Super Mario. История жизни самого знаменитого сантехника в мире.

4 августа 2010
Марио знают все. Мир делится на две неравные части: на тех, кто итальянца обожает и на тех, кто терпеть его не может. Первых - в сотни, тысячи раз больше. Именно им посвящён наш сегодняшний спецматериал - история всех игровых серий с именем Марио на обложке.

 

 

В меру упитанный, невысокого роста, в вечном красно-синем комбинезоне на лямках и кепке с большой буквой «М», усатый весельчак-водопроводчик Марио - счастливый талисман компании Nintendo и самый популярный персонаж видеоигр всех времён. Марио знают все. Мир делится на две неравные части: на тех, кто итальянца обожает и на тех, кто терпеть его не может. Первых - в сотни, тысячи раз больше. Именно им посвящён наш сегодняшний спецматериал - история всех игровых серий с именем Марио на обложке.

Герой-водопроводчик, чьё имя сегодня звучит почти синонимично слову «видеоигры», скоро справляет юбилей - в следующем году исполняется тридцать лет, как он вызволил из злодейского плена свою первую леди. За минувшие десятилетия приключений с его участием вышло великое множество - десятки, если не сотни игр всевозможных серий и жанров. Это и шутливые подобия футбола, баскетбола, тенниса, гольфа и других спортивных состязаний; это и сумасбродные гонки на картах, и озорные драки всех против всех без правил; это сборники мини-игр для весёлых шумных посиделок, игры танцевальные, ролевые и прочие - все вместе проданные по миру тиражом более 225 млн. копий - результат беспрецедентный. Но всё же исконной стезёй итальянского сантехника, специалиста по ремонту водопровода и канализаций, по совместительству - спасителя принцесс и грозы их черепахообразных похитителей, - всегда были и остаются путешествия по неведомым мирам, поиск золотых монеток и прыг-скок по головам врагов, то есть - платформеры. С них и начнём рассказ.

История жизни Марио тесно переплетается с историей Данки Конга - другого известного Nintendo-персонажа, рассказ о котором в ближайшее время вы сможете прочесть на GameGuru. Наши постоянные читатели уже знают, что дебютной игрой - и для озорной обезьяны, и для бравого водопроводчика - стала Donkey Kong, родоначальница прыгательно-собирательного жанра, платформеров. В первой части этой игры Марио досталась роль героя, спасающего свою возлюбленную из лап хулиганствующей обезьяны Конга, а в продолжении противники поменялись местами: Марио сделался злодеем-похитителем, а Данки - пленником, которого спасал его племянник Конг-Младший. Обе игры обрели необыкновенную популярность и стали отправной точкой для двух игровых серий - Donkey Kong и Super Mario Bros. И если первая постепенно сошла на нет (хотя сейчас как будто начинается её возрождение), то вторая и сегодня продолжает бить все рекорды популярности.

Когда начинающий разработчик игр, восходящая звезда геймдева Сигеру Миямото придумывал Марио, он руководствовался следующими соображениями: во-первых,  его персонаж должен был стать легкоузнаваемым, во-вторых - универсальным, то есть таким, чтобы он мог «гулять» из проекта в проект, с лёгкостью вписываясь в игры разных жанров. Исходя из этих принципов, он и сделал своего героя таким, каким мы знаем его сейчас. Рабочая спецовка - это чтобы руки были заметнее, яркие цвета в которые она раскрашена - чтобы выделить персонажа на фоне других, широко раскрытые глаза, нос картошкой, усы - чтобы игровой народ в лицо узнавал. Со знаменитой красной кепкой ещё проще - её Миямото одел на голову плотнику для того, чтобы не утруждать себя выдумыванием причёски и сэкономить силы своих программистов на анимации волос героя во время прыжков. Таким образом, технические ограничения слабосильных игровых платформ того времени были изящно обойдены, а яркий, обаятельный, запоминающийся персонаж, которому предстояли великие свершения - сотворён.

Кто-то из коллег сказал Миямото, что его герой похож скорее на водопроводчика, чем на плотника. Миямото согласился и потому в своём третьем по счёту приключении (и первом - в рамках собственной, именной серии) Марио был отправлен в кишащую крабами и черепахами канализацию Нью-Йорка - вычищать от животных засорившиеся коммуникации города. Mario Bros. очень напоминала Donkey Kong: действие также происходило на одном экране, снова надо было карабкаться по платформам и перепрыгивать через врагов. Главное отличие - играть теперь стало можно вдвоём: в помощь Марио дали пиксель-в-пиксель похожего на него братца Луиджи (только цвет одежды у него был другим - зелёным).

Следующее приключение супербратьев Марио состоялось на домашней игровой системе Nintendo Entertainment System - NES (в России известной как «Денди»). Это была «та самая», известная сегодня всем и каждому, легендарная игра Super Mario Bros. Она задала принципы построения игр жанра платформер, сформировала их канонический облик: продвижение по уровню слева направо, собирание монеток (или других ценных предметов), определённое количество которых даёт жизнь, расплющивание врагов прыжком им на головы, секретные места и тайные проходы, и прыжки, прыжки, прыжки... Миямото хотел, чтобы впечатления от игры постоянно менялись, чтобы интерес к ней у игрока не ослабевал со временем. Вот почему он с таким тщанием подошёл к созданию мира Грибного королевства. Миямото смастерил яркие, разнообразные, полные интересностей уровни, каждый сантиметр которых был осенён его набирающим силу талантом, которому ещё только предстояло раскрыться во всю ширь в грядущие годы. Игра продавалась в комплекте с приставкой, и во многом благодаря этому NES удалось завоевать огромную популярность, вытеснив с рынка почти всех конкурентов.

В течение следующих пяти лет свет увидели три новые платформенные игры про Марио - три для NES и одна для GameBoy. Прямое продолжение первой части, Super Mario Bros. 2, вышло только в Японии - игра мало чем отличалась от предшественницы (та же игровая механика, та же графика - только уровни другие), к тому же была слишком сложной, поэтому Nintendo решила не выпускать её на Западе. Вместо этого под названием Super Mario Bros. 2 она издала в США и Европе совсем другую игру - платформер Doki Doki Panic от студии Fuji, изменив в ней сюжет, подлатав графику и заменив четырёх главных героев на Марио, Луиджи, принцессу Пич и человечка-грибка Тода. Хотя игру делал не Миямото, создавалась она явно под впечатлением от его шедевра, и получилась весьма неплохой. А Super Mario Bros. 3 удалась ещё лучше - ведь занимался ей уже сам «отец» Марио. Игра ввела в серию множество новых возможностей: одеваясь в различные костюмы Марио мог летать, плавать, превращаться в статую и метать молоты. На высоте был дизайн уровней и саундтрек - и это не говоря уже про графику, которая, по мнению многих, является лучшей на NES.

Для портативной консоли GameBoy Nintendo выпустила две игры из подсерии Super Mario Land - миниатюрные шедевры в монохроме (то есть чёрно-белые). Их изготовлением занимался инженер Гунпей Йокой, разработчик GameBoy и создатель серии Metroid. С возложенным на него заданием он справился на отлично. Но, конечно, следующее «большое» продолжение марио-цикла Миямото ему доверить не мог - слишком уж велика была ответственность. Поэтому работу над для консоли Super Mario WorldSuper Nintendo Entertainment System (SNES) он взял под собственный неусыпный контроль. Цена ошибки увеличивалась ещё и оттого, что в начале девяностых у Nintendo появился новый и притом очень агрессивный конкурент - компания SEGA, выпустившая в продажу приставку Genesis. У SEGA был собственный «счастливый талисман» - стильный, быстрый как молния ёжик Соник, от игр с участием которого захватывало дух - такие там были скорости. На его фоне простачок Марио выглядел немного старомодным, недостаточно «крутым». Совет директоров Nintendo не на шутку встревожился: вдруг новому персонажу удастся отвоевать у них долю рынка? Миямото дали строгий наказ форсировать разработку Super Mario World - мэтр был этим очень недоволен, считал, что это плохо отразиться на качестве игры, но ничего поделать не мог - работу пришлось ускорить.

Super Mario World вышла в 1991 году одновременно  с Super Nintendo Entertainment System и продалась тиражом вдвое большим, чем первые две игры о приключениях ежа Соника вместе взятые. «Неудавшийся», как считал Миямото, шестнадцатибитный Марио выглядел, звучал и игрался лучше, чем все марио-игры до него, а по продажам уступил одной только оригинальной Super Mario Bros. (да и то потому что она продавалась в комплекте с NES). Марио научился новой атаке - кружился и стрелял во все стороны файерболлами, как заправский герой какого-нибудь боевика, а его новые враги - такие, например, как гигантские чёрные пули, делали его путешествие к волшебной Звёздной тропе незабываемым и не похожим на все прошлые. В этой игре итальянский водопроводчик обрёл ещё одного верного друга и соратника - зелёного динозаврика Йоши, умеющего захватывать неприятелей языком, а после выплёвывать на потеху публике. Игроманам настолько полюбился новый персонаж, что Nintendo решила сделать его главным героем следующей игры сериала. В Super Mario World 2: Yoshi's Island Марио ещё совсем кроха, младенец - и Йоши несёт его на своём боку, защищая от врагов и неприятностей. Динозаврик умел не только проглатывать неприятелей, но и плеваться семенами, превращаться в вертолёт и подводную лодку, откладывать яйца, на несколько секунд зависать в воздухе... Замечательная игра - но, к сожалению, многими оставленная без внимания: она вышла в 1995 году, к концу жизни SNES, когда в продаже уже появилась первая PlayStation, сосредоточившая на себе всеобщее внимание.

Игровая система Nintendo 64 увидела свет в 1996 году - спустя полтора года после выхода PlayStation. Во многом эта фора по времени (а также то, что PS работала на cd-дисках, а N64 - на картриджах, как встарь) и сыграла решающую роль в победе Sony над Nintendo в войне консолей (это было пятнадцать лет назад - а сегодня Nintendo сравняла счёт). Не помогла даже Super Mario 64 - монументальная, эпохальная игра, навсегда обеспечившая себе почётное место в летописях видеоигровой истории. Она была первым по-настоящему трёхмерным платформером - и в ней Миямото наглядно продемонстрировал, какими должны быть камера, управление и геймплей в трёхмерных играх. Марио научился новым приёмам: тройным прыжкам, прыжкам от стен и кувырку назад. Более того, усач наконец освоил непростую технику перемещения по уровню шагом, что позволяло ему тихо прокрадываться мимо некоторых врагов. Хотя все дороги рано или поздно приводили к схваткам с боссами, игра имела открытую, свободную структуру: игрок сам был волен решать куда идти и в какой последовательности проходить этапы. Уровни изобиловали хитрыми головоломками и загадками, решению которых Марио приходилось уделять немало времени - и тем интереснее было его путешествие.

Продолжение, Super Mario Sunshine, появилось уже на GameCube - следующей игровой системе Nintendo. Игра развивала идеи Super Mario 64 на новом графическом уровне, которого позволяли достигнуть мощности GameCube. В распоряжении Марио оказался чудо-ранец с водяным насосом - это замечательный устройство могло похвастать богатым функционалом: позволяло водопроводчику очищать загрязнённые пространства, высоко прыгать и планировать в воздухе. От многих традиционных для марио-игр элементов (грибочки, хищные цветочки) Миямото решил отказаться, что вызвало разочарование давних поклонников серии. Впрочем, дизайн уровней и качество игры в целом были на прежнем высоком уровне - и игра добилась немалого успеха, распродавшись тиражом более чем в пять миллионов экземпляров.

На свою последнюю консоль, Wii, Nintendo возлагала большие надежды - она должна была победить в тяжёлой конкурентной борьбе технологических тяжеловесов Xbox 360 и PlayStation 3, которым серьёзно уступало в производительности. Одним из главных козырей в арсенале японской компании в борьбе за симпатии играющей общественности суждено было стать Super Mario Galaxy, следующему большому приключению итальянского сантехника. Старая пластинка закрутилась по-новому: злодей Боузер вновь похищает принцессу (на сей раз вместе со всем её дворцом) и прячет где-то далеко в глубинах вселенной, Марио устремляется ей на выручку - в космос, где начинается одно из самых захватывающих его приключений. Вопреки ожиданиям тех любителей игр, что надеялись на новую революцию в жанре, Super Mario Galaxy скорее вернулась к истокам серии. Во всём ощущалось сильное влияние Mario 64: вернулись волшебные грибы и огненные растения, коробочки с сюрпризом, марио-пушки, воздушные корабли и гумбы. Новые бонусы, такие как костюмы пчёлки и привидения, стали ключами к прохождению отдельных галактик (которых в игре насчитывалось более сорока, по несколько уровней в каждой).

Своей главной задачей Миямото видел создание игры, способной понравиться как многочисленной «казуальной» аудитории консоли, так и давним поклонникам серии. Как результат, у него получилась игра, о которой можно рассказать теми же словами, что и об оригинальной Super Mario Bros. 85-ого года: красивая, насыщенная действием, невероятно интересная от начала до конца. Что касается инновационного управления Wii, то оно оказалось очень к месту. Виимоут использовался для собирания звёздных осколков и выстрелов по врагам, а лёгкий взмах чудо-пультом раскидывал противников по сторонам. Super Mario Galaxy смело экспериментировала в области левелдизайна, заигрывала с гравитацией и физикой и дарила игроманам целый букет ярких и незабываемых впечатлений. По мнению многих (и автор статьи это мнение всецело разделяет) игра стала лучшим трёхмерным платформером за всю историю жанра.

На Wii случился настоящий праздник платформенных марио-игр. Nintendo одной Super Mario Galaxy показалось мало и спустя несколько лет после её релиза она выпустила New Super Mario Bros. - ремейк одноимённой игры для DS 2005-ого года. Симпатичная 2D-графика, увлекательный геймплей в духе старых восьмибитных игр, навевающая ностальгию музыка, мультиплеер на четверых - игра стала замечательным подарком ретроманам. И не только им: мировые продажи New Super Mario Bros. превысили 10 млн. экземпляров, а это значит, что игра пришлась по вкусу и новичкам. На этом праздник не закончился: недавно Nintendo издала Super Mario Galaxy 2, обзор которой вы сможете прочитать на GameGuru в самое ближайшее время.

Марио в играх других жанров

Уже к середине девяностых имя Марио ассоциировалось у любителей видеоигр не столько со звёздным сериалом платформеров (родного для водопроводчика жанра), сколько со всей индустрией видеоигр в целом. К тому времени итальянец успел попробовать свои силы в теннисе, пинболе, хоккее, боксе (как судья, а не боец), облачившись в докторский халат,  прописывал логические задачки в серии тетрисоподобных игр Dr. Mario, появлялся в играх Picross (ещё одна серия логических игр) и учил малышей цифрам, буквам, чтению, письму и вязанию (sic!) в развивающих играх под маркой Carmen Sandiego. А некоторые жанры, например картинг, Марио так и вовсе изобрёл самостоятельно. Вышедшая в 1992 году на SNES Mario Kart могла похвастать весёлым геймплеем вида «гоняй, собирай бонусы, стреляй», невероятно увлекающим своей непредсказуемостью (никогда нельзя было предугадать, у кого какой бонус окажется в следующую секунду) и льющейся через край безбашенной весёлостью. В роли гонщиков в игре выступали Марио, Луиджи, Боузер, Данки Конг и другие знаменитые персонажи Nintendo, оружием служили черепашьи панцири (некоторые - с функцией самонаведения), а такие полезные бонусы, как удар молнии, уменьшающий размер соперников до комичности маленького, превращали гонку в по-понастоящему забавное времяпровождение. Гоночные состязания в компании любимых героев полюбились игроманам, и с тех пор новая игра из серии Mario Kart стала обязательным гостем на каждой из последующих приставок Nintendo. Совершенствовалась графика, расширялся список гонщиков, трассы становились всё изощрённее, в версиях игры для DS и Wii появился сетевой мультиплеер. Mario Kart породила множество подражателей, ни один из которых не смог сравниться с игрой в популярности. Самым успешным из них стала ModNation Racers, обаятельный PS3-эксклюзив с элементами конструктора, кое в чём даже превзошедший эталонный картинг Mario Kart.

В 1996-ом на всё той же Super Nintendo, Марио с успехом освоил новый для себя жанр - RPG. Игра Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars создавалась совместными усилиями Nintendo и Square Enix, одной из главных в мире компаний по производству ролевых игр (и тогда, и сейчас). Получилось приключение в лучших традициях жанра: с обязательным спасением принцессы (куда же без этого), пошаговыми боями и волшебными предметами из мира Грибного королевства. Прямого продолжения у этой игры не было, но вскоре появились целых две серии, которые можно назвать её наследницами: Paper Mario и Mario & Luigi.

Серия Paper Mario насчитывает три части: по одной для Nintendo 64, GameCube и Wii. Это игра на стыке двух жанров - RPG и платформера. Её особенность в том, что всё в ней - и Марио, и его враги, и сам мир - бумажное. Эта особенность диктует и способы прохождения уровней: водопроводчик умел складываться в самолётик и преодолевать сложные места, умел и просачиваться сквозь узкие щели. В версии игры для Wii пошаговые бои ушли в прошлое, уступив место новому приёму - переключению игровой камеры из 2D в 3D, на чём стали основываться многие головоломки: то, чего нельзя было разглядеть в двумерном мире, с лёгкостью находилось в трёхмерном, и наоборот.

Mario & Luigi - серия эксцентричных, полных самоиронии и шуток марио-игр для карманных консолей Nintendo. Первая из них, Mario & Luigi: Superstar Saga, рассказывала историю путешествия Марио и Луиджи в королевство Бинбин, где они, разумеется, занимались спасением принцессы Пич. Во второй, Partners in Time, те же герои в компании своих двойников-младенцев (малыша Марио и малыша Луиджи) странствовали во времени в попытках разрешить уморительные временные парадоксы и, разумеется, спасти принцессу. Наконец, в третьей, последней на сегодняшний день главе цикла, Bowser's Inside Story, братьев-водопроводчиков угораздило попасть внутрь тела Боузера, откуда они и пытаются выбраться, попутно (ну разумеется!) спасая принцессу. Совершенно необыкновенная серия игр, рекомендованная к ознакомлению всем владельцам двухэкранной консоли Nintendo.

Помимо прочего, Марио - выдающийся спортсмен и известный массовик-затейник. В теннис, например, он играет с 1995 года - тогда на портативной консоли Nintendo Virtual Boy появился трёхмерная и двухцветная (чёрный и красный - убойное сочетание) игра Mario's Tennis. Она была совсем неплоха, но в продажах провалилась - в силу специфики приставки, на которой вышла (Virtual Boy - самый большой в истории Nintendo провал: всего два цвета на всё про всё и 3D-графика, от которой рябило в глазах и болела голова). Более успешные продолжения выходили на GameBoy Advance, GameCube и Wii.

Другой пример спортивной марио-игры - серия Mario's Golf. Она, как и Mario's Tennis, не серьёзный симулятор, а очень даже весёлая аркада. Прекрасная графика, отличная физика, поля для гольфа в привычном Грибном королевстве - серия стала отличным подарком Nintendo своим поклонникам (и совсем не обязательно, чтобы те любили гольф).

Если бы Марио был только теннисистом и гольфистом, это было бы как-то слишком уж скромно с его стороны. Поэтому он обзавёлся собственной футбольной серией Super Mario Strikers (в Европе известной под названием Mario Smash Football) - безумное действие, супербонусы, ежесекундно меняющийся расклад сил на футбольном поле, сумбур и абсолютная непредсказуемость победы. Есть у водопроводчика и собственная баскетбольная игра Mario Slam Basketball для DS (отличная!), и собственный бейсбол - Mario Superstar Baseball для GameCube и Mario Super Sluggers для Wii (на любителя). Кроме того, совместными усилиями с Соником, своим старым соперником, с которым они в последнее время стали не разлей вода, Марио провёл настоящую олимпиаду - летнюю (Mario & Sonic at the Olympic Games) и зимнюю (Mario & Sonic at the Olympic Winter Games) - сборники мини-игр не самого высокого уровня, но коммерчески очень успешные. Скоро (в следующем году) в продажу поступит Mario Sports Mix для Wii - ещё один сборник мини-игр, в котором будут волейбол, хоккей, баскетбол и другие дисциплины - на этот раз с поддержкой Wii Motion Plus.

Спортивные марио-игры - прекрасное развлечение, но есть одна марио-серия, с лёгкостью затмевающая их все вместе взятые. Речь о Super Smash Bros., культовом файтинге, сталкивающем в драке самых знаменитых героев Nintendo всех времён - Марио и его друзей, Данки Конга, покемонов, Линка и принцессу Зельду из The Legend of Zelda, Капитана Фэлко из футуристической гонки F-Zero и Самус из серии Metroid и многих, многих других (в версии игры для Wii список бойцов пополнился двумя персонажами не из Nintendo-вселенной: Солидом Снейком из Metal Gear Solid и сеговским Соником). Простая, но не наскучивающая боевая система, уникальные способности у каждого из персонажей, многоуровневые интерактивные арены, на которых постоянно что-то происходит, фантастические бонусы - зажигательная смесь, устоять перед которой решительно невозможно.

Последняя серия марио-игр, на которую стоит обратить внимание (наш материал не претендует на всеобъемлющую полноту, ведь общее число игр с участием Марио не поддаётся счёту - обо всём не рассказать) это Mario Party. Она была придумана специально для весёлых шумных вечеринок - сборник незатейливых, но увлекательных мини-игр для таких мероприятий подходит как нельзя лучше. Серия, подкупавшая игроманов своей простой и участием любимых персонажей, со временем становилась всё скучнее - на сегодняшний день сериал насчитывает десять частей, и это явный перебор. Nintendo почувствовала, что пора остановиться: продолжение не анонсировано и не похоже, что это произойдёт в ближайшее время.

И последнее: обязательно посмотрите подборку марио-картинок в нашей галерее. Неофициальный арт, самодельные игрушки и торты, татуировки и многое другое - все эти проявления фанатской любви к водопроводчику представляют его с нового, подчас весьма неожиданного, ракурса.

Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
20 0
26144 просмотра всего
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
1234
Pink pantera добавил комментарий | 4 августа 2010 14:32
Последняя картинка супер :D
Ответить Цитата
0
[S]m1le :D добавил комментарий | 4 августа 2010 14:36
Has "SlopNop" TTT: да!)
Ответить Цитата
0
Дмитрий Сироватко GURU добавил комментарий | 4 августа 2010 14:39
Не упомянули разве что обучающие игрушки с Марио, да и про игры с второстепенными персонажами, будь то Пичи и Луиджи, можно было бы хоть мельком рассказать. И, кстати, уж чем-чем, но с камерой в Super Mario 64 дела обстояли далеко не идеально, так что вряд ли ее можно считать примером для подражания.
Ответить Цитата
0
Xavie GURU добавил комментарий | 4 августа 2010 14:46
Дмитрий Сироватко: Критикан...
Ответить Цитата
0
Дмитрий Сироватко GURU добавил комментарий | 4 августа 2010 14:49
Максим "Xavie" Фомичев: Ну раз я давно статей не писал - так хоть коллег потроллю )))
Ответить Цитата
0
Рутра Заморосский GURU добавил комментарий | 4 августа 2010 14:52
Дмитрий Сироватко: Про обучающие упомянул - смотри внимательнее. Персональные игры других персонажей (а они есть у Варио, принцессы Пич, Луиджи) - тема для отдельного обстоятельного разговора. Даст партия такое задание - и по ним подготовим материал:)

По поводу Super Mario 64 - я не говорил, что камера там идеальна. Но Миямото именно что "наглядно продемонстрировал, какими должны быть камера в трёхмерных играх" - до него такого просто никто не делал.
Ответить Цитата
0
Дмитрий Сироватко GURU добавил комментарий | 4 августа 2010 14:57
Да, насчет обучалок пардон - просто там знакомые названия не все проскочили, вот и не заметил :)
Ответить Цитата
0
Фыва Йцукен добавил комментарий | 4 августа 2010 15:07
super mario bros. досих пор играю игра супер
Ответить Цитата
0
Mrgoose добавил комментарий | 4 августа 2010 16:20
супер статья!!!Респект ГГ!!!
Ответить Цитата
0
BIOSHOCK 714 добавил комментарий | 4 августа 2010 16:42
Has "SlopNop" TTT: А ежели детки как мну посмотрят случиться это: 0__0
Ответить Цитата
0
1234 Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения