Спецматериал. Маленькие и гордые: почему японские игры не покидают родину

Мы их любим — они нас игнорируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва разобраться в японском менталитете.

Если Африка — колыбель человечества, то Япония — ясли видеоигр. Те, кто рос в 90-е, усиленно ощутили на себе влияние Сигеру Миямото и его коллег. Тогда каждая вторая игра прибывала из страны самураев. Но были проекты, которые не стремились за океан. Лёд двинулся в новом тысячелетии: дорогостоящие разработки давно обзавелись западной пропиской.

Тем не менее, у каждого геймера-японофила найдутся объекты воздыхания, которые никогда легально к нему не попадут.

Мы японцы, вы нам не нужны!

Будь вы трижды образованным и добропорядочным гайдзином, о гражданстве царства аниме можете не мечтать.

Студии знают, что популярно на родине и что точно порадует соотечественников. Пока покупают здесь, зачем грезить иностранными кошельками? Стоит ли говорить, что такой подход создаёт пропасть между рынками? Более того: чем дольше самураи мыслят такими категориями, тем больше становится обрыв, а точка невозврата — ближе.

Хорошо, когда есть здоровый местный рынок. А вдруг его начнёт лихорадить?

Джобс всех убил

Рынок традиционных игр в Японии практически мёртв. Произошло это не в одночасье: всё, чем мы занимаемся сегодня на айфонах, японцы делали на примитивных телефонах. Почта, форумы, игры на Java — всё это вошло в обиход японской молодёжи задолго до прорыва Джобса. Поэтому многие азиаты не сразу перешли на устройство Apple.

Мобильные платформы популярны в Японии благодаря двум вещам: железным дорогам и автобусам. Японцы проводят в пути приличное количество времени, пока добираются до работы. Более того, только в общественном транспорте азиаты могут отдохнуть. Приходят на работу рано, возвращаются домой поздно.

Производство игр для приставок, любимых западными геймерами, уменьшается. А мобильные приложения, коих в Японии в изобилии, не интересны заокеанской аудитории. Слишком отличается идеология монетизации: японцы тратят значительно больше денег на внутриигровые предметы, чем американцы.

Моя твоя не понимать

Отбросим в сторону создателей мобильных игр и подумаем: какие варианты с упадком приставок есть у консольных разработчиков? Держать курс на запад?

Есть два пути. Первый — делать игры как умеешь, используя сеттинг родной страны. Так можно стричь деньги с иностранцев-японофилов, не меняя принципы разработки. Это ленивый подход, но он работает: аниме — наравне с комиксами — влиятельная поп-культура. Соответственно, игры в этой стилистике будут покупать гайдзины-отаку. Их, безусловно, много, но недостаточно, чтобы окупить производство ААА-проекта.

Как тогда ориентироваться на иноземцев в создании приложения? Чтобы вы понимали, насколько японские геймеры отличаются от нас: Skyrim у них не пользовалась популярностью до тех пор, пока Bethesda не улучшила бои от третьего лица!

Хотя не только японцы имеют проблемы с восприятием рынка игр. Последний настолько нестабилен, что и русские, и немцы, и американцы не знают, что будет популярно через 2-3 года.

Не забывайте, что современное приложение должно хорошо продаваться во всех странах, где популярны видеоигры. Но как этого добиться, когда американец любит одно, немец — другое, а русский — третье?

Географическая и культурная изолированность вместе с национальной гордостью мешают чётко определить численность таких людей и подстраиваться под их вкусы. Из-за этого многим японским разработчикам тяжело ориентироваться вне домашнего рынка.

Прорыв на западном фронте

Если предыдущие препятствия с горем пополам японцы могут преодолеть, то высокую конкуренцию победить они не смогут. За успех в современной игровой индустрии нужно жестоко бороться.

Японские консольные разработчики не могут потягаться с канадскими, европейскими и североамериканскими коллегами ни качеством, ни частотой релизов. Поэтому японцы с опаской выходят зарубеж. Их там могут просто задавить более успешные, лучше понимающие аудиторию товарищи.

Проблема не только в упущениях азиатов, но и в стремительном росте американо-канадских игроделов. Последние стали лидерами индустрии, потому что привлекали экспертов из отраслей с более длительной историей. Те же американцы переманили профессионалов из Голливуда и Кремниевой долины. У Японии нет настолько высококачественного и крупного людского резерва в схожих областях. Да и «самураям» сложнее привлекать самородков со всего мира: тем придётся проходить сложную культурную акклиматизацию.

Что в это время делали японцы? Правильно: убивали один значительный сериал за другим. Castlevania, Contra, Sonic — лишь малая часть списка загубленной азиатами интеллектуальной собственности. А новые франшизы они рожали не с такой прытью и качеством, как заморские коллеги. А без крупных тайтлов на западе выходить практически нет смысла — за исключением редких случаев.

Как пишет упомянутый Райан Винтерхалтер, о локализации для других стран японцы думают в последнюю очередь. Отсюда возникают разные проблемы: переведённый текст или никнейм игрока не влезают в нужное окно.

Локализация и тяготы маркетинга

Чтобы успешно реализовать продукт требуется грамотный маркетинг. Здесь приходит на помощь либо западное подразделение азиатской компании, либо полноценное издательство. Их услуги влетят в копеечку: нужно понять аудиторию проекта и как на неё выйти. Реклама у блоггеров или в журналах? Потребуются ли промо-мероприятия в магазинах?

Всё это стоит дорого и требует времени. А как мы выяснили, с вопросом западного релиза японцы не спешат. К тому же за маркетингом надо следить: заграничные партнёры должны правильно понять идею игры, не исказить её в рекламе.

Когда лихорадит отечественный рынок приставок, Konami, Square Enix или Sega не становится легче. Им приходится сокращать внутренние студии разработки или переделывать их в создателей «мобилок» и игральных автоматов. Вместе с этим сокращается число игроделов, которые могут побороться за американский рынок.

Всё идёт к тому, что иногда игры менее выгодно выпускать за границей через традиционные каналы. В отдельных случаях это не имеет смысла: слишком нишевые проекты. Но этот минус постепенно отпадает с развитием цифровых поставщиков. Деньги, что раньше отдавали на производство тиража, теперь можно вложить в дополнительное промо.

Хотя нельзя сказать, что японские игры никому не нужны на западе. У многих проектов могут быть сплочённые сообщества поклонников. Винить стоит замкнутость жителей островной страны. Они могут даже не подозревать, что в далёкой России их кто-то любит или даже боготворит.

Бывает обратное: заокеанским сообществам кажется, что их легион. На деле выпускать игру приходится от силы для роты поклонников. Есть ли в этом смысл? С популярностью цифровых платформ даже нишевый проект может окупить локализацию. Дело за «малым»: выгодно договориться с платформодержателем, площадкой и локализаторами.

Здесь японцам вновь услужила их самобытность: многие шутки, бытовые предметы, праздники и прочее требуют смысловой переработки. Иначе аудитория игры может неправильно (даже превратно) понять образы или символы программы. В итоге получается комплексная адаптация — с экспертами-лингвистами и фокус-группами.

Мы поняли, что есть много причин того, почему японские игры не выходят не западе. Но современный консольный проект не может себе позволить не выйти за океаном: отечественный рынок приставок в упадке — нужно добирать прибыль за счёт гайдзинов.

P.S.
Хотя этот кризис даже выгоден японофилам: больше разработчиков захотят продать нам свою игру. Другое дело, как бы вся Япония не перешла на создание «мобилок» и фритуплея.
Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
8 1
2259 просмотров
Скопировать Готово
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
12
Xurlli добавил комментарий | 28 декабря 2016 15:21
Японии и так "упорства" хватает, зачем там еще и игры :)
Ответить Цитата
-2
ZNGRU добавил комментарий | 28 декабря 2016 17:38
Насчет невыхода Dead Оr Аlive Хtreme 3 из-за феминисток

У японцев пока с адекватностью по теме отношений полов пока как раз все в порядке.
Это на западе творятся Странности, когда уже даже в играх ЛГБТ пропаганда (кто играл в Tom Clanсy Division поймет, о чем я) и коллективный разум "сильных и независимых женщин запада" уже творит черти-что с любимыми героинями комиксов и игр, одевая их в штаны и комбинезоны заместо юбок, а также изменяя характеры персонажей по каким-то непонятным векторам.
Вспомните Dragon Age Inquisition - там женские персонажи были настолько стремные, что их даже в команду не хотелось брать. Рианна Пратчет из Лары Крофт вообще сделала какое-то плаксивое чучело...
При том, что в Японии тоже есть меньшинства (Даже родное слово есть для них - Окама), но с транспарантами они по улицам так не бегают, да и всяких Солидов Снейков с Monkey D Luffy не трогают.
Поэтому, лучше японские извращенцы, чем такой вот ЛГБТ кошмар европы и США.
Ответить Цитата
1
hohloman7 добавил комментарий | 28 декабря 2016 17:54
ZNGRU, согласен, японцы лучше обращаются с персонажами нетранидционной сексуальной ориентации. Они показывают геев непринуждённо, без либерального пафоса. Даже стёбно: вспомните историю с Клаудом и Джакузи в FF7. А чего стоит мистификация с Лео в Takken6: долгое время не было ясно - перед нами женоподобный парень или пацанка.
Жалко, что не выпустили DoA Xtreme 3 на Западе. Возможно дело не только в феминистках, а в отношении европейцев к эроге. Мы не готовы платить 60 евро за коробочную версию игру про сиськи - на последние можно позырить в Интернете, бесплатно. Мне кажется, на Xtreme, как полноценную игру у нас не было бы спроса
Ответить Цитата
1
ZNGRU добавил комментарий | 28 декабря 2016 18:27
hohloman7 сказал(а)
Жалко, что не выпустили DoA Xtreme 3 на Западе. Возможно дело не только в феминистках, а в отношении европейцев к эроге. Мы не готовы платить 60 евро за коробочную версию игру про сиськи - на последние можно позырить в Интернете, бесплатно. Мне кажется, на Xtreme, как полноценную игру у нас не было бы спроса

На примере DOA Paradise рассмотрим проблему - ценник был несколько неадекватен контенту игры: нам непривычно тупо фапать на героинь на пляже а из элементов традиционных игр там остались только покер и волейбол.
Судя по всему на Западе игра жестко провалилась - даже я не стану брать настолько странную игру про сбор купальников
А в DOA X3 они даже не вернули водные гонки из 2 части,оставив каркас игры на уровне DOAP прикрутив попотолкание и тягу каната,ну и графон даже на Виту относительно неплох.
Судя по всему TECMO KOEI попросту поленились/пожадничали лицензировать игру на возрастные рейтинги для релиза в западных PSN но в обход этого прикрутили English в Гонконгскую версию - типа,кому надо тот купит коробочку с игрой в инет-магазинах.
Ответить Цитата
1
deadmister добавил комментарий | 28 декабря 2016 18:42
Почему автор решил что Япония это закрытая страна??? Почему в статье упоминается только Запад??? Европы , что нету, нету разработчиков???
Ответить Цитата
0
Mu4a4oZ добавил комментарий | 28 декабря 2016 18:47
а какой интригующей была превьюха. думал хоть одну сиську увижу %(
Ответить Цитата
1
ZNGRU добавил комментарий | 28 декабря 2016 18:56
Mu4a4oZ, погугли "Dead Оr Аlive Хtreme 3 Honoka" и смотри на здоровье.
Ответить Цитата
1
Wetgoose ON GURU добавил комментарий | 28 декабря 2016 19:00
deadmister сказал(а)
Почему автор решил что Япония это закрытая страна??? Почему в статье упоминается только Запад??? Европы , что нету, нету разработчиков???


Западный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Западный_мир

Выздоравливай. :)
Ответить Цитата
0
Drulik_a добавил комментарий | 28 декабря 2016 19:04
Неплохой материал, но картинки расстроили, такое ощущение что материалы для сайта готовят 5 разных человек без вкуса и фотошопа.
Нет единого стиля подачи иллюстраций, разные размеры картинок, разные футажи, разная концепция. Почему нормальное большое издание не может себе позволить иллюстратора который все бы сделал в едином стиле и тогда это бы выглядело профессиональным материалом? Ответ на это писать не нужно, просто примите к сведению, я лишь желаю развития ресурса!
Ответить Цитата
0
hohloman7 добавил комментарий | 28 декабря 2016 19:05
deadmister, Почему закрытая страна: во-первых, так сложилось исторически, а, во-вторых, получить там гражданство иностранцу - практически невыполнимая миссия.

По поводу "Запада": под ним я подразумевал всю западную культуру, т.е. противоположную азиатской. Не ищите дискриминации там, где её нет=))
Ответить Цитата
0
12 Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения