Реклама на GameGuru

Overwatch — киберспорт или пустышка?

Размышляем, есть ли будущее у этой игры, как у киберспортивной дисциплины
Поделиться
Отправить
Поделиться
14.08

Blizzard тщательнейшим образом подходит к подготовке своих игр. Их проекты олицетворяют целые направления в индустрии: Diablo породил (и возродил) соответствующий жанр, Starcraft остается одним из столпов RTS, Hearthstone вопреки воплям поклонников MTG выкопал из могилы ККИ.


Но нет предела совершенству. В корпорации Activision-Blizzard последняя отвечает за доминирование на PC рынке, а на этой платформе путь за миллиардами ведет в киберспорт. Тропинка, проложенная Starcraft, начала расширяться. Hearthstone смещает фокус от «посиделок с друзьями в кафе» в сторону высоких достижений. На рынок MOBA пытается ворваться Heroes of the Storm. Пока, правда, ей далековато до «убийцы Dota 2», но работа продолжается.

Следующим пунктом в плане покорения мира стал собственный шутер студии — Overwatch. По совместительству первая новая вселенная от Blizzard с 1998 года. Риски казались огромными: странный мультяшный проект на стыке жанров пытается втиснуться на суровый рынок, да еще и на платной основе. Тем более год выдался урожайным на разнообразные гибридные MOBA. Но огромная маркетинговая кампания, верная аудитория и высокая планка качества сделали свое дело. Overwatch получила признание и неоднократно называлась игрой года.

Но для становления в киберспорте недостаточно просто успеха. Требуется зрелищность и соответствующее сообщество. С первым у Overwatch проблемы нет. Зрителей больше, чем участников: по сравнению с классическими MOBA шутеры гораздо понятнее для стороннего человека, а трехмерное пространство и вид от первого лица эффектнее изометрии. Структура матча в Overwatch требует постоянного движения даже от снайперов, а изобилие контактных персонажей создает пространство для непрерывных адреналиновых замесов. Паузы между столкновениями длятся не больше десяти секунд. Система суперспособностей порождает массу «вау-моментов», которые хочется пересматривать. Разработчики сознательно закладывали потенциал для трансляций, чемпионатов и просто банального хвастовства своими лучшими моментами.

Хорошо ли ты знаешь Overwatch? Пройди тест, чтобы убедиться!

Но где же блистательный успех? В прошлом году на Overwatch World Cup вообще не было призового фонда, в 2017 он составит $360 000. Прогресс налицо, но никакого сравнения с двумя десятками миллионов, поставленных на кон The International 2017.

Все дело в первой половине уравнения — аудитории. Причем не только в зрителях, но и в хороших игроках, за которыми будут следить, которых будут любить. И аудиторию еще предстоит вырастить. Overwatch собрала многих звезд из Team Fortress 2, Quake и других шутеров, но этого мало. Более того, отдельных личностей в принципе недостаточно, нужны команды. Быстро их создать не получится. Но за прошедший год Overwatch стала полноправной дисциплиной: профессиональные коллективы, спонсоры, игроки на зарплате и отдельный раздел на соответствующих сайтах. Heroes of the Storm с форой в 11 месяцев уже отстал, не говоря уж о конкурентах от других студий. Blizzard определенно растет.

Для укрепления и развития аудитории разработчики решили обратиться к классическим схемам. Еще самый первый мировой чемпионат выделился тем, что участниками в нем стали национальные сборные, частично выбранные голосованием зрителей. В 2017 тем же путем сформировали национальные сборные 32 лучших стран. Хитрость подхода в том, что болеть «за своих» гораздо проще и приятнее, особенно для неопытного зрителя или случайного человека. Кто играет? Россия с США! И сразу ясно, что дело важное. Для азиатских стран изменение незначительное: большинство тамошних составов и так национальные. А для Европы смена безликого синего значка Евросоюза на любимые полосы (или кресты) отдельных стран может стать огромным толчком в популяризации киберспорта и Overwatch в частности.

Причем вишенка на торте вовсе не World Cup, а создание Overwatch League — экосистемы для создания профессиональных команд. Отличившимся игрокам по всем регионам было предложено рассказать о себе. Одновременно до 30 октября 2017 года потенциальные спонсоры могут подавать заявки с привязкой к какому-то городу. Если Blizzard считает их достаточно надежными, то формируется очередная национальная сборная, в которую можно выбирать кандидатов из существующих списков. Пока объявлено о девяти таких клубах. Спонсорами выступили уже существующие организации, но «автоматически» никто туда не попадает, всем придется перезаключить контракт через Overwatch League. Правилами оговорены контракты от года, минимальная зарплата в $50 000 в год плюс часть призовых, медицинская страховка и пенсионные накопления. Серьезная защита прав! С другой стороны, контракты наверняка ограничивают взбрыки из серии «я устал, я ухожу к конкурентам накануне соревнований».

Не играешь в Overwatch? Зря — тут мы объясняем почему.

Национальных ограничений нет: любой может выступать за любую страну. Представителем отдельных городов становятся команды, и спонсоры уже сами выбирают, что лучше для их коммерческих целей: собрать десяток урожденных бостонцев или скупать лучших со всего света. А разработчики предоставят ему данные подходящих людей, чтобы не приходилось выискивать самородки на локальных турнирах. Получается, Blizzard упорядочивает юридические отношения между сторонами, создает систему легионеров и разрабатывает принципы национального киберспорта. И рассчитывает на новый подход гораздо больше, чем на классический: в обещанном соревновании для Overwatch League 2017 призовой фонд составит $3,5 миллиона, из которых миллион получат чемпионы.

В активных регионах вроде США, Китая или Южной Кореи закладывается огромный потенциал для развития внутренних соревнований. Обычно чем выше уровень, тем интереснее, но встреча условных «Далассовских киберкотиков» и «Нагибаторов Таллахасси» вызовет всплеск локального интереса. А интерес привлекает спонсоров и рекламодателей, скажем местной сети пиццерий, которой не так важны победы на мировом чемпионате, как регулярные выступления в фирменных футболках. Сейчас ты либо входишь в мировой топ-30, либо сидишь без денег. В Overwatch League возможно появление коллективов среднего уровня и рост числа участников. А чем больше людей на зарплате сутками тренируется, тем выше конкуренция. Как в Южной Корее, где киберспорт популярен наравне с традиционными дисциплинами.

В случае успеха Overwatch League для разработчиков будет разумно отказаться от национальной системы на будущих World Cup. Лучше открыть его для смешанных групп, у которых пока нет спонсора, но есть готовность выступать и показывать класс. Так в Overwatch получится совместить привычный формат онлайн-соревнований и классическую систему лиг.

Для России Overwatch League станет шансом на появление достойных команд. На World Cup 2017 мы не смогли выйти из группового этапа. Сильные российские игроки обычно выступают за смешанные коллективы других стран, активного национального состава сейчас нет. Для выступления на чемпионате мира они объединяются временно, в то время как костяк фаворитов зачастую уже сыгранный изначально. Стоимость создания клуба Overwatch высока по российским меркам, но киберспорт в тренде, и мы рассчитываем на открытие клубов хотя бы в крупных городах. Ждем с нетерпением!

Нам давно было понятно, что однажды Overwatch начнет шагать в киберспорт — у игры большой потенциал. А как вы думаете?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Комментарии
15 августа 2017 11:46
Мне кажется ничего серьезного из Овервоча не выйдет в плане киберспорта.
Ответить
15 августа 2017 12:24
В киберспорт надо бабки вливать, турниры делать по 5-10 млн баксов, игры бесплатно предоставлять, патчи с героями и персонажами делать, чтоб страты придумывать новые.... В общем всячески развивать. А Близы выпустили пяток карт и все последующие нововведения (типа нового скина) выдают как праздник. Например. Сидит пацан 12-летний дома и выбирает игру. Что он выберет? Доту или ЛоЛ за бесплатно или Овервач за 2 тыщи? 2 тыщи у него нет. А вот бесплатно у него есть. Да если у него с головой и реакцией все в порядке, то можно и бабок заработать в бесплатной игре. Вот и получается, что вроде бы киберспорт, как и спорт обычный для масс бесплатен, а Овервоч нет. Нет стимула играть, если призовые 100-200 тыщ на 8 команд.
Ответить
15 августа 2017 15:56
Как и написано в статье, Overwatch League обещают в этом году с призовым фондом в 3,5 млн.
Думаю, люди 12ти лет мало влияют на статистику по киберспорту.
Ответить
16 августа 2017 12:27
У вас сейчас получилось выражение типа "зачатие не является причиной рождения". А вы простите выращиваете клонов киберспортсменов 17-20-летних в подвалах? Как и кто киберспортсменом становится? Я отвечу сам. Ребенок начинает играть в боле менее киберспортивные дисциплины именно в 12-летнем возрасте. К 16 годам становясь либо просто игроком, либо спортсменом. Точно также как и в большом спорте.
Ответить
19 августа 2017 02:59
Во-первых, если бы в Overwatch действительно не было бы детей, нервы многих были целее. Для каких-то стран цена приемлемая, в каких-то странах он бесплатно доступен в компьютерных клубах.
Во-вторых, вдруг выращиваю, у всех свои хобби.
В-третьих, мысль здравая про выращивание кадров, но ей не хватает статистики. В штатах явно акцент на студенческие лиги сделан у многих игр, а это уже не 12 лет. Может, ставка на это.

Тут проблема в том, что во многом мы можем только предполагать, статистика только у разработчиков. И это же касается лучшей частоты для смены меты, ввода новых героев и так далее. А я бы с удовольствием в ней покопалась...
Blizzard строит нечто, аналогов в киберспорте не имеющее, и явно готова вкладывать в Лигу деньги, пусть и с оглядкой. Заранее решать, что они неправы... Посмотрим.
Ответить
15 августа 2017 13:46
Не умеют пока Близы в киберспорт, у них вон HOTS не взлетит никак
Ответить
16 августа 2017 14:46
Игра хороша, но глубины и гибкости игрового процесса ей не хватает, печально это или нет, но это не киберспортивная дисциплина, для нее она слишком проста, а в случае быстрого получения удовольствия и веселья, тут в точку!
Ответить
17 августа 2017 10:29
+1
Ответить
16 августа 2017 17:25
Пустышка, имхо.
Ответить
17 августа 2017 07:10
Киберспортивная составляющая слабее, чем у КС, конечно же, но посмотреть все равно можно
Ответить
Написать комментарий

Горячие обсуждения