Феномен MOBA. Dota 2 начинает и выигрывает

19 сентября 2014
Сегодня мы попытаемся выяснить, за что так любят Dota-подобные игры разработчики и игроки, выведем идеальную формулу для монетизации и попытаемся сделать прогноз перспектив жанра

В наши дни жанр MOBA популярен как никогда. То есть, в скором времени он уже не будет так популярен. Игры анонсируются самыми крупными компаниями-разработчиками, ставки растут, спрос с проектов — тоже. Успех  Dota 2 многим не дает покоя. С точки зрения дальнейшего извлечения коммерческой выгоды игры жанра MOBA идеальны для разработчика. При условии, конечно, что компания представит конкурентоспособный продукт с массой интересных идей и правильным балансом. Грамотно организованная монетизация также играет огромную роль — ведь изначально такие проекты должны распространяться бесплатно. И только уже после проявления ярко выраженной зависимости у игрока разработчику можно заниматься денежными делами. Сегодня мы попытаемся выяснить, за что так любят Dota-подобные игры разработчики и игроки, выведем идеальную формулу для монетизации и попытаемся сделать прогноз перспектив жанра.

Хватай и беги

Но для начала вернемся к истокам. Сама история  Dota-подобных игр берет свое начало с карты Aeon of Strife для Starcraft. Базовые правила были определены уже тогда. Пользователь с ником Gunner_4_ever создал карту, где четыре героя сталкиваются лицом к лицу. Чуть позже был представлен вариант карты, где в битве участвовали только два героя, но вариант с четырьмя остается каноничным. После релиза Warcraft 3: Reign of Chaos карта была «творчески переосмыслена» и портирована. Добавились многочисленные дополнительные правила. За убийство монстров в Aeon of Strife давались деньги. В редакции для Reign of Chaos добавили получение героями новых уровней, покупку предметов и изучение способностей.

Тут нужно сделать одну важную ремарку: вся идея  Dota-подобных игр была придумана именно пользователями. Творчески настроенные игроки проявляли способности созданием дополнительных материалов с помощью имеющихся редакторов. Подобный случай, когда некоторые идеи, предложенные пользователями, в дальнейшем поддерживались разработчиками и реализовывались в проектах на коммерческой основе, вовсе не единичен. Самые банальные и знаменитые примеры — Counter-Strike и DayZ.

После переноса Aeon of Strife на «рельсы» Warcraft 3 многие поклонники новообразованного мини-жанра начали в спешном порядке ваять свои карты со схожими правилами игры. Особенно тогда отличился пользователь с ником Eul, который не поленился сделать мод Defence of the Ancients (он же DotA). В скором времени эта карта будет пользоваться невероятной популярностью. После релиза The Frozen Throne, второго дополнения к Warcraft 3, модостроитель создает новую версию DotA 2: Thirst for Gamma in TFT (не путать с нынешней Dota 2). Спустя еще некоторое время Eul словно растворяется. В качестве финального аккорда всех своих «мододеяниий» он открывает исходные коды своей карты для создателей других модов.

Дальнейшая судьба большого мода к  Warcraft 3 насыщена самыми интригующими событиями. Была DotA Allstars, запуск многочисленных версий с разными порядковыми номерами. А чуть позже, в 2005 году, некто IceFrog взялся за доработку версии 6.1, у которой было множество улучшений и видоизменений. Так или иначе, отчаянный мододел IceFrog в 2009-м году попал в компанию Valve, где начал трудиться над полноценным сиквелом — Dota 2. Официальный анонс игры состоялся 13 октября 2010 года, а релиз — только 9 июля 2013 года.

Вторая часть представляла собой полноценный крупномасштабный проект с отточенным балансом и многочисленными улучшениями. Суть осталась неизменной: три линии, герои и главная цель — уничтожение главного здания на базе противника. Многие издания выдали  Dota 2 всевозможные награды, а игроки — долгие часы и дни своей жизни. Эта игра на долгие годы поселилась на жестких дисках школьников, студентов и прочих геймеров, которые втайне мечтали очутиться на лидирующих позициях The International. Для тех, кто не в теме, сообщаем, что это самый крупный и самый известный чемпионат по Dota 2 с внушительным призовым фондом.

Пристальное внимание больших людей

Если посвятить материал только одной лишь  Dota 2, то никакого отведенного места для нее не хватит. Самое время вспомнить другие игры подобного жанра, упомянув очевидных аутсайдеров и с интересом изучить наиболее перспективные. В любом случае, первым коммерческим проектом схожего толка оказалась Demigod. Геймдизайнер Крис Тейлор одним из первых понял, что у жанра имеются перспективы для развития. Demigod получил сносные оценки от прессы, но хитом не стал. Звания киберспортивной дисциплины ему также не досталось.

Зато у вышедшей в 2009 году  League of Legends все сложилось намного удачнее. Более 30 миллионов зарегистрированных пользователей, более 11 миллионов активных пользователей, чемпионаты, разбитие на сезоны. LoL до сих пор считается одной из самых удачных и дружелюбных по отношению к пользователю клонов DotA. Удобный интерфейс, внимательное отношение к игрокам, «условно-бесплатная» модель распространения — все это в итоге сыграло свою роль. Чего не скажешь о ее прямой конкурентке — Heroes of Newerth. Последняя распространялась по схеме «купил один раз — и играй». Но уже через полгода разработчикам пришлось перейти на free-to-play — пользовательскую базу можно нарастить только такими методами. Любители MOBA могут бесконечно долго спорить о том, какая же игра (League of Legends или Heroes of Newerth), все-таки, лучше, но факт остается таковым — у LoL больше пользовательская база, да и чемпионаты проводятся там поинтереснее.

Чуть позже подтянулась Blizzard со своей Heroes of the Storm. Этот проект не может не привлечь внимание всех любителей игр от данной компании. Знакомые по вселенным WarcraftDiablo и Starcraft герои, приятная палитра красок, внимание разработчиков к пожеланиям фанатов — уверены, в момент релиза Heroes of the Storm будет являться более чем конкурентоспособным продуктом, который найдет своего покупателя. В случае с Hearthstone же у девелоперов все получилось — карточных игр сегодня не счесть, но большинство заинтересованных проводят время с проектом от Blizzard.

Что происходит сейчас с жанром — трудно описать нормальным литературным языком без сквернословия. Crytek анонсировала Arena of Fate, поляки из CD Project решили вселенную «Ведьмака» приспособить для нужд The Witcher Battle Arena. А потом со счета сбивается даже самый ярый поклонник жанра: StrifeSmiteInfinite CrisisDead Island: Epidemic, Dawngate от Electronic Arts, Deadbleed от создателей Just CauseStorm of Vengeance во вселенной Warhammer 40,000, Gigantic от геймдизайнера Starcraft и Guild Wars — этот список можно продолжать бесконечно. Каждый новый месяц анонсируют что-то новенькое. Лавры Valve с их Dota 2 не дают другим компаниям покоя.

Момент перенасыщения рынка MOBA-играми близок как никогда. Это совершенно нормально, когда на волне успеха какого-то большого проекта другие команды начинают лепить игры-клоны одного жанра. Так было после выхода  Warcraft 3: все уже, вероятно, забыли выражение «Warcraft-клон», но еще десять лет назад оно было особенно востребованным. Равно как и «Diablo-клон». Так было с шутерами про Вторую мировую, с первой Half-Life и сюжетными экшнами от первого лица. После выхода Need for Speed: Underground поклонники гоночных аркад могли наблюдать лавину анонсов игр с ночными гонками на скорость.

Практика показывает, что слепое копирование с последующим выпуском абсолютно вторичного продукта ни к чему хорошему не приводит. Волна анонсов MOBA сойдет на нет очень и очень скоро. Ровно тогда, когда разработчики поймут, что для успеха мало взять чью-то идею и слегка ее переиначить под свои нужды — нужен новый опыт, новые ощущения. Приятные ощущения. Только в таких случаях игрок готов платить. Готов тратить свое время и рассказывать с упоением о новинке всем друзьям, коллегам и родственникам. Что-то нам подсказывает, что в случае со всеми вышеназванными играми (то есть, почти со всеми) такого никогда не случится.

P.S.
MOBA-игры остаются в тренде. Они легки для усваивания, динамичны и, как правило, бесплатны. Большинство игроков остаются верными Dota 2 и League of Legends, присматриваясь к Heroes of the Storm. Спустя пять лет расстановка сил не изменится, вот увидите.
Пожалуйста, оцените работу редакции:
Нравится Не нравится
8 3
2368 просмотров всего
Добавить комментарий Обсуждение обзора
Осталось символов
Добавить
Йоханан Привалов добавил комментарий | 19 сентября 2014 20:44
мамку инвертировал
Ответить Цитата
0
Stormrider добавил комментарий | 19 сентября 2014 22:36
Не понимаю людей, играющих несколько лет НА ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ КАРТЕ!!!!
Ответить Цитата
0
Catalyst добавил комментарий | 19 сентября 2014 23:01
Олег Криволапов сказал(а)
Захар "ZNGRU" Гуляев сказал(а)
Никогда я не понимал лохов наяривающих в ЭТО.......

Зато следующая статья тебе понравится) Как раз будто по заказу)

"Как стать фанатом драйвера за 60 секунд"?
Ответить Цитата
0
Олег Криволапов GURU добавил комментарий | 20 сентября 2014 02:19
"Catalyst" сказал(а)
Олег Криволапов сказал(а)
Захар "ZNGRU" Гуляев сказал(а)
Никогда я не понимал лохов наяривающих в ЭТО.......

Зато следующая статья тебе понравится) Как раз будто по заказу)

"Как стать фанатом драйвера за 60 секунд"?

Тепло)
Ответить Цитата
0
Hagen87 добавил комментарий | 22 сентября 2014 02:15
Про PrimeWorld забыли. Очень интересная MOBA от наших разрабов.
Ответить Цитата
0
Warlord добавил комментарий | 28 сентября 2014 12:08
Андрюха "Hagen87", Её специально опустили, эта игра - наглядный пример как НЕЛЬЗЯ делать МОБА.
Автор статьи видимо дотер.
Ответить Цитата
0
Добавить комментарий
Осталось символов
Добавить
Горячие обсуждения