Железный четверг: ПиСи Хистори. Часть первая

Были времена, когда компьютер был сугубо рабочим инструментом на крупном предприятии, час машинного времени которого обходился в огромную сумму денег.

В настоящее время практически все люди, которые пользуются персональными компьютерами, обязательно играют на ПК в те или иные игры. Даже на сверхсекретном предприятии с ужесточенной политикой безопасности обязательно найдется этакий бухгалтер, который с упоением раскладывает в обеденное время встроенный в операционную систему пасьянс-косынку. Без компьютерных игр сегодня никуда не деться - только они помогают расслабиться от тяжелого трудового процесса.

А ведь были времена, когда компьютер был сугубо рабочим инструментом на крупном предприятии, час машинного времени которого обходился в огромную сумму денег. Именно машинное время получали сотрудники в свое распоряжение - некоторое время работы на некоторой машине. И за это время  необходимо было выжать из компьютера все необходимое для работы - составить расчет, проанализировать данные и все в том же духе. Ни о каких играх и речи быть не могло, слишком уж велик был риск увольнения за использование компьютера не по назначению. Потом, когда компьютеры стали персональными, "машинное время" забылось, речь шла уже о получении нужного количества компьютеров, а не часов.

Компьютеры прошлого

И вот, наконец, в далеком шестьдесят первом году двадцатого века в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology) на одном из мэйнфреймов (Мейнфре́йм - высокопроизводительный компьютер со значительным объёмом оперативной и внешней памяти), впервые, родилась компьютерная аркадная игра под названием SpaceWar. Это событие осталось практически никому не известным, поскольку компьютеры тех времен, как сказано выше, были дороговаты для того, чтобы на них играть. Но, само собой, это ничуть не мешало программистам, работавшим на них, делать для себя игры и играть в них. Правда, имелся значительный риск получить за это выговор от вышестоящего начальства.

Вот как выглядела эта примечательная игра SpaceWar:

 

Из всего этого следует, что  в основном компьютерные игры писались в достаточном количестве для удовлетворения собственных нужд программистов, но на носителях они не распространялись. Их уделом было существование на одном-единственном университетском суперкомпьютере или перенос на игровые автоматы.

Благодаря стараниям производителей компьютерной техники, разработки компьютерных игр давали свои результаты, и в 1971 году Нолан Башнелл создал и начал продавать первую коммерческую аркадную игру: Computer Space. В основе - все та же Space War, с той же векторной графикой и тем же сюжетом, только вместо суперкомпьютера - вполне разумный по размерам и почти доступный по цене железный ящик, своего рода первый игровой компьютер.

А пятого июля 1977 года выходит в свет Apple II, и  появляются первые графические игры для домашних компьютеров. Однако, лишь в 1981 году произошло не слишком заметное поначалу, зато впоследствии полностью перевернувшее мир, событие - IBM впервые представила публике IBM PC с их невысокой ценой и открытой платформой, что способствовало продвижению персональных компьютеров в массы. В 1984 году Apple, впервые представила народу Macintosh, и за первые шесть месяцев продала сто тысяч штук. Были и другие персональные компьютеры, такие как Amiga, выпущенная фирмой Commodore, но, к сожалении, они не осилили дорогу в широкие массы.

Практически сразу после этакого компьютерного бума стали образовываться фирмы, ориентированные на производство компьютерных программ и игр для домашних компьютеров: Sierra On-Line, Broderbund, BudgeCo, Electronic Arts.

Время шло, и компьютеры потихоньку становились все мощнее, игры все красивее и лучше. Примерно с 1987 на IBM PC стали появляться игры, чем-то похожие на сегодняшние. Это связано с тем, что как раз тогда начали широко использоваться видеоадаптеры VGA, а потом и SVGA, которые сильно изменили качество графики в лучшую сторону.

В связи с этим требования пользователя к компьютерным играм начали возрастать, и вместо интересности игр стала востребована зрелищность. Так, например, Тетрис (придуманный в 1988 году) стал уступать первые позиции таким играм как Will Wright's SimCity, MechWarrior и Warlords, выпущенные уже в 1989 году, которые практически сразу обрели популярность.

Носители информации

Естественно, что для распространения компьютерных игр нужен был носитель информации, более дешевый и удобный чем жесткий диск. Да и жесткий диск не часто устанавливали в компьютеры того времени из-за его дороговизны, поэтому многие компьютеры были вообще бездисковые - операционная система грузилась с 8-ми дюймовой дискеты или магнитной ленты.

Вот что представляла собой восьмидюймовая дискета:

Над созданием удобного и дешевого носителя информации трудились уже давно, однако лишь в 1976 году появился первый носитель, неплохо использовавшийся для распространения игр - mini-floppy или, более привычное его название - 5,25-дюймовая дискета. Новый формат практически сразу же вытеснил с лидирующих позиций 8-дюймовые диски и упростил перенос данных с одного компьютера на другой в силу своей большей мобильности, нежели огромные 8-дюймовые дискеты. Производители компьютерных игр не заставили долго ждать, и 1 января 1982 года вышла игра Wizard and the Princess, первый компьютерный проект, поступивший в продажу на дискетах формата 5,25".

Следующий шаг по минимизации носителей информации был сделан в 1981 году - корпорация Sony представляет на рынке дискету диаметром 3,5 дюйма (90 мм).

В первой версии этого формата (DD) объём дискеты составляет 720 килобайт. А более поздняя версия (HD) имеет объём 1440 килобайт или 1,40 мегабайт, что вполне подходит для ежедневного использования при переносе информации. В 1987 HD накопитель появился в компьютерных системах PS/2 фирмы IBM и становится стандартом для массовых ПК. И, наконец, замечательным июньским днем 1987 года, на свет появилась первая игра на дискете 3,5" HD под названием Leisure Suit Larry in the Land of the Lounge Lizards.

Конечно же, применять дискеты для хранения и переноса информации было очень неудобно. В первую очередь из-за того, что рабочий материал дискеты, гибкий диск, покрытый ферромагнитным слоем, имел слишком малую надежность хранения информации. Дискеты приходилось хранить так, чтобы не размагнитить их и не повредить магнитную поверхность. Да и со временем, объема дискет стало не хватать. Так, например, дистрибутив Windows 3.1 занимал шесть дискет, а Windows NT 3.1 - двадцать две.

Поэтому, уже в 1979 году корпорации Philips и Sony выпустили самое популярное и самое дешёвое средство для распространения программного обеспечения, компьютерных игр, мультимедиа и прочих данных - компакт диск (CD-ROM). CD-ROM - доработанная версия CD-DA (диска для хранения аудиозаписей), позволяющая хранить на нём прочие цифровые данные (физически от первого ничем не отличается, изменён только формат записываемых данных). В 1982 году началось массовое производство компакт-дисков, на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером, в Германии.

Позже были разработаны версии с возможностью как однократной записи (CD-R), так и многократной перезаписи (CD-RW) информации на диск. Дальнейшим развитием CD-ROM-дисков стали, как вы знаете, диски DVD-ROM.

Благодаря CD и DVD дискам появилась возможность переносить огромное количество информации, а стоимость этих носителей постепенно снизилась до вполне приемлемого уровня. Наверно немногие помнят, как у добрых пиратов на радиорынке можно было купить сборник из более 500 игр под MS-DOS на одном компакте за не очень большие деньги.

Все эти технологические прорывы и новаторские решения позволили игровой индустрии шагнуть далеко вперед, и сделать компьютерные игры легкодоступными, красивыми и интересными. В следующей части статьи мы рассмотрим исторические моменты нашего десятилетия, увидим, с какими проблемами пришлось столкнуться производителям компьютерных игр, и немного заглянем в будущее.

Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
16 0
6446 просмотров всего
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
12345
:maIn: добавил комментарий | 10 февраля 2011 17:54
SpaceWar - крутая игра ХХ века
Ответить Цитата
0
Мазафакер добавил комментарий | 10 февраля 2011 18:28
"=] MaIDeN [=": согласен) Leisure Suit Larry in the Land of the Lounge Lizards ещё круче =)
Ответить Цитата
0
Сергей Чебуратор добавил комментарий | 10 февраля 2011 18:55
Очень классная статья.Жду продолжения.
Ответить Цитата
0
Булат Яббаров добавил комментарий | 10 февраля 2011 18:59
"=] MaIDeN [=", Kankuro "(tracer)" Metal: Не перевелись еще на ГГ тру олд-скул геймеры.:]
Ответить Цитата
0
DirectXGamer добавил комментарий | 10 февраля 2011 19:04
Хочу комп как на первом скрине)), там не плохой экшен запущен)))
Ответить Цитата
0
Magnus добавил комментарий | 10 февраля 2011 19:15
"Ps3_[Pc]_Gamer": посети музей или антиквариат)
Ответить Цитата
0
Ghost 2012 добавил комментарий | 10 февраля 2011 21:00
Как быстро время идёт, всего несколько лет назад, всё это было "некачественным продуктом",а сейчас офигеть как наворочено стало!
Ответить Цитата
0
JuliaZabava добавил комментарий | 10 февраля 2011 21:06
Хорошая статья)узнала много нового)
Ответить Цитата
0
ГРАФОНОРОЖДЁННЫ  Й добавил комментарий | 10 февраля 2011 22:38
>Вот что представляла собой восьмидюймовая дискета:
Holy SHI~!11...

Статья доставила. Ждем продолжения!
Ответить Цитата
0
Ubivece добавил комментарий | 10 февраля 2011 22:58
"В 1982 году началось массовое производство компакт-дисков, на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером, в Германии."

А мы на Floppy сидели вплоть до 1995-ого ... Win 95 шла на 20 дискетках (по частям) . А теперь ворчим , если приходится игрушку с 2-ух CD устанавливать ...
Ответить Цитата
0
12345 Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения