RetroGuru №2: Наемники с большой дороги

Рассказ про Soldier of Fortune — один из самых безумных шутеров поколения.

На самом деле, нетрудно представить, почему именно Soldier of Fortune, а не еще один скучный симулятор спецназа, в начале двухтысячных годов захватила жесткие диски массового пользователя. Там, где конкуренты предлагали просидеть полчаса над тактической картой, играя в этакие «солдатики VS Алькаида», авторы Soldier of Fortune заявляли прямо: «Хэй, чувак, бери пушку побольше и мочи их. Мочи. Пока с матерью Кузьмы не познакомятся». В Soldier of Fortune идеально было все: прекрасная по меркам начала века графика, ураганный игровой процесс, бредовый, но от того не менее очаровательный сюжет. Но главное, за что, наверное, геймеры и полюбили эту игру - абсолютную не политкорректность вперемешку с неприкрытой жестокостью. А вы думали, что здесь розовые пони скачут по радуге? Нет, здесь шотган вспарывает животы, а противники умирают, медленно истекая собственной кровью. Именно таким был Soldier of Fortune.

Впервые с этой игрой я познакомился в салоне, где за умеренную плату можно было поиграть в тогда еще новенький по меркам России начала двухтысячных Dreamcast. Среди сонма дисков с такими хитами, как Sonic Adventure и Soulcalibur, нашелся один такой, что выпадал из разномастного ряда «Гонок-файтингов-портов с аркадных автоматов». Назывался он, как вы уже, должно быть, догадались, Soldier of Fortune. Сам игровой процесс шокировал. Думаю, многие, включая меня, до сей поры настолько жестокие сцены видели нечасто. Безусловно, в Duke Nukem 3D главный герой отпускал сальные шуточки и засовывал в лифчики стриптизершам деньги, однако выглядело все это настолько гротескно, насколько вообще возможно. Полигональные уродцы, вроде обитателей мира Quake, удивляли технологией, но вызвать отвращение или восхищение от вида крови не могли. Soldier of Fortune же работал иначе. Raven Software не старалась сделать что-то инновационное, но буквально каждый элемент работал на общую концепцию. Отличная графика? Да, пожалуйста. Но только не демонстрация движка, как у Epic с ее Unreal. Запоминающиеся уровни? Сколько угодно: от американской подземки до абсолютно «джеймсбондовских» этапов в Сибири.

О сюжете в двух словах: злые террористы похищают у русских (сюрприз!!!) партию ядерных боеголовок. Расследование и устранение инцидента поручено наемникам неправительственной организации под названием «Магазин». Успешно выполнив часть возложенной на них миссии, Джон Маллинс (главный герой) и Аарон Парсон (его напарник) узнают, что за всеми неприятностями стоит некий Сергей Деккер и его банда «Порядок».

Не сказать, что такая история нова, ведь все предельно банально. «Порядок» - очевидная аллюзия на «Спектр» Яна Флеминга, наемники на первых ролях - к кинематографу 80-х («Отряд Дельта» и иже с ними), фигура главного героя - к десяткам, а то и сотням схожих типажей. Однако местный сценарий отлично играл роль сюжетной рамки, объясняющей, отчего и почему мы находимся здесь и пачками убиваем террористов - короче, абсолютно не мешал и не вносил излишнюю сумятицу, которой грешат почти все техно-триллеры поздних 90-х.

Soldier of Fortune просто наполнен отсылками к реалиям американской жизни и культуры. Так, место, где расположена база «Магазина» представляет собой... лавку по продаже книг и журналов. Зайдя после задания в эту лавку, Джон начинает диалог с продавцом следующей репликой: «Sorry sir can you give me issue a Soldier of Fortune magazine». В такие моменты любой подчиненный дядюшки Сэма должен изойти слезами умиления, ведь Soldier of Fortune magazine - известное милитаристское издание, занимающиеся пропагандой военных операций США

Перед началом каждой миссии необходимо выбрать комплект вооружения и прослушать краткий брифинг, рассказывающий Джону детали предстоящего задания. Обычно ключевых задач две: расстрелять все, что шевелится, и спасти всех, кого можно спасти. Причем зачастую эти две задачи переплетаются в одно целое. Уже в первой миссии, действие которой разворачивается в абстрактном метро (Underground), игроку необходимо освободить нескольких пленных и попытаться взять живым главаря местного преступного сообщества. За несколько часов до начала операции это же пытались проделать официальные силы правопорядка, но результат оказался более чем плачевен, о чем Джон узнает, едва переступив порог уровня. Кругом кишмя кишит упоенными ненавистью недругами, углы подземки мило декорированы телами мертвых полицейских, а сами заложники - те немногие еще живые люди, не пытающиеся пристрелить главного героя. Разумеется, в итоге предводитель отморозков по кличке Сабля из этакой малины смывается, а герои, не солоно хлебавши, отправляются штурмовать поезд с ядерными боеголовками - конечно же, от первого до последнего вагона напичканный неприятелем.

Безусловно, прочитав такое описание, только у самого ленивого читателя не возникнет вопроса: «А в чем же, собственно фишка? Чем этот боевик отличается от десятка других?». Все просто, как дважды два: Soldier of Fortune, функционируя по тем лекалам, что и большинство экшнов своего поколения, не заставлял игрока плутать по десяткам однотипных коридоров. Каждый уровень здесь - отрезок с кристально ясными целями. Зачисти помещение, активируй кодовый замок. Только там, где в других боевиках требовалось десять раз заблудится, прежде чем выполнить задание, в Soldier of Fortune на выполнение схожей задачи уходило от 10 до 15 минут. И все это - в рамках бешеного по своему ритму игрового процесса. Интересное предложение, не правда ли?

Небольшое предупреждение любителям ретро: код игры крайне недружелюбно относится к современным операционным системам. Да, клацнув по файлу SOF.exe, в игру вы попадете, однако как она будет работать на конкретной системе, не ответит даже сам Бил Гейтс. Куда проще познакомиться с Soldier of Fortune в одной из консольных версий

Только не надо думать, что Soldier of Fortune примитивен. В нем проще левел-дизайн, однако, общая концепция игры не выбивается из ряда одноклассников по жанру. Это такой же боевик от первого лица, как и остальные, просто на менее заезженную (на тот момент - прим.) тему и с лошадиной дозой жестокости. Мы уже отмечали, что другие шутеры про спецназ, вроде Rainbow Six или Spec-Ops, заставляли геймера заниматься больше планированием операции, нежели, собственно, ее исполнением. Raven Software тренд не продолжила, вместо этого выпустив нечто иное, более традиционное, однако менее консервативное, нежели Delta Force от NovaLogic. В Soldier of Fortune творилось безумие: кровь лилась литрами, враги натужно кряхтели в предсмертных муках, а главный герой - выполнял еще одно задание. Из этого и сложилась магия оригинального SoF.

К сожалению, в дальнейшем серия пошла под откос. Вышедший спустя два года Soldier of Fortune II: Double Helix большой любви фанатов и журналистов не снискал, а в России у него и вовсе была подмочена репутация еще задолго до выхода. Спасибо пиратам, распространявшим бета-версию на своих грошовых болванках. Как бы то ни было, третья часть игры все-таки вышла, правда, положение уже спасти не смогла. Малоопытная команда - Cauldron HQ - выбросила на рынок шутер второго эшелона, достойный поделок их восточно-европейских и российских коллег.

***

Несколько месяцев назад я нашел в стопке старых CD-дисков Gold-версию оригинального Soldier of Fortune. Тогда-то и появилась идея написать этот текст. Удивительно, но за прошедшее время работа Raven Software ничуть не поблекла. В нее все так же, как и много лет назад, приятно играть, но главное - так сейчас не делают. Это как привет из прошлого, когда в FPS еще были аптечки и бронежилеты,  а на их прохождение требовалось куда больше семи часов. Этим и ценен сейчас Soldier of Fortune - не слишком устаревший, чтобы рассматривать его с точки зрения одной лишь истории, но безумно увлекательный, чтобы пройти его от начала и до самого конца.

Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
11 0
3677 просмотров всего
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
12
Хозяин добавил комментарий | 19 февраля 2013 16:57
интересный выпуск
Ответить Цитата
0
Vinokarik добавил комментарий | 19 февраля 2013 17:25
Обожал 2 часть в детстве - на 2 раза прошел
Ответить Цитата
0
Shooltz добавил комментарий | 19 февраля 2013 18:11
да ,действительно был мировой хит!!!!
Ответить Цитата
0
Олег PASTUH89 добавил комментарий | 19 февраля 2013 18:26
В первый не играл:) Игра требовала код активации,которого у меня не было:)
Во второй можно было поиграть для разнообразия...
А в третьем не плохие карты в мультиплеере и поиграть можно и сейчас:)
Ответить Цитата
0
Кирилл Кличко добавил комментарий | 19 февраля 2013 20:44
Отличная игра.Оставила много приятных воспоминаний.
Ответить Цитата
0
TrueTon добавил комментарий | 20 февраля 2013 05:02
Под таким заголовком ожидал увидеть что-то про Jagged Alliance (вот где тема наемничества раскрыта на 100%), а оказалось, что тут про шутерок, единственной отличительной чертой которого было взаимодействие с противником (за что и была любима, впрочем).

>>Безусловно, прочитав такое описание, только у самого ленивого читателя не возникнет вопроса: «А в чем же, собственно фишка? Чем этот боевик отличается от десятка других?». Все просто, как дважды два: Soldier of Fortune, функционируя по тем лекалам, что и большинство экшнов своего поколения, не заставлял игрока плутать по десяткам однотипных коридоров. Каждый уровень здесь - отрезок с кристально ясными целями.

Справедливости ради, на тот момент (2000 год), уже давно существовал Half-Life, на прямолинейные коридорчики. Всякие Медальки за отвагу и Сифон Фильтры тоже не заставляли блуждать по запутанным уровням-лабиринтам в поисках очередного синего ключа, так что ничего инновационного тут нет.

С другой стороны какая еще игра может похвастаться тем, что в ней можно уничтожить танк ножом, на котором после первого же удара по машине останется кровь? :)
Ответить Цитата
0
Saruman добавил комментарий | 20 февраля 2013 05:29
Ё ма ё, во вспомнили, молодцы! А я уж забыл, что она была!))))
Ответить Цитата
0
DarkVampire добавил комментарий | 20 февраля 2013 07:55
"TrueTon", из всего, что вы здесь перечислили, на PC присутствовал исключительно Half-Life. Консольные игры я брать не стал, поскольку они — отдельная тема для разговора.
Ответить Цитата
0
TrueTon добавил комментарий | 20 февраля 2013 08:49
Сергей "DarkVampire" Жигальцев Ну можно консольные игры заменить на какой-нибудь sin.
Попытка выставить одноклеточные уровни в качестве отличительной фичи от этого не перестают выглядеть, кхм, странно. ;)

А вообще забавно. Открыл сейчас список фпс игр в вики, чтобы найти что-нибудь примитивненькое а-ля SoF, а там в промеждутке 98-00 полно всяких навороченных игр: Deus Ex, Thief, NOLF, System Shock... Зато сейчас игр формата "коридор-скриптовая сценка-коридор" хоть отбавляй.
Ответить Цитата
0
DarkVampire добавил комментарий | 20 февраля 2013 09:51
"TrueTon", а тут не только в одноклеточных уровнях дело. Игр про спецназ (для PC), где не нужно было думать головой и плутать по здоровой карте, не так много. Отчасти это было реализовано в Delta Force, но тот же Police Quest Swat или Spec-Opc (и радуга, конечно) — песня из совсем другой оперы. Собственно, этот же пассаж есть в тексте.
Ответить Цитата
0
12 Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения