Нелегкая судьба стратегий

Почему некогда столь популярный и разнообразный жанр стратегий постепенно выродился до горстки сиквелов и продолжений? Попробуем разобраться

Летняя распродажа в Steam обычно совершенно не трогает вашего покорного слугу по одной простой причине: интересующие игры я покупаю сразу после релиза. Так, в общем-то, было и в этот раз. До тех пор, пока случайно на глаза мне не попалась Total War: Shogun 2 со скидкой в 75%. После ее выхода на мне, кажется, висело сразу несколько других проектов, затем времени тоже не было. В результате, про игру я попросту забыл. И вот сейчас, летом, когда с новинками дела обстоят довольно печально, «Сёгун 2» стала той самой находкой, которая помогает коротать дождливые июльские (а вот такой у нас в этом году июль) вечера. Несмотря на специфическую восточную тематику, игра получилась все тем же Total War, в котором можно часами продумывать всего пару ходов, героически одолевать превосходящие силы противника с помощью кучки ветеранов и с интересом лезть в «Википедию», чтобы почитать про тот или иной исторический период.

Одним словом, играть в хорошую стратегию оказалось все так же интересно, как и десять назад. В таком случае становится совершенно непонятно, почему в прошлом стратегий на рынке было превеликое множество, и играли в них практически все, а сейчас в этом жанре, грубо говоря, осталось всего несколько серий, большинство из которых зародилось в те самые далекие времена? И почему в персональном топе среднестатистического игрока стратегий, скорее всего, не будет вовсе?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала посмотрим, какие игры этого жанра есть у нас сейчас. Во-первых, это, разумеется, сама Total War, которая всегда была и остается символом качественной исторической игры с максимальной степенью контроля над всеми областями жизни государства.  Во-вторых, Civilization и Sim City, которые, по сути, остаются единственными представителями собственных маленьких поджанров. В-третьих, StarCraft, которая выезжает, главным образом, на тщательно привитой обществу ностальгии и превосходной киберспортивной составляющей. На этих столпах, по сути, сейчас и держится жанр. Есть и еще неплохие игры, такие как совсем свежая Company of Heroes 2 или XCOM: Enemy Unknown. Всяческие поделки вроде Omerta в расчет я не беру, потому что их влияние на популярность стратегий минимально. Однако все это - капля в море по сравнению с тем, какое количество шутеров, казуалок, RPG и MMORPG появляется каждый год.

Но вернемся к перечисленным играм: большинство из них - всевозможные продолжения, дополнения и ремейки, в которые игроку проще вернуться не только потому, что он уже знает, о чем именно пойдет речь, но и в которые играть ему, вероятнее всего, тоже будет легче, ведь он примерно представляет себе механику и особенности их геймплея. Итак, стратегий стало меньше, а те, что есть, рассчитаны в основном на фанатов, да и от них требуют куда меньше усилий на освоение. И все-таки: почему? Причин, как водится, несколько.

  • Человек - по природе своей существо довольно ленивое. И необходимость принимать массу сложных решений, часто возникающая в стратегиях, может доставить неудобства. Если раньше думать и принимать решения заставляли в большинстве игр (вспомним, хотя бы, Fallout или Freelancer), то сейчас появилась возможность наблюдать за сюжетом в очередном интерактивном кино. А, к примеру, вечером после работы уставший человек с куда большей охотой включит тот же The Last of Us, чем сядет разбираться в хитросплетениях политики Shogun 2. Ведь ответственности и сложных заданий ему хватает и в офисе.
  • Ритм жизни постоянно ускоряется. Причем происходит это в геометрической прогрессии. Сегодня большинству из нас все сложнее выделить несколько часов на кампанию в Civilization. Ведь постоянно нужно куда-то бежать и спешить. Конечно, существуют сохранения, но ведь через несколько дней вспомнить всю геополитическую ситуацию будет на порядок сложнее. Куда проще сыграть пару коротких раундов по захвату флага в Call of Duty, после чего с чувством выполненного долга отправиться по своим делам.
  • Как ни печально это признавать, но главной причиной спада популярности стратегий можно смело назвать консоли. Не секрет, что самым удобным контроллером в стратегиях была и остается компьютерная мышь. Подробно о том, почему именно здесь не подойдет геймпад, лучше всего, вероятно, расскажут корейцы, совершающие порядка 200-300 кликов мыши в минуту на очередном чемпионате по StarCraft 2. Кроме того, на западе многие воспринимают консоли в качестве развлечения для вечеринок, а под этот формат стратегии также вписываются едва ли. Creative Assembly и подавно объясняют PC-эксклюзивность грядущего Rome 2 заоблачными требованиями к железу, которые окажутся слишком высокими даже для следующего поколения консолей. А так как балом правят именно приставки, разработчики попросту не хотят связываться со стратегиями, которые с большой вероятностью окажутся для них менее прибыльными, чем очередной шутер или «кино».

Вот мы и разобрались, что же произошло с одним из самых популярных ранее жанров. Так или иначе, множество стратегий навсегда вошло в историю видеоигр. Кто-то запомнит  Jagged Alliance с его зубодробительной сложностью, кому-то вспомнится Dune в качестве одной из первых игр, в которые он играл, кому-то придут на ум Тесла-танки и Юрий из незабвенного Red Alert, а некоторые и подавно ассоциируют весь жанр с Heros Might and Magic III. Невероятно атмосферный «Блицкриг», чертовски технологичная и вариативная по тем временам «В тылу врага», душевные «Космические рейнджеры» - все эти стратегии были хороши и доказали всему миру, что в России тоже умеют делать первоклассные игры. Ну а мы, вместо того, чтобы горевать по былым временам, лучше подождем ремейк C&С (Generals 2) и многообещающий Rome 2 и будем надеяться, что увидим еще много умных, затягивающих и разнообразных стратегий.

Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
19 5
3594 просмотра всего
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
1234
Йоханан Привалов добавил комментарий | 24 июля 2013 17:01
эта статья "от кэпа" уместней бы смотрелась в бложике, а заодно и помогла бы оному не загнуться от отсутствия присутствия.
ну и да ответ на титульный вопрос очень прост и прозаичен- людишки тупеют, а современные информационные технологии разлагают мозг среднестатистического индивидуума похлеще легкой наркоты. Апокалипсис близок.
Ответить Цитата
0
Brute добавил комментарий | 24 июля 2013 17:22
некогда с большим удовольствием играл в стратегии, особо любима мной была, конечно же, Red Allert, а ещё Ground Control и Rise of Nations, и Age of Empires. но потом как-то охладел к жанру, обленился что ли. хотя, иногда и настальгирую, переигрывая несколько карт в том же Рэде.
Ответить Цитата
0
Zharik добавил комментарий | 24 июля 2013 17:25
Убить "Молиньё" Ондатру сказал(а)
ответ на титульный вопрос очень прост и прозаичен- людишки тупеют


Согласен, по мимо этого у людей ещё и фантазии меньше стало и из-за этого они перестают, С ПОМОЩЬЮ ФАНТАЗИИ из стратегии делать своего рода кино для себя.
Ответить Цитата
0
Олег Криволапов GURU добавил комментарий | 24 июля 2013 17:40
Убить "Молиньё" Ондатру сказал(а)
эта статья "от кэпа" уместней бы смотрелась в бложике, а заодно и помогла бы оному не загнуться от отсутствия присутствия.
ну и да ответ на титульный вопрос очень прост и прозаичен- людишки тупеют, а современные информационные технологии разлагают мозг среднестатистического индивидуума похлеще легкой наркоты. Апокалипсис близок.

"от кэпа" тут скорее уж твое ИМХО) Потому как в статье есть несколько причин, и ни одну из них нельзя переформулировать как "люди тупеют")
Ответить Цитата
0
Йоханан Привалов добавил комментарий | 24 июля 2013 17:44
хотя, надо признать и тот факт, что спад популярности стратежек отчасти обусловлен полнейшим застоем жанра. есть ряд игр, развивающих уже устоявшиеся концепции (Тотал Вэр, Цивилизашка) есть кондовый старкрафт, но совсем нет чего-то кардинально нового. убогие потуги в виде ЭндВэра не в счет. Хотя, на то же кинект так и просится игрулька, повеливать войсками в которой можно властными жестами рук. Так шо кругам бяда, мальцы.
Ответить Цитата
0
Олег Криволапов GURU добавил комментарий | 24 июля 2013 17:48
Убить "Молиньё" Ондатру сказал(а)
хотя, надо признать и тот факт, что спад популярности стратежек отчасти обусловлен полнейшим застоем жанра. есть ряд игр, развивающих уже устоявшиеся концепции (Тотал Вэр, Цивилизашка) есть кондовый старкрафт, но совсем нет чего-то кардинально нового. убогие потуги в виде ЭндВэра не в счет. Хотя, на то же кинект так и просится игрулька, повеливать войсками в которой можно властными жестами рук. Так шо кругам бяда, мальцы.

Проблема в том, что консольных игроков-то и труднее всего заставить играть в стратегии. А голосовое управление сегодня на таком уровне, что комфортно покомандовать войсками удастся едва ли. Команды будут перемежаться с матюками)
Ответить Цитата
0
Супер Мужчина добавил комментарий | 24 июля 2013 17:50
Мне нравится только 1 стратегия-Age of Empires 3,ну и HoM 3,если её можно считать таковой,а так я не увлекаюсь стратегиями
Ответить Цитата
0
B_RIF добавил комментарий | 24 июля 2013 17:54
Посмотрел я обзор от BadComedian на Компани оф ***оус 2. Мне аж перехотелось играть в неё :( Такого вранья я ещё не видел.
Блицкирг остается лучше стратегией по теме второй мировой.
Ответить Цитата
0
Йоханан Привалов добавил комментарий | 24 июля 2013 18:06
Олег Криволапов сказал(а)
"от кэпа" тут скорее уж твое ИМХО) Потому как в статье есть несколько причин, и ни одну из них нельзя переформулировать как "люди тупеют")

кэп не может сказать правды о ничтожных людишках же. а свою концепцию отупления чуловечьей отары, я ша разовью: первый этап отупления чуловеков начался с введением всеобщего образования, когда когнитивные способности стали планомерно вытесняться усредненной эрудированностью. В нонешнюю же эпоху гугела и эта корявая эрудированность подменяется педевикией и ложным ощущением всезнания. А способности к анализу информации и генерации новых знаний тем временем в среднем по палате уже почти до уровня плинтуса опустились.

Проблема в том, что консольных игроков-то и труднее всего заставить играть в стратегии. А голосовое управление сегодня на таком уровне, что комфортно покомандовать войсками удастся едва ли. Команды будут перемежаться с матюками)

ну, как минимум в боксолайве маненьким экспериментальным стратежкам, думаю, место бы нашлось. да и простая переделка набора команд и ии на более реалистичное поведение могло бы дать жанру нехилый толчок к развитию.
Ответить Цитата
0
Top Gay добавил комментарий | 24 июля 2013 18:14
Купил цивку,просто божественно.не понимаю людей,которые сравнивают сегун и циву.2 разные игры.
Ответить Цитата
0
1234 Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения