Орел или решка? Сложный выбор в играх.

28 августа 2014
Вспоминаем игры, которые давили на мораль и нравственность, а также заставляли принимать непростые решения и брать на себя изрядную долю ответственности

Говорят, что истинный фокус в подбрасывании монетки для принятия решения — определить в момент ее полета, на какую сторону внутренне надеешься. И тогда, не глядя на результат, нужно и делать выбор. Сложные моральные дилеммы стали в играх явлением популярным. Многие проекты предлагают нам определиться хоть с каким-то, даже не особо важным действием. Порой создается иллюзия выбора, как в проектах Telltale Games (см. The Walking Dead и The Wolf Among Us), но она настолько умело замаскирована, что не обращаешь внимания. А порой игра — дорога с множеством развилок и перекрестков, где только от вас зависит, куда выведет кривая.

В этом материале мы вспоминаем игры, которые заставляли думать над последствиями выбора и подбрасывать спасительную монетку.

Чаще всего дилемма встречается в приключенческих и ролевых играх — там, где важна история, атмосфера и живые персонажи. Влияние на сюжет обычно ощутимо. Например, в The Witcher 2: Assassins of Kings от нашего выбора в конце первой главы и вовсе зависел приличный кусок истории: разработчики создали совершенно разные локации со своими персонажами и квестами. Какое решение примем, в ту область и отправимся. Хранящий нейтралитет Геральт вновь должен занять сторону: либо присоединиться к эльфу Йорвету, либо к отряду Роше. CD Project RED проделала огромную работу по созданию вторых глав. Есть весомая причина пройти игру дважды, чтобы увидеть все приключения ведьмака. The Witcher 3: Wild Hunt обещает еще более сложные развилки, а последствия выбора скажутся на судьбах персонажей и событиях в мире игры. По крайней мере, так говорят разработчики, но поляки еще не давали повода усомниться в них, так что безоговорочно верим.

В серии Fable нас преследует выбор на протяжении всей игры с момента начала. Быть добрым героем или отъявленным отморозком, при виде которого даже матерые бандиты съеживаются? Третья часть уже в начале ставит нас перед тяжелейшей дилеммой. Король, старший брат Героя, собирается казнить протестующих горожан. Подруга детства и потенциальная невеста Элиза, проявив на ее взгляд великодушие, заступается за митингующих. Недолго думая, король предлагает нам сделать выбор: спасти или мятежников, или любимую. И ведь даже в случае спасения Элизы девушка обидится (!) и не захочет иметь с Героем ничего общего. Хотя ближе к середине игры шестеренки в ее голове, наконец, щелкнут, и персонаж согласится принять нашу руку. Если к тому моменты вы еще не передумаете.

Супергеройский экшн inFamous тоже позволяет стать или бравым защитником горожан, или мерзавцем. Тема выбора и поступков проходит сквозь все игры серии, на что даже намекает название. Причем в первой части inFamous один эпизод почти такой же, как и в Fable 3: между любимым человеком и шестью врачами.

Желание сценаристов давить на эмоции понятно, но часто это превращается в штампы и банальный выбор. То ли дело в прошедшей незаметно Spec Ops: The Line. Шутер появился летом 2012 года и, к сожалению, о нем быстро забыли. А ведь это один из самых оригинальных TPS последних лет: с незатасканным сеттингом, интересной историей, по-настоящему сложным выбором и съехавшим от происходящего безумия героем. Вымышленная война заносит спасательный отряд в Дубай, наша цель — отыскать пропавшую группу военных, которая полгода назад не смогла эвакуироваться и осталась в пустыне. То, что случится дальше и чем закончатся поиски лучше просто увидеть. В игре четыре концовки, но ни одну из них счастливой назвать нельзя. Spec Ops: The Line умеет зацепить, это не очередная пострелушка, типа Call of Duty.

Игры Quantic Dream вызывают смешанные чувства. По сути, удачным без всяких «но» можно назвать только Omikron: The Nomad Soul и Fahrenheit, потому как следующие проекты Дэвида Кейджа воспринимаются по-разному. Heavy Rain еще более-менее, а набор эпизодов Beyond: Two Souls, расставленных в случайном порядке, вызывает разве что блеклые ассоциации с «Воспламеняющая взглядом» Кинга, и не более того. История из Heavy Rain более структурированная и целостная, есть реальный выбор, который приведет к неожиданным последствиям. Сидящий на наркотиках агент ФБР Норман Джейден с помощниками вламывается в дом к религиозному фанатику, который ведет себя очень подозрительно. Завязывается перепалка, атмосфера накаляется, наш герой направляет пистолет на подозреваемого. Тот что-то кричит и резко запускает руку в куртку, в этот момент у нас не остается времени на раздумья: либо стрелять в, возможно, безоружного, либо подвергнуть себя и подкрепление опасности. От вашего решения зависит жизнь чудака.

Второй сильнейший момент Heavy Rain — последнее испытание для Итана Марса, которое устраивает похититель его сына. Ни отрубание пальца, ни необходимость гнать на машине по встречной автострады не идет в сравнение с выбором между своей жизнью и жизнью сына. Всю игру испытывавший героя маньяк решает проверить, готов ли отец пожертвовать собой, чтобы найти ребенка. Опрокинете пузырек с ядом, чтобы преступник назвал место, где прячет ребенка? А если он ничего не скажет? Может, в колбе и не яд вовсе, а маньяк просто играет с вами? Но ведь иначе не найти сына. Подумать есть над чем.

В играх BioWare часто нам предстоит делать выбор: и в Dragon Age, и в Mass Effect. Как полагается ролевым играм, у нас есть неплохая свобода, хотя часто на происходящее это не то чтобы сильно влияет. Зато в финальной части трилогии, Mass Effect 3, нам позволено распоряжаться судьбами целых рас. Вот уж где самое время припомнить старые обиды и отношение к герою той или иной расы в прошлых играх серии. Быть может, Тали была бы сговорчивее и благосклоннее к ухаживаниям Шепарда, если бы знала, что в будущем он сможет одним махом прекратить жизнь всего вида кварианцев.

P.S.
Мода на выбор не проходит, нам нужно не только отстраненно наблюдать за происходящим, но и принимать решения, определяющие судьбу героев и, нередко, мира. Уход от линейности пусть лучше будет таким, чем всякие песочницы, где нечем заняться.
Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
18 1
9997 просмотров всего
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
12
Dmitriy.nemtsu добавил комментарий | 28 августа 2014 20:53
Отличная статья!
Ответить Цитата
0
КАЧЕВНИК добавил комментарий | 28 августа 2014 21:11
Как помню в Spec Ops онлайн до сих пор помню чистая линейность и играешь за психа который перебил мирных жителей, а в конце эт так даже в принципе и не выбор
Ответить Цитата
0
КАЧЕВНИК добавил комментарий | 28 августа 2014 21:12
сюда можно было и отнести и fable и MGS и.т.д.
Ответить Цитата
0
Епископ Мортан добавил комментарий | 29 августа 2014 01:12
Да, я тоже не понимаю, за что эту игру так нахваливают. Обычный линейный шутер с тупыми врагами, которые, как обычно в трешевых шутерах, компенсируют свою тупость читерской меткостью и необычной живучестью. Сюжет меня тоже не впечатлил, ГГ - какой-то придурок, который вместо того, чтобы выполнять порученное ему задание, зачем-то начинает войну со всем городом, тупо стреляя во всех подряд. Даже не пытаясь связаться со штабом, доложить обстановку, получить какие-то новые инструкции - раз уж не получается действовать по первоначальному плану. Да и пресловутые четыре концовки никак не зависят от того, как именно проходишь игру, кого оставляешь в живых, открываешь ли огонь по мирным жителям, спасаешь ли агента ЦРУ и т.п. Все решения, влияющие на выбор концовки, принимаются исключительно в последней сцене игры, во время разговора с полковником и, затем, со спасательной командой. (И становится очевидно, что спасательная команда с транспортом для эвакуации могла прибыть в город в любое время, стоило лишь подать сигнал в штаб - так что можно было легко спасти и мирных жителей и остатки 33-го батальона, а не тупо устраивать массовую резню).
Ответить Цитата
0
Станислав Иванейко добавил комментарий | 29 августа 2014 11:36
Обычный линейный шутер с тупыми врагами

Так можно заявить о любой игре.
Да и пресловутые четыре концовки никак не зависят от того, как именно проходишь игру, кого оставляешь в живых, открываешь ли огонь по мирным жителям, спасаешь ли агента ЦРУ и т.п.

Это был минус, конечно. Но Spec Ops все же не ролевая игра.
По сравнению с другими бдыщ-бдыщ-шутерами Spec Ops выделялась необычным сеттингом и довольно серьезным взглядом на войну.
Ответить Цитата
0
Targaddon добавил комментарий | 29 августа 2014 14:45
И это все? Масса великолепных РПГ где выбор выбор выбор. Балдурс гейтс, айсвиндэйл, плейнскейп тормент, фоллаут, серия тэс, готика, дивайн дивинити, баннер сага тд и тп. Без них обзор не полный. Или это обзор игр с мыльцом где дают хоть какой то выбор?
Ответить Цитата
0
Станислав Иванейко добавил комментарий | 29 августа 2014 15:30
Алексей "Targaddon" сказал(а)
Масса великолепных РПГ где выбор выбор выбор. Балдурс гейтс, айсвиндэйл, плейнскейп тормент, фоллаут, серия тэс, готика, дивайн дивинити, баннер сага тд и тп.

ВСЕ игры перечислить невозможно. Брались относительно свежие и актуальные.

игр с мыльцом

Я прошел почти все упоминаемые в материале игры, и ни в одной мыльца не увидел. Блюр теперь редко применяется.
Ответить Цитата
0
Targaddon добавил комментарий | 29 августа 2014 15:40
Станислав Иванейко сказал(а)
Брались относительно свежие и актуальные.

А в начале статьи написано "Вспоминаем", а значит можно и не свежее и актуальное. Более того в статье вспоминаются некоторые из игр, которые в ряду с мной упомянутыми по наличию "выбора" и по всем другим параметрам кроме графона даже рядом не лежали.
Блюр теперь редко применяется.

Это у вас железо неплохое, а вы на середнячковом поиграйте, там от блюра деваться просто некуда по причине "не тянет"
Ответить Цитата
0
Анечка Длинноножка добавил комментарий | 31 августа 2014 00:30
Очень понравилась статья, спасибо автору!
Ответить Цитата
0
Станислав Иванейко добавил комментарий | 31 августа 2014 01:12
Анечка Длинноножка сказал(а)
Очень понравилась статья, спасибо автору!

Дмитрий "Dmitriy.nemtsu  " Немцу сказал(а)
Отличная статья!


Спасибо, стараемся :)
Ответить Цитата
0
12 Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения