id Software: от Commander Keen до RAGE

28 сентября 2011
Как ни крути, но id Software великая компания с двадцатилетней историей, что бы там не говорили о ней завистники и конкуренты. Не встреться Том Холл, Джон Ромеро и Джон Кармак, возможно, жанра First-person shooter, как такового, не существовало бы сейчас...

Как ни крути, но id Software великая компания с двадцатилетней историей, что бы там не говорили о ней завистники и конкуренты. Не встреться Том Холл, Джон Ромеро и Джон Кармак, возможно, жанра First-person shooter, как такового, не существовало бы сейчас. После длительного периода ожиданий, в октябре этого года выходит долгожданный RAGE. Сегодня мы не будем вспомнить историю компании, конфликты между Томом Холлом и Джоном Кармаком, скандальный уход Ромеро из команды, взлеты и падения id. Речь пойдет исключительно о лучших играх, созданных этими ребятами.

Юный командир

Началось все с легендарной, и ставшей сегодня уже классикой, игры Commander Keen, поделенной на эпизоды и распространявшейся по модной тогда shareware-модели. Первая, и сразу же удачная игра, в которой использовалась придуманная Кармаком scrolling-side прокрутка заднего фона. Что же представлял собой Commander Keen?

Главный герой игры - восьмилетний мальчик-гений по имени Билли Блейз (родственник Джимми Нейтрона?), соорудивший из различных труб, жестяных банок и прочего попавшего под руку хлама, настоящий космический корабль. Когда его няня и родители видят десятый сон, фантазия мальчугана продолжает работать на полную мощь. Он одевает футбольный шлем своего брата (речь идет об американском футболе) и становится единственным человеком, в чьих силах спасти Землю от коварных инопланетных захватчиков на своем корабле. Мало кто догадывается, что он - Командир Кин (Commander Keen).

Добрый и немного наивный сюжет - всего лишь хорошая предыстория, чтобы заинтересовать игроков. Главной же особенностью Commander Keen был невероятно увлекательный геймплей, чем-то напоминающий Mario. В первом эпизоде игры Билли Блейзу... простите, Командиру Кину, необходимо было собрать детали от своего космического корабля, похищенные инопланетянами и спрятанные в различных локациях. Да-да, пришельцы с Марса догадались о могуществе Кина и теперь бояться за свои жалкие жизни, пытаясь остановить мальчишку.

Всего в серии семь игр, каждая из которых носила свою приставку. Итак, по порядку: Marooned on Mars, The Earth Explodes, Keen Must Die, The Lost Episode, Secret of the Oracle, The Armageddon Machine, Aliens Ate My Babysitter. И все это вышло для PC (DOS) в течение двух лет, с 1990 по 1991 год.

Альберт Вульф Эйнштейн

Следующей игрой, созданной в недрах студии, стал знаменитый Wolfenstein 3D. Считается, что с появлением этой игры зародился и популярный жанр First-person shooter. Хотя некоторые источники утверждают обратное. Релиз Wolf 3D состоялся в 1992 году. Перед созданием той, или иной игры, Джона Кармака всегда вдохновлял какой-нибудь проект сторонней студии или кинофильм. Исключением не стал и период перед разработкой Wolfenstein 3D. Кармак признавался, что большое впечатление на него произвела Ultima Underworld: The Stygian Abyss. Поэтому некоторыми особенностями из нее он решил приукрасить и свой будущий проект.

Врагов идеальней, чем немецкие захватчики, нельзя было и представить. Да еще и дать игрокам в финале схватку с самим Гитлером. Главный герой игры, кстати, - Уильям Блажкович (B.J.), взятый в плен нацистами и содержащийся в крепости под названием Wolfenstein. Его цель легко описать одним словом - побег. Находим оружие и начинаем «путешествие» по коридорам Wolfenstein, убивая фашистов одного за другим. Одной из особенностей игры стали мини-боссы: Hans Grosse, Dr. Schabbs, General Fettgesicht и прочие. Точнее - сражения с ними, удовлетворяющие даже самого придирчивого игрока. Убить боссов было не так просто, поэтому арсенал стоило готовить самый убойный. Да и приходилось побегать, чтобы найти очередную аптечку, а нашему протагонисту хватило здоровья дойти до финишной прямой.

Другая фишка - тайники с бонусами, аптечками, дополнительными боеприпасами. Стоило найти «волшебное» изображение Адольфа из всех присутствующих на стенах, как открывалась потайная комната с различными «вкусностями». Тайники, конечно, скрывались не только за картинами с вышеназванным человеком.... Если играли, то поймете, о чем речь идет.

Игра работала на собственном движке Wolfenstein 3D engine, а позже была портирована на множество платформ, среди которых Game Boy Advance, SNES, Apple Macintosh. Для любителей этой ретро-игрушки не составит труда найти ее и на современных платформах, таких как: iPad, iPhone или PlayStation 3. Следующие игры серии вряд ли стоят такого пристального внимания, потому как разрабатывались они сторонними студиями под руководством id Software, владеющей правами на серию Wolfenstein. Так, в ноябре 2001 года вышло продолжение под названием Return to Castle Wolfenstein. Однопользовательский и многопользовательский режимы создавались разными студиями, однако это не помешало выпустить достойную игру, удостоенную на metacritic.com 88 баллов из 100 возможных. И, буквально два года назад, серия вновь заявила о себе. На прилавках магазинов появился посредственный Wolfenstein от студии Raven Shield, созданный, опять же, под руководством id Software. Игра набрала 75% на gamerankings.com и осталась в памяти (если вообще осталась) игроков как типичный «проходняк-шутер».

Doom'ай о хорошем

И вновь вернемся в 90-е, когда продукты id Software правили балом на рынке видеоигр. Если Wolfenstein 3D заинтересовал геймеров и привлек внимание к студии, то выход Doom в ноябре 1993 сделал любителей преданными фанатами. Давайте вспомним, что же так заинтересовало игроков в Doom, и почему новое творение id пользовалась такой бешеной популярностью.

Интерфейс самого первого «Дум'а» напоминал все тот же Wolfenstein 3D, однако первым (и одним из главных) отличием стал видеоряд. Специально для этой игры Джоном Кармаком был разработан уникальный движок id Engine 1, который был на голову выше своих ближайших конкурентов. Однако на одном визуальном ряде далеко не уедешь, поэтому над разнообразием своего шутера от первого лица ребятам тоже пришлось попотеть.

Начнем с сюжета, который в играх id всегда считался лишь каким-то бонусом ко всему происходящему на экране old-school монитора. Джон Ромеро хотел, чтобы в Doom игрок ассоциировал себя с главным персонажем и «влился» в атмосферу происходящего на все сто процентов, поэтому никакого имени протагонисту не дали. Безымянный герой оказывается на Марсе в сопровождении охраны, состоящей из его же коллег. Из-за ранее произошедшего инцидента, миссия на Марсе для протагониста становится последней.

Однако происходит череда необъяснимых событий, после которых герой теряет сознание и, чуть позже, придя в себя, обнаруживает, что отряд полностью исчез. Вокруг кишат ужасные монстры из ада, пытающиеся убить оставшегося в живых главного героя. Разобраться в ситуации, найти ответы на вопросы и при этом сохранить собственную жизнь - вот, что входит в планы альтер-эго.

Итак, перед игроками была более продуманная и красивая версия Wolfenstein 3D. Вместо фрицев здесь - обилие разнообразных монстров из ада, что, естественно, вызвало волну возмущений (сатанизм, насилие, жестокость); невероятное количество оружия, среди которых бензопила, кастет и BFG; запутанные уровни с огромным количеством секретов и дополнительных «вкусностей». Но важную роль сыграла не только увлекательная кампания, но и многопользовательский режим. Да-да, «кооператив» и deathmatch от 1 до 4 игроков! Только представьте, как Doom опережал свое время и дарил невероятные возможности для всех, кто приобрел полную версию (игра, как и Wolf 3D, распространялась по shareware-модели).

Недолго думая или не думая вовсе, издатель дает добро на разработку сиквела - Doom II: Hell on Earth. Популярная серия получает продолжение и появляется на прилавках магазинов (уже не в виде shareware игры) в октябре 1994 года. За столь короткий срок вряд ли можно придумать массу нововведений, поэтому сиквел вышел практически идентичным оригиналу. Главный герой вернулся на родную Землю, но и здесь его ждали неприятные известия. Адские создания добрали до голубой планеты и готовы истребить весь род человеческий. Помните, что сюжет далеко не главное? Последняя надежда на уже знакомого безымянного морпеха, который должен разделаться с главным дьяволом и закрыть проклятый портал. На протяжении 30 уровней (32, считая секретные) протагонист будет двигаться по различным уровням, истребляя ужасных чудищ. Из арсенала у нас добавилась только двустволка, зато художники нарисовали уйму новых супостатов: Ревенант, Рыцарь ада, Манкубус и еще пятерых исчадий ада. В успехе игры сомневаться не приходилось: более двух миллионов проданных копий и чистая прибыль в размере ста миллионов долларов.

Уделять внимание аддонам не будем и сразу же переключаемся на третью часть, которая появилась на свет ровно через десять (!) лет - в 2004 году. Игра представляла собой ремейк оригинального Doom'а с поправкой на технические стандарты, считавшиеся актуальными в то время, и немного измененный сюжет.

Игра создана на эксклюзивном движке - id Tech 4. При ее создании разработчики делали акцент на атмосфере. Они хотели передать весь ужас происходящего и вселить чувство страха во время прохождения. И у них это вышло. Правда, местами.

Былого ажиотажа (по сравнению с успехом в 90-х) вокруг новой части Doom'а не наблюдалось. Игроки и критики за главный недостаток проекта посчитали его «затянутость» и однообразие. Приемы, которыми id пытались напугать геймеров, повторялись раз за разом, невозможность одновременного использования фонарика и оружия - скорее раздражала, чем выгодно отличала Doom 3. Но, несмотря на это, игра оказалась коммерчески-выгодной и получила на gamerankings.com около 87% (PC версия). На этой оптимистичной ноте закончим разговор об этой серии. Или нет? Конечно, мы не могли поставить жирную точку, пока не сказали, что Doom 4 в разработке. Дата релиза не известна. Все, теперь, с чистой душой, точно можем идти дальше.

Дрожь земли

Изначально Quake должен был выглядеть иначе. Главный герой бегал по уровням, размахивал огромным молотом ... короче говоря, идея не прижилась и мы имеем то, что имеем. В 96-ом году состоялся релиз игры, и вновь id Software привлекла к себе внимание. Среди предыдущих проектов студии Quake выделяло настоящее 3D. Если раньше мы могли наблюдать только прямолинейное движение героя, то теперь, подвигав мышью, можно осмотреться вокруг и пойти, куда глаза глядят. Радости геймеров не было предела, потому как к беготне прикрутили еще и качественные перестрелки в лучших традициях Wolfenstein 3D и Doom. Главный герой должен возглавить операцию по уничтожению неизвестного врага под кодовым именем Quake (Дрожь). Операция продлится на протяжении 28 уровней, среди оружия в запасе будет: топор, дробовик, двустволка, гвоздомет и супер гвоздомет, ракетомет, гранатомет и молниемет. Уделили разработчики достаточно внимания не только одиночной кампании, но и многопользовательскому режиму. В последующих играх серии акцент сместится на мультиплеер, и, конечно, вы в курсе, что Quake III станет одной из главных дисциплин в киберспортивных соревнованиях. Второй Quake не является сиквелом как таковым. Id Software в своих недрах готовили абсолютно другую игру, но, за неимением нормального названия, к ней прикрутили имя Quake II, «подогнав» к релизу знакомые элементы из оригинальной игры.

Quake III Arena ворвался в жизнь геймеров в конце 1999-го года. Ребята из id решили свести на нет одиночную кампанию, заменив ее на банальные перестрелки с ботами. Все внимание главной изюминке - мультиплееру: пять различных режимов игры, невероятный драйв, наличие бонусов (speed, quad damage, - помните?). Самое чумовое оружие - еще одна особенность Quake 3. Здесь вам: и плазмаган, и BFG-10k, и рельса - лучшие пушки. Не удивительно, что игра стала одной из любимых дисциплин в киберспорте. Также Q3 могла похвастаться и красивой графикой, ведь Кармаком был усовершенствован фирменный движок id Tech. Одним словом, конфетка для любителей динамичных шутеров.

Позже будут выпущены различные спин-офф'ы, а также четвертая часть Quake. Создавалась она, преимущественно Raven Software, при непосредственным контроле id, как и проекты Wolfenstein. Игра получила неплохие отзывы критиков и была тепло принята игроками. Но ... популярна ли Quake 4 сейчас?

Впасть в «Ярость»

Одним из главных событий следующего месяца в игровой индустрии станет выход долгостроя от id Software под названием Rage. Случится это уже 7 октября, и некоторые детали об игре мы сообщим в специальном материале «Игровой октябрь». В ожидании релиза можно проверить наличие свободных 25 Gb на жестком диске, ведь именно столько займет новое творение Джона Кармака и его компании. Ждем.

Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
9 0
3330 просмотров всего
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
123
Kloppapa добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:01
да хорошая компания
Ответить Цитата
0
Само DOBRO добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:05
"Kloppapa": согласен
Ответить Цитата
0
PC FOREVER добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:06
Две лучшие компании:ROCKSTAR и ID SOFTWARE. По статье очень познавательное и написано тоже хорошо,ах да чуть не забыл Doom 3 уг
Ответить Цитата
0
Sickness добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:07
PC FOREVER: последние два слова хорошо написал.
Но ID Sоftware ничего хорошего не сделали...
Ответить Цитата
0
PC FOREVER добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:18
"Sickness": не знаю как тебе а мне практически все их игры понравились кроме дума 3
Ответить Цитата
0
Trollfather добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:20
еще один фейспалм сикенсу. Id создала сам жанр и зделала его популярным. и многим нравится. а сонибои, они и в африке сонибои
Ответить Цитата
0
Sickness добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:24
Тролльбатя, я всё равно мнения не изменю. Троллота она и в Африке Жирнота.
Ответить Цитата
0
Big Daddy добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:26
Про Американа МакГи можно было ещё чё-нить написать.
Ответить Цитата
0
Trollfather добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:26
"Sickness": тут даже про жир ни слова. Id для индустрии больше, чем любая другая студия. это даже отрицать не стоит
Ответить Цитата
0
Nikikitaa добавил комментарий | 28 сентября 2011 21:28
как все изменилось за последние 15 лет!!
Ответить Цитата
0
123 Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения