forever легко. Игра запускается на любой современной операционной системе и идет без заметных багов. Единственное замечание: бегите как от чумы от русских версий. Даже самые лучшие из них не способны и в десятой доле передать весь юмор оригинала. Шутки здесь как никогда важны

В No one lives forever Monolith Productions смешала в равных долях и скрытое прохождение, и ураганную зачистку уровней. Чаще всего в начале каждого эпизода перед г-жой Арчер стоит ряд определенных задач, завершить которые надо, не подняв тревоги. Важно то, что это условие - опциональное. В 90% всех ситуаций решение открыть огонь или проползти мимо лежит на совести самого геймера. И лишь изредка появляется необходимость действовать в соответствии с заданными нормами.

 

Вторая важная особенность - разнообразие игровых ситуации вообще. Вот Кейт снимает снайперов из винтовки с оптическим прицелом, вот обезвреживает бомбы, спасает заложников и стремится нагнать ускользнувшего в последний момент Волкова. И все это - в рамках одного эпизода, небольшой мини-истории. Дальше - больше. Арчер вынуждена искать информаторов, выбивать парашют из рук бандита, командир которого - рыжий Шотландец - явно положил глаз на авантюристку. В общем, разгуляться есть где. «Не бойся, мы дадим тебе такое задание, которое ты точно не завалишь», - зло говорит один из двух начальников Арчер. Не бойся, командир, - она не подведет.  

А  мы по-тихому

Местная стелс-механика состоит из нескольких  важных аспектов. Во-первых, это полное отсутствие тени как фактора скрытности. Для того чтобы отвлечь противника, в арсенале у Кейт есть несколько довольно хитрых приспособлений - тот самый привет к фильмам из 60-х годов.  Например, кинув монетку, шпионка может отправить «бдительных» охранников исследовать дальний угол комнаты, а с помощью еще одного гаджета - проскользнуть незаметно мимо камер слежения, представляющих единственную по-настоящему серьезную угрозу. Ну и, конечно, если дело доходит до прямого столкновения с солдатами противника, то на помощь приходит специальный состав, позволяющий растворять трупы.

Ну, раз работает на Волкова, то значит обязательно шотландец. Monolith даже этот нюанс учла Ну, раз работает на Волкова, то значит обязательно шотландец. Monolith даже этот нюанс учла

Во-вторых, уровень сложности выстроен таким образом, что, зачастую, просто нажимать на гашетку не выгодно. Там, где требуется пробраться незамеченным, проще так и сделать. В противном случае линейка здоровья поредеет настолько быстро, насколько это вообще возможно даже с учетом такого фактора, как наличие бронежилета и легкого уровня сложности. Все это - скелет, на котором держится геймплей No One Lives Forever. На другой стороне медали находится такая, казалось бы, «мелочь» как юмор.

Угорать не запрещается

Критики не зря проводят параллель с фильмами про Остина Пауэрса. Этот комичный персонаж - пародия на (кто бы мог подумать-то, а?!) Джеймса Бонда. Никогда не бреющей подмышки и считающий, что презервативы используют исключительно моряки, этот типаж надолго поселился в мире кинематографа. No One Lives Forever - его менее скабрезный видеоигровой аналог.  

И, да, этот рубака по отношению к Кейт ровно дышать не может в принципе И, да, этот рубака по отношению к Кейт ровно дышать не может в принципе

Здесь есть все: чудаковатые агенты, костерящие, почем свет стоит, человека, придумывающего глупые шпионские отклики, профессор, желающий свалить на запад, шотландец в юбке и с сигарой в зубах. Но главное - прекрасный английский язык и поистине великолепное озвучение. По этим уровням просто интересно бродить, слушать забавные диалоги NPC и размышлять, почему так мало существует пародийных боевиков.

***

Сейчас, как в конце девяностых, Monolith Productions находится в незавидном положении. Прошлая работа студии - Gotham City Impostors - получилась крайне слабой. На следующую (Guardians of Middle-earth) надежды немого. Все это крайне негативно сказывается на образе этаких новаторов, привносящих в жанр FPS что-то свое. После успеха No One Lives Forever последовало продолжение (не менее удачное), а следом за ним - аддон. Вот только на этом приключения авантюристки, шпионки и красавицы Кейт Арчер закончились. А продолжатся ли - неизвестно.

Поделиться
Отправить
Поделиться
Комментарии
21 марта 2013 16:38
Ох помню помню с каким упоением играла в эту игру, спасибо за статью, такие замечательные воспоминания нахлынули :)
Ответить
21 марта 2013 17:19
я не смотрел Горбатую гору, там, что про альпинистов, да?
Ответить
21 марта 2013 17:26
Во вторую только играл. Крутая была.
Ответить
21 марта 2013 17:47
В заключении ...надежды немого... опечатка или так и задумано?
Ответить
21 марта 2013 19:02
Первая <3
Ответить
21 марта 2013 19:36
да игра была хорошей и как времена меняются ,какая сейчас графа ,а какая была тогда и мы тогда орали )))) Спасибо за статейку ,просто ностальгию нагнали
Ответить
21 марта 2013 20:27
Я на третьем скрине так и не понял, чо там Кейт делает)
З.Ы. много неформатов не этой неделе.
Ответить
21 марта 2013 21:43
Хех в статейке не одной ссылки на ''карточку'' с игрой)
Ответить
22 марта 2013 12:51
Kankuro "(tracer)" Metal, ссылка над названием статьи http://gyazo.com/2ec9c2eeed0cf456db908c817e473d45
Ответить
23 марта 2013 16:06
Отличная статья.
Ответить
12
Написать комментарий